«Советы по воспитанию детей от К. Д. Ушинского и других классиков педагогики»
статья (старшая группа) по теме

Алиева Ирина Игоревна

Какой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у  выдающихся педагогов.  Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать своих детей, изучая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь...

К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание ,развитие другой личности».

              К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».  

      К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненного опыта ещё не достаточно, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребенку что-то легче сделать, если он видел, как это делают другие люди: мама, папа, дедушка, учителя, соседи, сверстники.

   Часто можно услышать от родителей или взрослых такие слова: «Врать нехорошо, сынок». А через некоторое время та же самая мама просит сказать сына по телефону, что ее нет дома. «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его»/К.Д.Ушинский/

   Ушинский отводил большую роль в воспитании ребенка матери.  «Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращённого воображения французских романистов. такое понятие о женщине, весьма распространённое в модном свете, оскорбительно и для женщины и для мужчины»./К.Д. Ушинский/.

Теория «свободного воспитания»

 

«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи».

Л. Н. Толстой

Неоценимый  вклад в развитие русской педагогики внес великий писатель и выдающийся педагог Л. Н. Толстой. Толстой был против муштры, зубрежки, формализма и деспотизма в обучении и воспитании детей, призывал уважать личность ребенка, развивать в нем самостоятельность и творческие силы. Он выдвинул теорию «свободного воспитания» и практически претворял ее в жизнь в Яснополянской школе 

Л.Толстой открыл в Ясной Поляне школу и всякий желающий мог там учиться. Лев Николаевич был для ребят и учителем, и отцом, и старшим товарищем. В толстовской школе не нужно было платить за учение, не было никаких наказаний, учиться было весело и дети делали это с охотой. Вот что говори Л.Н.Толстой о воспитании: «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

В основу воспитания детей в семье - считал писатель, - должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей. Почему в современном воспитании преобладает сознательное внушение, нравоучение? Потому, что общество живет двойной  жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят воспитывать детей, при этом не воспитывая себя. Если же они поймут, что воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример, то отпадет  один вопрос и останется второй, как самому жить истинной жизнью? Правда - вот первое и главное условие воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. 

Тысячи людей называют Льва Николаевича Толстого учителем. Имя это он заслужил своими публицистическими произведениями, педагогическими статьями, томами художественных произведений, которыми зачитывается уже не одно поколение читателей и стар и млад, даже его художественные произведения несут стремление учителя передать будущим поколениям то знание о мире, что сам он постиг. Для Толстого это стремление было естественно, потому что желание учиться новому не покидало писателя на протяжении всей его долгой жизни.

Право быть собой

 

"Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно".

Я. Корчак

Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых – "Как любить ребенка" (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе с ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка. 

Книга выдающегося польского педагога, врача, писателя, погибшего в 1942 году в фашистском лагере Треблинка, обращена к воспитателям, прежде всего родителям. Я. Корчак призывает: уважайте детей, их достоинство, их личность. 

Я. Корчак стремится вовлечь читателей в поиск скрытых связей между воспитанием детей и судьбой нашего будущего, между детством и зрелостью. Со страниц этой книги он призывает нас освободить детство от лжи, суеты и безнравственности.

«Детей нет - есть люди» - это главный постулат гуманной педагогики Януша Корчака. Своим педагогическим опытом Корчак щедро делился с современниками как преподаватель, автор многочисленных статей и выступлений на радио, где он вел передачу под псевдонимом Старый Доктор.   «Детей нужно любить, а не умиляться над ними»- писал он в своих статьях.  «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке». /Януш Корчак, 1878-1942/.  «Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется», — писал он в одном из своих педагогических трудов. В художественных произведениях, он описывал и детские пороки. Но при этом верил, что в мире «добра в тысячу раз больше, чем зла».

Я уверена, что книги Я.Корчака о воспитании и сегодня не утратили актуальности. Писатель, педагог и врач Януш Корчак оставил нам замечательный рецепт, который годится каждому: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».

 
Не мешайте ребенку

 Свобода – это уникальное средство   максимально развить личность,

характер, ум и чувства ребенка.

М. Монтессори

 Среди известных методик необходимо отметить методики для раннего развития и воспитания детей : методику Монтессори.

Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, первая в Италии женщина-врач. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии: "Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, то есть от манипуляций руками к пониманию сути предмета"
   Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

.

Семья как коллектив

Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал один из виднейших отечественных педагогов Антон Семенович Макаренко (1888–1936), автор "Педагогической поэмы", "Книги для родителей".

 В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.  Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. 

 «Книга для родителей» написанная еще в начале ХХ века педагогом Макаренко,  рассказывает о структуре семьи, об отношениях между ее членами, о родительском авторитете, родительской любви, деньгах, о особенностях воспитания в неполной семье. Читается это произведение очень легко, т.к. изложение ведется в художественной форме рассказов о реальных жизненных ситуациях, с размышлениями автора об этих жизненных ситуациях. « В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания». «Воспитание детей - это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается».

«О воспитании». В эту книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» — Макаренко А. С. « О воспитании».

Ученик и учитель, родители и дети – их добрые взаимоотношения формируются в совместном созидательном труде при взаимном уважении к личности, достоинству каждого – таков краеугольный камень педагогического воззрения Макаренко. «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» /А.С.Макаренко/.

Поддержать ребенка в трудную минуту, понять, - в этот задача родителей и педагогов. Открыть для ребенка дверцу в сад счастливого  детства- задача взрослых! И как важно не заморозить этот сад равнодушием, отстраненностью, непониманием… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_klassiki.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Советы по воспитанию детей от К. Д. Ушинского и других классиков  педагогики»

Какой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у  выдающихся педагогов.  Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать своих детей, изучая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь...

К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание ,развитие другой личности».

              К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».  

      К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненного опыта ещё не достаточно, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Именно наблюдение является оптимальным «инструментом» обучения с точки зрения психологии. Ребенку что-то легче сделать, если он видел, как это делают другие люди: мама, папа, дедушка, учителя, соседи, сверстники.

   Часто можно услышать от родителей или взрослых такие слова: «Врать нехорошо, сынок». А через некоторое время та же самая мама просит сказать сына по телефону, что ее нет дома. «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его»/К.Д.Ушинский/

   Ушинский отводил большую роль в воспитании ребенка матери.  «Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращённого воображения французских романистов. такое понятие о женщине, весьма распространённое в модном свете, оскорбительно и для женщины и для мужчины»./К.Д. Ушинский/.

Теория «свободного воспитания»

 

«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи».

Л. Н. Толстой

Неоценимый  вклад в развитие русской педагогики внес великий писатель и выдающийся педагог Л. Н. Толстой. Толстой был против муштры, зубрежки, формализма и деспотизма в обучении и воспитании детей, призывал уважать личность ребенка, развивать в нем самостоятельность и творческие силы. Он выдвинул теорию «свободного воспитания» и практически претворял ее в жизнь в Яснополянской школе 

Л.Толстой открыл в Ясной Поляне школу и всякий желающий мог там учиться. Лев Николаевич был для ребят и учителем, и отцом, и старшим товарищем. В толстовской школе не нужно было платить за учение, не было никаких наказаний, учиться было весело и дети делали это с охотой. Вот что говори Л.Н.Толстой о воспитании: «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях».

В основу воспитания детей в семье - считал писатель, - должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей. Почему в современном воспитании преобладает сознательное внушение, нравоучение? Потому, что общество живет двойной  жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят воспитывать детей, при этом не воспитывая себя. Если же они поймут, что воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример, то отпадет  один вопрос и останется второй, как самому жить истинной жизнью? Правда - вот первое и главное условие воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. 

Тысячи людей называют Льва Николаевича Толстого учителем. Имя это он заслужил своими публицистическими произведениями, педагогическими статьями, томами художественных произведений, которыми зачитывается уже не одно поколение читателей и стар и млад, даже его художественные произведения несут стремление учителя передать будущим поколениям то знание о мире, что сам он постиг. Для Толстого это стремление было естественно, потому что желание учиться новому не покидало писателя на протяжении всей его долгой жизни.

Право быть собой

 

"Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно".

Я. Корчак

Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых – "Как любить ребенка" (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе с ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка. 

Книга выдающегося польского педагога, врача, писателя, погибшего в 1942 году в фашистском лагере Треблинка, обращена к воспитателям, прежде всего родителям. Я. Корчак призывает: уважайте детей, их достоинство, их личность. 

Я. Корчак стремится вовлечь читателей в поиск скрытых связей между воспитанием детей и судьбой нашего будущего, между детством и зрелостью. Со страниц этой книги он призывает нас освободить детство от лжи, суеты и безнравственности.

«Детей нет - есть люди» - это главный постулат гуманной педагогики Януша Корчака. Своим педагогическим опытом Корчак щедро делился с современниками как преподаватель, автор многочисленных статей и выступлений на радио, где он вел передачу под псевдонимом Старый Доктор.   «Детей нужно любить, а не умиляться над ними»- писал он в своих статьях.  «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке». /Януш Корчак, 1878-1942/.  «Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется», — писал он в одном из своих педагогических трудов. В художественных произведениях, он описывал и детские пороки. Но при этом верил, что в мире «добра в тысячу раз больше, чем зла».

Я уверена, что книги Я.Корчака о воспитании и сегодня не утратили актуальности. Писатель, педагог и врач Януш Корчак оставил нам замечательный рецепт, который годится каждому: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».

Не мешайте ребенку

 Свобода – это уникальное средство   максимально развить личность,

характер, ум и чувства ребенка.

М. Монтессори

 Среди известных методик необходимо отметить методики для раннего развития и воспитания детей : методику Монтессори.

Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, первая в Италии женщина-врач. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии: "Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, то есть от манипуляций руками к пониманию сути предмета"
   Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

.

Семья как коллектив

Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал один из виднейших отечественных педагогов Антон Семенович Макаренко (1888–1936), автор "Педагогической поэмы", "Книги для родителей".

 В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.  Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. 

 «Книга для родителей» написанная еще в начале ХХ века педагогом Макаренко,  рассказывает о структуре семьи, об отношениях между ее членами, о родительском авторитете, родительской любви, деньгах, о особенностях воспитания в неполной семье. Читается это произведение очень легко, т.к. изложение ведется в художественной форме рассказов о реальных жизненных ситуациях, с размышлениями автора об этих жизненных ситуациях. « В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь семейного воспитания». «Воспитание детей - это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается». 

«О воспитании». В эту книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. «Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» — Макаренко А. С. « О воспитании».

Ученик и учитель, родители и дети – их добрые взаимоотношения формируются в совместном созидательном труде при взаимном уважении к личности, достоинству каждого – таков краеугольный камень педагогического воззрения Макаренко. «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» /А.С.Макаренко/.

Поддержать ребенка в трудную минуту, понять, - в этот задача родителей и педагогов. Открыть для ребенка дверцу в сад счастливого  детства- задача взрослых! И как важно не заморозить этот сад равнодушием, отстраненностью, непониманием…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по воспитанию детей

Наказание ребенкаhttp://go.mail.ru/search_video?q=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B+%D0%BF%D0%BE+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9#s=Youtu...

Сообщение на педагогическом совете "Особенности воспитания детей в дошкольном учреждении с учетом гендерных факторов"

В последнее время проблема воспитания детей с учетом гендерного фактора является очень актуальной. Причинами являются следующие процессы, протекающие в нашем обществе: - унификация полов в обществе, ж...

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Конспект по экологическому воспитанию детей в старшей группе "Я природе-друг!"

Конспект для старшей группы по экологическому воспитанию детей...