Как родителям научить детей играть в шахматы
статья на тему

Терещенко Зинаида Сергеевна

Шахматы - древняя увлекательная игра, позволяющая развивать логическое мышление, способность моделировать различные жизненные ситуации, хороший способ общения между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Как родителям научить детей играть в шахматы

Шахматы - древняя увлекательная игра, позволяющая развивать логическое мышление, способность моделировать различные жизненные ситуации, хороший способ общения между людьми.

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. Прежде всего следует задать вопрос родителям: умеют ли они сами играть в шахматы? Некоторые умеют, а другие, возможно, что и нет. Но сначала следует приобрести комплект шахматных фигур. Шахматы должны быть среднего размера и, желательно, покрытые лаком - ведь ребенку всегда нравятся красивые игрушки! Шахматную доску следует приобрести с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали - цифрами. После того, как вы приобрели шахматы, можете просто дать ребенку возможность "поиграть" в них, хотя он и ничего о них не знает. Важно, чтобы ему самому было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать.

Теперь купите какой-нибудь учебник шахматной игры. Лучше всего - учебник Х.Р.Капабланки, хотя его трудно достать, да и дорого, поэтому купите любой. Ведь если вы не умеете играть в шахматы, то как вы сможете научить играть ребенка?

Ничего не бойтесь! Не бойтесь заняться изучением шахматной игры - совершенно новым для вас делом. Сравнительно недавно мне пришлось одолевать начальный курс арабского языка. Потратив очень много времени, я добился лишь минимальных результатов. Уверяю вас, что освоить начальный курс шахматной игры, родителям в сотни раз легче!

Итак, вы начинаете заниматься с ребенком шахматами. Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30-35 минут. Дети есть дети, и полезно во время занятий иногда отвлекать их внимание на что-нибудь постороннее. Например, на какие-нибудь картинки или игрушки.

Как проводить занятия? С чего начинать?

Занятие №1

Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает количество пешек. "Одна, две, три, восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за черных.

Теперь расскажите как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Да, загляните в учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.

Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Король - самая главная фигура. Почему король, а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем. Ферзь - самая сильная фигура, название которой происходит из Персии. Ладья - после ферзя самая сильная фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес к шахматам.


Занятие №2

Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и, если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на черное.  

Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните как ходит король. Загляните в учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую - пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского - смерть). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защиты никакой нет".

Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь - это шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может настигнуть в любой момент.

Такие понятия, как шах и мат ребенок запоминает очень быстро. Далее объясните ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? - (Попробуйте). - Конечно же нет.

Теперь объясните как ходят и как "едят" пешки. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры, кроме короля, разумеется. Это очень интересно! Возможно, провести несколько пешек в ферзи и у вас будет, например, три или четыре ферзя. Покажите ребенку как пешки превращаются в различные фигуры, пусть он попробует это сделать сам. Чудесные превращения, как в сказке!


Занятие №3

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните ребенку как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры. Объяснили? Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Можете заглянуть в учебник, а можете и самостоятельно ставить самые простейшие задачи. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребенок попробует это сделать самостоятельно.

Еще раз объясните, что ладья ходит и "есть" по горизонтали и по вертикали. Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль.

Теперь объясните как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их.

Если ребенок усвоит как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить как ходит ферзь. Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь объяснять ребенку как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение.

Старайтесь как можно чаще играть с вашим ребенком и, уверен, в конце концов он научится играть в шахматы, и станет вашим достойным учеником и партнером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка играть в шахматы

Первые шахматные занятия для дошкольника, которые можно начать в семье....

Консультация для родителей: «Обучение детей игре в шахматы».

шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития...

Консультация для родителей "Как научить детей играть в шахматы"

Какие методы и приемы нужно использовать при обучении игре в шахматы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

«Как научить детей играть в шахматы»

описание игры в шахматы...