Игры с детьми
методическая разработка на тему

Глазкова Лидия Владимировна

Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Именно поэтому многие игры рассчитаны на работу детских пальчиков. Но, каждая речевая игра или упражнения, каждая беседа с ребенком и прочее – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Предложенный материал, подобран с учётом большой загруженности родителей ежедневными домашними делами и постоянную к концу дня усталость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Включение пальчиковых упражнений

в режим дня дошкольников»

Глазкова Л.В., старший воспитатель                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      МБДОУ д/с «Василёк»                                                                    

р.п. Мулловка, Ульяновская область

                                                   

        По словам И. Канта, «рука – это вышедший наружу мозг человека».

Специалистами доказано, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на 3 – 4 недели уже в первом полугодии второго года жизни ребёнка. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

        Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Их можно разделить на группы, определив значение.

Классификация пальчиковых игр

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «1-2-3-4, кто живёт в моей квартире?» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка», «Мышка».

К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркальные симметричные рисунки (начинать лучше с круглых предметов. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды», «надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют траву».

Для более эффективного самомассажа кисти используют грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

        Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка», «Сказка», «Рыбки», «Осьминожки»        

Пальчиковые игры в режиме дня

        Уже в первой младшей группе играем с пальчиками во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В средней и старших группах пальчиковую гимнастику включаем в режим дня.

1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

        Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения  применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись?

(«смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки!

(поглаживаем ушки)

Вы проснулись?          

(прикладываем ладонь к ушам)

С добрым утром, ручки!

(поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись?

(хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки!

(поглаживаем  ноги)

Вы проснулись?

(притопываем)

С добрым утром, солнце!

(руки раскрываются навстречу солнышку.)

Я проснулась!

(голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Я вас всех приветствую!

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

2. Во время утренней гимнастики.

        Перед выполнением ОРУ с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то можно использовать разминку «Замок».

3. На физкультминутках (три – четыре упражнения)

Разминка начинается

  • с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаёт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается
  • с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерёдно каждой рукой).
  • Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»)
  • Далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.

        На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга».

4. На физкультурных занятиях.

        На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса ОРУ, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. На занятиях с использованием тренажёров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу («поза факира»), сидя на гимнастических мячах  др.

        С целью формирования у детей элементарных представлений о своём организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит, не моется с мылом                             (пальцы рук поочерёдно, начиная с указательного «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может болезненным, хилым                                    (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребёнка).

Дружат с грязнулями только грязнули                                  (пальцы соединены в замок),

Которые сами в грязи утонули                                                  (движения имитирующие пловца).

Из них вырастают противные бяки                                               (дразнилка около носа «Буратино»)

За ними гоняются злые собаки                                                                  (руки вперёд, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимённого пальца левой руки),

Грязнули боятся воды и простуд,                                                       А иногда и вообще не растут                                                                     (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).        

В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живёшь?»

- Как живёшь?

- Вот так! (большие пальцы – вверх)

- А плывёшь?

- Вот так! 

- Как бежишь?

- Вот так!

- Вдаль глядишь?

- Вот так!

- Машешь вслед?

- Вот так!

- Ночью спишь?

- Вот так!

- А шалишь?

- Вот так! (кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.

        Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной полянке стоит домик. В нём живёт кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

6. На прогулке в тёплое время года.

        После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

7. В начале подвижной игры или в ходе игры.

        Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.

В море бурном, в море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча)

Быстро плавают дельфины (волнообразные движения рукой, согнутой в локте, кисть на уровне плеча)

Не пугает их волна,

Рядом плещется она.(рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью)

8. На досугах, праздниках, развлечениях.

        На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика  рук детям предлагают:

  • Выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки)
  • Построить стену, забор, пирамиду из кубиков.
  • Провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его края.
  • Составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.

        Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

        К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Говорящие пальчики» -

почему важна ловкость рук?

                                                             Глазкова Л.В., старший воспитатель                                                                                                          МБДОУ д/с «Василёк»                                                                                                         р.п. Мулловка Ульяновская область

                                                                                                   

     Ученые вывели подтвержденную  современной  наукой закономерность: чем проворнее становились детские пальчики, тем быстрее начинали говорить дети. И так, развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Именно поэтому многие игры, которые мы Вам предлагаем, рассчитаны на работу детских пальчиков. Но, каждая речевая игра или упражнения, каждая беседа с ребенком и прочее – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если Вы, родители, устранитесь от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает ваш ребенок! И поэтому, отбирая материал, мы учитывали и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и постоянную к концу дня усталость.

     Среди прочих дома рекомендуем «играть на кухне». Например, предлагаем игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • «Помогаю маме». Большую Часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

  • «Давай искать на кухне слова. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

•        «Приготовим сок». «Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из слив... (сливовый); из вишни... (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»

Одна из рубрик «Домашней игротеки» — «Мастерская Золушки».

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

  • Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
  • Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
  • Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

По дороге из детского сада (в детский сад).

•        «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем — какие они. Вот почтовый ящик — он синий. Я заметил кошку — она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

•        «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

В свободную минутку.

 Игровое    упражнение    на    слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребенка.

•        «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.
Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.

•        «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

Подвижные игры.

  • «Игры с мячом». «Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...»
  • «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...

Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.

Консультации для родителей дошкольников  - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....