Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
материал (старшая группа)

Марахонько Елена Викторовна

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного образовательного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.

Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

1-я трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

2-я трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени. Ведь, по сути, во время одной образовательной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро образовательные деятельности.

Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В нашем детском саду функционируют две группы: укомплектованных детьми смежных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов.

Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимание, работая в разновозрастной группе:

-это правильное построение развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе, которая строится по таким же принципам как и в группах детей одного возраста только с небольшими уточнениями:

1. игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

2. детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.

3. существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам.

4. организация и проведение НОД

5. организация режимных моментов

НОД

Необходимо заранее продумывать, как построить занятие так, чтобы дети одной возрастной группы были заняты, пока другая подгруппа занимается. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении.

Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом.

Перед началом образовательной деятельности необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, виды деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.

Существует несколько видов организации образовательной деятельности в разновозрастной группе:

1. Ступенчатое начало НОД.

На первом этапе работу начинают дети старшей подгруппы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительнойбеседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание образовательной деятельности

Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 минут.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей

по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей подгруппы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней подгруппы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей.

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости, слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношениявзрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в короткое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, несмотря на определённые сложности в работе с детьми разного возраста есть и свои преимущества :

• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.

• Младшие видят более понятный пример для действий.

• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.

• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного образовательного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.

Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

1-я трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

2-я трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени. Ведь, по сути, во время одной образовательной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро образовательные деятельности.

Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В нашем детском саду функционируют две группы: укомплектованных детьми смежных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов.

Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимание, работая в разновозрастной группе:

-это правильное построение развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе, которая строится по таким же принципам как и в группах детей одного возраста только с небольшими уточнениями:

1. игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

2. детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.

3. существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам.

4. организация и проведение НОД

5. организация режимных моментов

НОД

Необходимо заранее продумывать, как построить занятие так, чтобы дети одной возрастной группы были заняты, пока другая подгруппа занимается. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении.

Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом.

Перед началом образовательной деятельности необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, виды деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.

Существует несколько видов организации образовательной деятельности в разновозрастной группе:

1. Ступенчатое начало НОД.

На первом этапе работу начинают дети старшей подгруппы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительнойбеседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание образовательной деятельности

Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 минут.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей

по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей подгруппы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней подгруппы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей.

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Организация режимных моментов: прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости, слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношениявзрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в короткое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, несмотря на определённые сложности в работе с детьми разного возраста есть и свои преимущества :

• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.

• Младшие видят более понятный пример для действий.

• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.

• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе семейного детского сада.

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастны...

Консультация для педагогов ДОУ "Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ".

В консультации рассмотрены недостатки и преемущества работы педагога в разновозрастной группе детского сада, а так же даны рекомендации по организации НОД и режимных моментов ....

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе

Особенности организации воспитательно - образовательного процесса  в разновозрастной группе       Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ...

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...

Доклад на тему: «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных зада...