Цикл занятий По ФКЦМ и лепке на тему "Знакомимся с географией" в разновозрастной группе Семейного детского сада.
план-конспект занятия на тему

Деракачева Татьяна Александровна

Данная публикация является подробным конспектом занятий цикла "Знакомимся с географией". В ней я делюсь своим опытом работы с детьми разновозрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_attestatsiyu_2017.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по ФКЦМ и лепке на тему: «Знакомимся с географией» в СДС «Деркачевы.

В ходе работы воспитателем семейного детского сада у меня сложился определенный опыт построения занятий с разновозрастной группой. Такие занятие стали в нашем семейном детском саду традицией. И это обусловлено несколькими причинами: во-первых, каждому ребенку всегда хочется включиться в занятие другого, ему кажется, что занятие его сестры(брата) непременно должно быть интереснее, во-вторых, занятие разновозрастной группы обогащает детей не только интеллектуально, но и нравственно: дети учатся снисхождению, взаимоподдержке, внимательному отношению друг к другу.

Основываясь на этом, наш семейный детский сад попробовал реализовать некие циклы занятий для разновозрастной группы. Каждый из них включает в себя 4-5 занятий и посвящен определенной теме. Ход таких занятий следующий: занятие по ФКЦМ плавно перетекает в лепку. Так у детей лучше усваивается новая тема. Между двумя занятиями делается маленький перерыв, в ходе которого дети отдыхают, а воспитатель готовится к следующему занятию.

Один и таких циклов –цикл занятий по ФКЦМ и лепке, предлагаю на рассмотрение. Называется он «Знакомимся с географией», рассчитан на детей в возрасте от 3 до 6 лет и состоит из четырех занятий. Время, отведенное на ФКЦМ и лепку, составляет примерно 40 - 50 минут (с перерывом 5-7 минут). Кратко расскажу о каждом занятии этого цикла. Цикл рассчитан на детей из второй младшей и старшей групп: Николая и Ивана.

  1. Первое занятие. «Наш мир».

Цели, задачи: дать детям первоначальные представления о географии земного шара, о многообразии животного и растительного мира, рассказать о том, что земля круглая и вращается вокруг солнца, развивать логику, мышление, память и мелкую моторику, учиться вежливости и доброжелательности.

Материалы, оборудование: настольная лампа, разноцветный мячик, кукла Чевостик, географическая карта-пазл, лист бумаги А2, наборы пластилина разных цветов.

Ход занятия:

Воспитатель входит с куклой -Чевостиком на руке:

Чевостик: Ребята. Я хотел с вами поздороваться и забыл, какие слова надо говорить: доброе утро или добрый вечер? Или… Может, подскажете мне?

Дети: Доброе утро, потому что сейчас утро.

Воспитатель: Правильно, детки, сейчас утро. И я всем вам скажу: доброе утро! Но не везде. В далекой стране Америке сейчас вечер.

Дети и Чевостик: Как такое бывает?

Воспитатель: Вы знаете, наша земля – круглая, она имеет форму шара. Что у нас еще имеет форму шара? ( Воспитатель выслушивает ответы детей). – Молодцы, вы много вспомнили! Давайте возьмем разноцветный мячик и посмотрим, какая у нас земля. Допустим (воспитатель указывает на разные стороны разноцветного мячика), -  это будет нашей страной, которая называется…как? Правильно, Россия, а эта сторона мячика будет далекой Америкой. Еще наша земля умеет вращаться и вращается она вокруг солнца. Давайте посмотрим, как это происходит. Пусть нашим солнышком сегодня побудет настольная лампа. (Воспитатель берет мячик и вращает его вокруг включенной настольной лампы). Одна сторона освещается солнцем. Это наша Россия. У нас светит солнышко, у нас сейчас утро. А другая сторона осталась в темноте, это Америка, там вечер. А ну-ка, давайте, повернем мячик еще чуть-чуть. Теперь в России настал вечер, а в Америке? Молодцы, утро.

Чевостик: Так значит, скажем: доброе утро! Потому что солнышко у нас проснулось и светит на небе! А где она, эта далекая Америка? И как до нее добраться?

Воспитатель: Америка и вправду находится очень далеко и чтобы туда попасть, надо лететь 10 часов на самолете, а если ехать на поезде, то это займет несколько дней, почти целую неделю.

Чевостик: Какая наша земля огромная!!!

Воспитатель: Наша земля и вправду очень большая. Там много разных стран и городов. На разных частях нашей земли живут разные люди, разные животные, летают разные птицы, плавают разные рыбы и растут разные растения. Вот например, кто живет в лесу, дети? (Ответы: еж, белка, медведь, лиса и т.д.). А если взять другую часть света, где пустыня и жаркие страны, например, то там кто будет жить? (Ответы: слон, бегемот, носорог и т.д. ). Правильно, молодцы! А на севере среди льдин кто живет? (Ответы: пингвин, морж, белый медведь). Верно!

- А теперь возьмем нашу карту (Воспитатель берет географическую карту-пазл) и посмотрим, где находятся эти части света.

Воспитатель показывает детям Евразию, где много лесов, Африку, где пустыни и Антарктиду, где север и льдины. Потом дает детям возможность самостоятельно пособирать пазл и рассказать, что где находится.

После небольшого перерыва продолжается занятие. (Лепка).

Воспитатель берет лист плотной бумаги А2 и говорит детям:

-  Давайте представим, что это – наша земля, не вся, но та часть нашей земли, где находятся леса, пустыни и льдины. Давайте попробуем с помощью пластилина показать, где что находится на нашей земле. Выберем цвета. Какого цвета будут у нас леса? (Дети: Зеленого). Пустыня? (Желтого). А льдины (Белые).  Между этими частями света у нас и синие моря и океаны.

Воспитатель распределяет, кто из детей, что будет делать и показывает, как работать с пластилином (размазывать пальцами по поверхности бумаги, стараясь не заезжать за начерченные воспитателем границы).  Вторая младшая группа (Николай) делает пустыню, старшая группа (Иван) – льдины и леса. Воспитатель «прокладывает» между ними моря и океаны.

В конце занятия воспитатель хвалит детей за старание и все вместе любуются сделанной работой.

Последующие три занятия этого цикла будут посвящены отдельно лесам и животным и растениям, населяющим их, пустыне и ее животному и растительному миру, и северу и его обитателям. В ходе каждого занятия у детей будут индивидуальные задания по лепке (в зависимости от сложности и возраста ребенка). Все обитатели нашей земли будут помещены на свое место.

2. Занятие второе. Евразия Россия. Леса.

Задачи: Познакомить детей с многообразием природного мира наших широт, узнать новые понятия: континент, Евразия, развивать речь, память, воспитывать любознательность, патриотизм, развивать мелкую моторику.

Материалы, оборудование: Лист А3 – «земля», фланелеграф с домашними животными и животными леса, бумажные фигурки лесных зверей и птиц, пластилин, стеки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, а вы помните, куда мы поставили нашу модель мира? (Дети показывают). Давайте посмотрим на мир. Какой он? Давайте поиграем с вами в игру. У меня есть один секрет – шкатулка с драгоценными камнями. Полюбуйтесь какая она красивая! Я сейчас достану из нее камушки. А вы будете их туда по очереди класть, но с каждым камушком вы будете мне говорить: какой мир. Вот так: я например беру камушек и говорю: наш мир красочный! (Дети продолжают играть в эту игру при помощи воспитателя, вспоминая прилагательные, которые можно отнести к слову мир).

Воспитатель: Вы помните, в какой стране мы живем? Правильно, в России! А наша страна находится на двух частях света: Европе и Азии или, как еще говорят, на континенте Евразия. Евразия – самый большой континент на земле. (Континент – это часть света на суше). Помните, мы летели на самолете над землей? И какой мы видели нашу землю с неба?  (Ответы детей). Больше всего на ней было зеленого цвета. Потому что на нашей земле много зеленых лесов. Леса нам очень нужны, потому что благодаря деревьям, которые в них растут, мы дышим чистым, свежим воздухом. Кстати, какие деревья растут в лесу? (Воспитатель выслушивает ответы детей: ель, сосна, дуб, береза и т.д.). Также в лесу растете много грибов и ягод. Помните, каких? (Ответы детей: подосиновик, подберезовик, мухомор, малина, черника и т.д.) Вот послушайте замечательное стихотворение о  лесе:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Мы должны очень бережно относиться к лесу и его обитателям, если хотим быть «своими» в лесу. А давайте вспомним, какие звери живут в лесу? (Воспитатель выслушивает ответы детей: волк, медведь, еж и т.д.). А птицы? (Ответы детей: дятел, кукушка, снегирь и т.д.) Воспитатель дополняет ответы детей.

- Молодцы, ребята. Теперь давайте с каждым из вас по отдельности поиграем в такую игру. Коля (вторая младшая группа), смотри. Воспитатель берет фланелеграф, на котором вперемешку находятся дикие (лесные) и домашние животные.

- Зверушки встретились вместе и так заигрались, что позабыли, кому куда иди домой. Помоги домашним животным прийти на ферму, домой, а лесных помести в лес.

Коле дается время на выполнение задания, Ваня при этом молча наблюдает.

- А ты, Ваня (старшая группа) наведи порядок в лесу. Воспитатель берет бумажные фигурки лесных зверей и птиц. - Осенью звери и птицы забыли, кому надо улетать, а кому оставаться, кому зимовать в берлоге, а кто зимы не боится. Напомни им об этом и расскажи всем нам.

После того, как дети справляются с заданием, воспитатель хвалит их и объявляет небольшой перерыв.

После перерыва начинается занятие по лепке.

Воспитатель: А теперь вернемся к нашему миру. То, что мы обозначили зеленым цветом, - это наш континент Евразия, где находится наша Россия. Но, конечно, там не только леса, но еще поля, луга, реки озера. Давайте отломим немного синего пластилина и сделаем реку. А теперь, давайте заселять наш мир. Коля, давай с тобой слепим рыбок, зайчика, медведя и елочку, а под елочку грибочек. А Ваня пусть слепит русского человека, два дерева на свой вкус, ягодки, волка, лисичку и ежика и все это поместим на нашу Землю. Воспитатель работает вместе с детьми, помогая им, потом все вместе любуются работой.

3. Третье занятие. Африка, пустыня.

Задачи: познакомить детей с растительным и животным миром пустыни и саванны, узнать новые понятия: саванна, сычь и т.д., развивать память, логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: игрушка верблюд, «пластилиновая карта», сделанная на прошлом занятии, карточи-пазлы с изображением животных леса и Африки.

Ход занятия:

Воспитатель: Где наш прекрасный мир? Как много мы всего уже сделали. Но это еще не все! Мир гораздо разнообразней. И кроме нашей русской природы: лесов, полей и рек, в мире есть еще и другая природа, на других частях света. Помните, что на юге, где жарко, есть такая часть света (континент) – Африка. Какие стихи про Африку мы помним? (Ответы детей: «Айболит», «Бармалей»). Почти вся Африка – это одна большая пустыня. Помните, стихотворение про пустыню? Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Желтая сираница»:

Вы любите, ребята, 
Пересыпать песок. 
В руках у вас лопата, 
Ведерко и совок. 

Как нитка золотая, 
У вас из кулака 
Бежит струя густая 
Прохладного песка. 

Садовая дорога 
Усыпана песком. 
Но плохо, если много 
Песка лежит кругом. 

Вот желтая страница - 
Пустынная страна. 
Песок по ней кружится, 
Несется, как волна. 

Неведомо откуда, 
Неведомо куда 
Бредут по ней верблюды - 
Степные поезда. 

Идут они в кочевье 
Под музыку звонков. 
Лежачие деревья 
Растут среди песков. 

Безлиственные сучья 
К сухой земле пригнул 
Живучий и колючий 
Кустарник саксаул. 

А ветер носит тучи 
Горячего песка. 
Идет песок летучий 
На приступ, как войска. 

Давайте достанем наши драгоценные камешки и шкатулочку и будем вспоминать, какая она - пустыня. Дети кладут камешки, называя определения пустыни (Жаркая, сухая, колючая, желтая, горячая и т.д.)

Воспитатель: В пустыне очень суровая природа. Там очень сухо, очень мало воды, но бывают сильные ветры, так что иногда случаются песчаные бури. В пустыне живут верблюды и маленькие тушканчики, летают хищные ночные птицы – сычи, растут пальмы, кактусы и колючие кустарники. Всем этим животным и растениям необходимо совсем маленькое количество воды, чтобы жить и питаются они очень мало. Например, верблюд (воспитатель показывает детям верблюда) запасает жир в своем горбу, чтобы не голодать, а воды пьет сразу много, чтобы хватило на долгое время, как еще говорят, верблюд пьет воду впрок. А как вы думаете, зачем верблюду такая густая шерсть? Ведь в пустыне и так жарко? Шерсть нужна для того, чтобы не обжечься об песок, ведь песок в пустыне настолько горячий, что на него невозможно и наступить босой ногой.

Кстати сказать, что кожа у африканских людей темная, с такой кожей человеку не страшно жаркое африканское солнышко. Помните, мы, находясь на море летом, всегда мажемся в жару защитным кремом, чтобы не обгореть на солнышке, чтобы наша кожа не краснела и не болела, а у африканских людей кожа темная, уже приспособленная для жаркого солнышка и им мазаться кремом не надо. Помимо пустыни, на юге, в Африке протекают реки и озера, в которых водятся крокодилы и бегемоты. Также в Африке есть саванны. Они чем – то похожи на наши степные поля. Там - много травы, мало деревьев и по соседству живут добродушные слоны и жирафы, которые питаются травой, и хищные звери: львы и леопарды, от которых нам надо держаться подальше. Давайте постараемся вспомнить, каких африканских животных мы знаем? (Дети по очереди называют животных: носорог, слон, лев и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, вы многих зверей вспомнили! А теперь давайте поиграем в такую игру. (На столе воспитатель раскладывает части от пазлов с лесными животными и животными Африки). Вот, на столе я перемешала вместе лесных и африканских животных). Кто быстрее наведет порядок? Коля должен собрать всех лесных животных, а Ваня -  африканских. По команде воспитателя дети наперегонки начинают выполнять каждый свое задание.

После небольшого перерыва воспитатель продолжает занятие по лепке.

Воспитатель: А сейчас берем нашу пластилиновую карту и будем лепить на ней животных и растения пустыни. Ваня лепит жирафа, слона, верблюда, попугая и темнокожего человека. Коля лепит крокодила, пальмы и зебру. Воспитатель помогает детям.

В конце занятия все вместе любуются работой и проговаривают, что уже сделано.

4. Четвертое занятие. Антарктида. Север. Льдины.

Задачи: познакомить детей с природой севера и ее обитателями, узнать новые понятия: север, Антарктида, развивать память, фантазию и мелкую моторику.

Материалы: пластилиновая карта, карточки с изображением животных севера, игрушка пингвин.

 Ход занятия:

Воспитатель: (Достает пластилиновую карту). Вот, мы населили уже Евразию и Африку. Нам остался север. Что мы знаем о севере? Какой он? (Воспитатель выслушивает ответы детей: холодный, снежный, ледяной и т.д.). На севере находится самый холодный континент – Антарктида. Там всегда морозно и зимой и летом. Летом там иногда бывает такая погода, как у нас зимой, а зимой в Антарктиде такой мороз, что мы и представить себе не можем.  Вот, послушайте стихотворение об Антарктиде:

В Антарктиде белый Мишка
Ходит в беленькой манишке
И весь свой медвежий век
На десерт ест белый снег.
Скачет заяц тоже белый
Потому он очень смелый.
Как сугроб в снегу прилег,

Чтоб увидеть волк не смог.

Едет белый пароход,

Белый кот его ведет.
В трюмах с молоком из дыр
В море падает пломбир.
Рада белая зима,

Полны снега закрома.
Белый снег и белый лед
В Антарктиде целый год.

Воспитатель: Давайте вспомним, каких животных Антарктиды(севера) мы знаем? (Выслушивает ответы детей и дополняет их: пингвин, тюлень, северный олень, песец, белый медведь, полярная сова).

У всех этих животных очень теплые шубки, они могут целыми днями лежать на холодной льдине и не мерзнуть. А какая необычная птица пингвин! Она не умеет летать. Зато прекрасно ныряет в воду за рыбой и плавает. Гнезда пингвины строят из камней, потому что на севере из-за холода не растет никаких деревьев. Одеты пингвины тепло и красиво: черный фрак и белая рубаха.  (Воспитатель показывает игрушку пингвин).

 Его перышки очень теплые, а под кожей много жира, который его греет. Да и люди на севере одеваются очень тепло, чтобы спастись от холода. У них теплые шубы и шапки из меха северного оленя. Его шерсть очень густая и умеет прекрасно греет в холодную погоду.

Дайте с вами поиграем: (воспитатель заранее готовит карточки с животными севера). Каждый из вас достает по карточке и рассказывает о северном животном, которое нарисовано на карточке, как это животное спасается от холода. (игра на развитие фантазии).

После небольшого перерыва воспитатель предлагает детям «поселить» животных севера на пластилиновую карту: Коля лепит белого кита, тюленя, Ваня – северного оленя, жителя севера, пингвина.

В конце занятия воспитатель подводит итоги с помощью пластилиновой карты и хвалит детей за старания в познании географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада...

Особенности развития мышления дошкольников в разновозрастной группе сельского детского сада

Проблема умственного развития детей на разных ступенях онтогенеза не пере­стает быть актуальной. Познавательные способности являются базовыми и составляют основу познания, общения и учения.Пробл...

К О Н С П Е К Т по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе (Семейный детский сад «Соловушка») тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Образовательные области: Познание (ФЭМП).Цель: Обогащать сенсорный опыт детей.Интеграция областей: : «Познание» (продуктивная (конструктивная) и познавательно – исследовательская деятельность; сенсорн...

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе семейного детского сада.

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастны...

Конспект занятия в разновозрастной группе № 2 детского сада « Рисуем волшебный лучок для Колобка»

Цели:·         Развитие эстетического восприятия окружающих предметов.·         Формирование умения различать цвет краск...

Информация о проведении интегрированного занятия в группе семейного детского сада по ПДД

Материалы о проведении интегрированного занятия в группе семейного детского сада по ПДД...

Развлечение в разновозрастной группе ДОУ: Здравствуй, лето! Сценарий летнего развлечения в разновозрастной группе в детском саду

   Развлечение в разновозрастной группе ДОУ: Здравствуй, лето!Сценарий летнего развлечения в разновозрастной группе в детском саду...