Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ляпина Ирина Евгеньевна

Методическая разработка

Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыкальной деятельности для воспитания и развития детей.

Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается на музыку как вид искусства.

     Предметом теории и методики музыкального воспитания детей являются вопросы целенаправленного управления процессом му¬зыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установле¬ние взаимосвязей между музыкальным воспитанием, обучением и развитием.

     Содержанием предмета являются вокальные и инструменталь¬ные музыкальные произведения, используемые как для слушания, так и для исполнения, а также система педагогических воздействий на ребенка, позволяющая развивать его личность нравственно, ин¬теллектуально и эмоционально, формировать творческое отноше¬ние к жизни.

     В предмет изучения входят также переживания детей, возника¬ющие при активном контакте с музыкальным искусством, ибо они способствуют развитию слухового внимания, наблюдательности, воображения, умения чувствовать и понимать красоту искусства, углублению интеллектуальной и эмоциональной жизни.

     Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явле¬ниям. Д. Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и ува¬жайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир вели¬ких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

     Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укреп¬ляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.

     Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

     Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс пере¬дачи детям общественно-исторического опыта музыкальной дея¬тельности с целью их подготовки к предстоящей работе в любых областях жизни.

     В процессе передачи этого опыта и применяется система це¬ленаправленных и организованных воздействий на ребенка, фор¬мирующих его личность. Н.А. Ветлугина пишет: «Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке».

     В нашем обществе созданы предпосылки для всестороннего раз¬вития личности ребенка средствами музыкального искусства.

     Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Вос¬приятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведе¬ния, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

     Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспи¬тание художественного вкуса.

     Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любо¬му музыкальному произведению, пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально-выразительно, вызывать у них радость. Небрежно исполненные песня или танец теряют свою эс¬тетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкаль¬ного развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также вне¬сти в них что-то новое — способствуют развитию детского творче¬ства. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатей¬шей образности, средств выразительности приобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребен¬ка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания.

     Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвергер, Е. Тиличеева, А. Филиппенко и многие другие создали золотой фонд музы¬кальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и те¬матике, музыкальной образности.

     Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через их содержание дети по¬знают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами оте¬чественной истории, понятием Родина, т. е. музыка способствует воспитанию чувства патриотизма. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива - согласо¬ванность действий, воспитываются чувства дружбы и товарище¬ства, такие свойства личности, как самообладание, выдержка, дис-циплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива.

     Совместное пение, музыкально-ритмические движения охваты¬вают детей общими переживаниями и требуют от них единых уси¬лий. Неудача одного воспринимается как общая неудача. Пример товарищей, общее воодушевление, радость от исполнения положи¬тельно влияют на робких, неуверенных в себе детей, создают благо¬датную атмосферу для индивидуального развития. В то же время очевидные достижения товарищей служат тормозом для излишне самоуверенных, избалованных детей.

     На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры по¬ведения.

     Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организо¬ванности, волевых усилий.

     Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забы¬вать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музы¬кальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые пе¬ремены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения.

     Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеоб¬разным видом дыхательной гимнастики. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослабляет состо¬яние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями у детей развиваются мыш¬ление, память, складывается система понятий. Непосредственная и тесная связь музыки с окружающей действительностью дает воз¬можность воспитывать у детей умение сравнивать и сопоставлять явления, а, следовательно, способствует развитию их познаватель¬ных интересов.

     Разнообразие содержания музыкальных произведений обуслов¬ливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за разви¬тием музыкальных образов, имеет общее представление о структу¬ре произведения, обращает внимание на связь текста песни, назва¬ния пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творчес¬ких заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требую¬щую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игро¬вых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возника¬ют оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного   возраста» (консультация   для родителей)  Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...

Консультация для родителей на тему:«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней,  дети знакомятся с окружающим миром во всем  его многообразии через образы, краски, звуки. Дети учатся ...

Консультация "Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный проц...

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»(консультация для родителей)Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни...

консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их  как сильное, но ненавязчивое пед...

Консультация для родителей " Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

В материале обозначено влияние  театрализованной деятельности на развитие когнитивных функций, речи и двигательных навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется развитию коммуника...