играем с пальчиками
консультация на тему

Начинать тренировку пальцев и рук в целом нужно уже с шестимесячного возраста. Наиболее доступный метод — массаж: поглаживание и легкое разминание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка, сгибать и разгибать его.

Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_palchikavi.docx173.26 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с пальчиками

 (рекомендации для родителей)

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.

 Исследования показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте десяти — двенадцати месяцев, было установлено, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни используют один очень простой метод.

Ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три («Сделай вот так»). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — «говорящие дети», если же пальцы напряжены или, напротив, вялые и сгибаются и разгибаются только вместе, то это — «не говорящие дети». До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удается.

Начинать тренировку пальцев и рук в целом нужно уже с шестимесячного возраста. Наиболее доступный метод — массаж: поглаживание и легкое разминание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка, сгибать и разгибать его.

Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения.

Игры для развития мелких движений рук.

Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик-мальчик,        Щи варил.

Где ты был?        С этим братцем

С этим братцем        Кашу ел.

В лес ходил.        С этим братцем

С этим братцем        Песни пел!

Большаку — дрова рубить

Большаку — дрова рубить,        А тебе обед варить,

А тебе воду носить.        А мальчишке песни петь,

Середняку — печку топить,        Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять!

Взрослый поочередно сгибает и разгибает все пальчики ребенка.

Вот дедушка

Вот дедушка,        Вот мамочка,

Вот бабушка,        Вот деточка моя,

Вот папочка,        Вот и вся семья!

Взрослый поочередно пригибает пальчики ребенка к ладошке, а при словах «А вот и вся семья!» охватывает весь кулачок ребенка.

Пальчики

Этот пальчик хочет спать,               Тише, тише, не шумите!

Этот пальчик лег в кровать,              Солнце красное взойдет,

Этот пальчик чуть вздремнул,              Утро красное придет,

Этот пальчик уж уснул,                            Будут птички щебетать,

Этот крепко, крепко спит.                         Будут пальчики вставать!

Ребенок поочередно загибает одной рукой пальчики противоположной руки и держит их в кулачке. При словах «Будут пальчики вставать» он поднимает руки вверх и распрямляет пальчики.

Эти игры нужно проводить, работая поочередно с пальцами обеих рук.

В работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также с младшими школьниками используют более сложные игры и упражнения.

Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц. Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой.

Очень полезны в этом возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.

Гимнастика для пальцев

Задача этих упражнений — укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.


Скакалка

Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Выполняются круговые движения большими пальцами («Крутим скакалку сначала в одну, потом в другую сторону»).

Я скачу, я верчу

Новую скакалку.

Захочу — обскачу

Галю и Наталку.

 

Ну-ка раз, ну-ка два

Посреди дорожки,

Да бегом с ветерком,

Да на правой ножке.

                          Я скачу, я верчу

                        Новую скакалку.

                         Я скачу, я учу

                        Галю и Наталку.

                        Ну-ка раз, ну-ка два

                         Учатся сестрички.

                                                                            За спиной день-деньской

                                                                                       Прыгают косички!

Гребешок

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень (а).

Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой — и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки (б).

Царапка (рис. 1)

Раз — поджать подушечки пальцев и верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!» (а).

Два — быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу!» (б).

Лесенка (рис. 2)

Ноготь большого пальца левой руки кладется на подушечку большого пальца правой руки — готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него — указательный левый — еще две ступеньки готовы (а).

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы — последние. Вот лесенка и построена (б).

Рис.1

                         

Рис.2

Гонки многоножек (рис. 3)

Руки ставятся на край стола или парты на кончики пальцев, превращая их в пятилапых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок, но прыгать нельзя. Чья многоножка добежит скорее?

Гонки слонов (рис. 4)

Указательный и безымянный пальцы — передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом стола слону строго запрещается. Когда движения слона будут освоены для ведущей руки, можно выпустить на простор и второго слона — вторую руку.

Братья-ленивцы (рис. 5)

Спят в избушке пятеро братьев (ладонь лежит на столе) (а).

Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень (большой палец тянется вверх, остальные плотно лежат на столе). Разбудил братца-указку (большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол) (б).

Брат-указка проснулся, потянулся... (Вверх тянется указательный палец.) Стал будить брата-середку: «Вставай, середка, утро на дворе!» А сам — в кровать (указательный постукивает по среднему и ложится на стол) (в).

Потянулся брат-середка, поглядел — и впрямь вставать пора (поднимается средний палец) (г).

Разбудил братца-ленивца: «Ну-ка, брат, поднимай семью!» А сам досыпать улегся (стучит по безымянному, ложится на стол).

Труднее всех брату-ленивцу вставать, труднее всех потянуться (безымянный палец с усилием тянется вверх) (д).

Будит он брата младшего: «Мизинчик, подними всех!» (Безымянный постукивает по мизинцу и ложится на стол.) Проснулся мизинчик, потянулся (мизинец тянется вверх) (е).

Да как закричит: «Вставайте, братцы, пора за дело браться!» (В такт словам мизинец барабанит по столу.) Тут все братья и проснулись (все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь остается прижатой к столу) (ж).

Гости (русская игра) (рис. 6)

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

  • Мама, мама! (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга) (а).
  • Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы) (б).
  • Гости едут! (Постукивают мизинцы.)
  • Ну и что? (Постукивают указательные.)
  • Здрасьте, здрасьте! (Средний и безымянный пальцы обеих рук дважды перекрещиваются то справа, то слева) (в, г).
  • Чмок, чмок, чмок! - гости целуются. (Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки) (д).

Птица и птенцы

—        На дереве было гнездо с птенчиками (рука с сомкнутыми нелегка согнутыми пальцами). Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов (гнездо преобразуется: теперь ладонь раскрыта, большой палец -это птица, остальные пальцы - птенцы). Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец поочередно прикасается к остальным четырем по одному разу), по две букашки (двукратное прикасание большого пальца к остальным) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы.

А мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние и боковые стороны остальных пальцев поочередно).

Все движения повторяются с другой рукой.

— А потом птенцы выросли. Осенью стали собираться в стаи и улетели на юг (взмахи скрещенными кистями рук).

Пальчиковые игры

Смысл этих игр заключается в том, что ребенку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Вначале детей обучают различным комбинациям. Для того чтобы вызвать и поддержать интерес к игре, используют стихи и поговорки.

Зайка

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

 Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.


Собака

У собаки острый носик,

Рот открыт — конфетку просит.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

 Ущипнуть тебя он хочет.

Кошка

А у нашей кошки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Лошадка

У лошадки вьется грива,

 бьет копытами игриво.

Ежик

Колючий ежик —

 Ни головы, ни ножек.

Щука

Щука плавает по дну —

Не поймаешь ни одну.

Волк

Серый волк —

зубами щелк.

Черепаха

Черепаха домик свой

Всюду носит за собой.

После того как дети научатся с помощью пальцев изображать различных животных и предметы, можно использовать эти комбинации для инсценировки знакомых сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.), придумывания и рассказывания историй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками

Консультация для родителей по использованию пальчиковых игр и их значимость в развитие ребенка....

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Буклет для родителей "Играем дома, играем с пальчиками!"

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки, а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней....

"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"

Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать  мелкие мышцы  кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...

Игры с пальчиками. Подвижные игры

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет....

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"

тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...