Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».
методическая разработка (младшая группа) по теме

наталья александровна данилина

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_n._a._danilina._-_kopiya.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

Младший дошкольный возраст занимает особое место в развитии ребенка. Именно в этом возрасте происходит интенсивное физическое и психическое развитие, продолжают формироваться основы социокультурных норм взаимодействия ребенка с  взрослыми и сверстниками.

Социокультурному развитию отводится особое внимание в ФГОС ДО. Одна из задач определяет  объединение процессов обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития игры :

  1. Выбор партнера в соответствии с   игровой ситуацией ( Например, ребенок видит как  другой ребенок катает машину. «Я тоже хочу» - тоже берет машину и начинает ее катать).

  2. Игра со сверстниками эмоционально - окрашенная.

  3. Повторяемость игровых действий ( Маша причесала куклу, я тоже причешу куклу).

  4. Проявление индивидуальных симпатий ( «Я хочу играть с Евой» )

  5. Частое возникновение конфликтных ситуаций ( в нашей группе возникают конфликтные ситуации из-за игрушек, которые дети приносят из дома).

В начале учебного года я провела педагогический анализ взаимодействия ребенка со сверстниками. Основными критериями анализа были:

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

По итогам педагогического наблюдения за детской игровой деятельностью отметила, что:

             1.10 человек идут на контакт со сверстниками.

2. 18 не идут на контакт со сверстниками.

3.  Все игровые контакты детей непродолжительны.

Исходя из результатов педагогического наблюдения,   определила  цель своей работы : способствовать развитию  сюжетно-ролевой игры как средства разнообразного  взаимодействия детей друг с другом.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач, направленных  на развитие у детей коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре:

1.Обучать детей способам установления контактов со сверстником: приглашение к игре, обращение с просьбой, обращение с вопросом .

2.Развивать умение строить ролевой диалог( умение обозначать словом свою роль и от имени роли обращаться к партнеру, задавать вопросы и получать ответы на них.

3.Развивать игровые умения ( умение выбирать роль ; выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий ( готовить обед, накрывать на стол, кормить); учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер-пассажир, врач-больной и т.д.); в индивидуальных играх  с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку).

Были выбраны формы работы с детьми :

– индивидуальная ( для детей, у которых проблемы в развитии взаимоотношений со сверстниками)

- подгрупповая ( для детей, у которых развиты игровые умения и недостаточно овладели способами взаимодействия друг с другом).

Выбраны следующие способы:

1. Подбор методических приемов:

1.Ситуации игрового общения ( «Угостим кукол чаем», « Научим Мишку вежливым словам», « Приходите в гости к нам», «Идем гулять», «В магазине», «Медвежонок и зайка моют машину»,  «Уложим куклу спать» и т.д.))

2.Ситуации передачи игрового действия от воспитателя к ребенку ( Воспитатель: « Я -водитель, я везу пассажиров. А теперь Саша будет водитель, он поведет машину, а мы будем пассажирами» и т. Д.)

3. Игры – обыгрывания желаний игрового персонажа ( От имени куклы « Я хочу конфету», «Я хочу гулять», «Я хочу спать» и т. Д.)

4.Игровые действия с установлением последовательности событий: сначала – потом           ( «Давай выкупаем куклу, только у нас нет ванночки. Сначала нужно сделать ее из кубиков, чтобы потом купать куклу. Вот и ванночка готова , теперь будем купать куклу».);

5.Игровые действия с введением воображаемых элементов ( «Кормление кукол «кашей»», «Умывание кукол «водой»», «Дать кукле «лекарство»».)

6.Проблемно – игровые ситуации ( « В детский сад пришло письмо», « У мишки болят зубы», « Зайка промочил ножки» , «Поросенок потерялся»);

7.Проигрывание диалогов с игрушками ( Воспитатель подает реплики и задает вопросы от имени куклы, побуждая ребенка отвечать , говорить с игрушкой «Скажи куколке…», «Спроси у куколки…». Разговор сопровождается действиями с игрушкой. При этом можно использовать шепотную речь, обращенную к игрушке , возражения игрушек.);

8.Включение вопросов воспитателя в процессе игровой деятельности ( «Ты спроси у дочки, она не голодная»,  «Ты кто?» , «Ты шофер?»,  «Ты привез кубики, а что ты будешь делать дальше?);

9.Включение  игровых ситуаций, стимулирующих вопросительную деятельность ребенка

( « У прилавка», «Кукла Катя выбирает новую кофточку» ).

10.Помощь воспитателя для объединения в игре ( «Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Машу, она тоже гуляет с дочкой».)

11. Включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов ( Например, в игру «Домик» включаются элементы сказки «Теремок». В игре включаются фразы из мультфильмов : «Тук-тук, кто там?»- «Это я , почтальон Печкин….»).

12. Введение противоположного поведения игрушки : кукла «послушная» и «непослушная», «смелая» и «трусливая». Например: «А можно я воды из крана попью?», «А вы не будете уколы делать?», «Не хочу чаю, можно я пойду играть?». Соответственно и варьируются реплики ребенка.

2.Изменения предметной пространственной среды:

1. Создание условий для совместной игровой деятельности ( зонирование: центр игры для мальчиков, центр игры для девочек. Центры делятся на мини-центры, например для мальчиков «Ремонтная мастерская», для девочек «Парикмахерская» рядом с уголком ряженья. И здесь подбор  материала  для ограничения игрового пространства (ширма, кубики, мебель (диван, кресла)).

2. Подбор или изготовление необходимых атрибутов для  сюжетно-ролевых игр ( халат доктора, полицейский жезл, сумочка доктора, и т.д.).

3. Наличие игрушек-заместителей и их разнообразие ( губка –«мыло», «табурет для куклы»; тряпочка может быть прихваткой, полотенцем, платком на голову кукле, ролик от скотча может быть «кастрюлькой», запасным колесом для машины, браслетом на руку; палочка может быть «ручкой для письма», « ключом от двери», « ложкой или ножиком» и т.д.)

4. Использование детской мебели для организации совместных сюжетно-ролевых игр-путешествий (стульчики составили вместе «автобус», или «пароход», «самолет» и т.д.) с дополнением их атрибутами ( сумка кондуктора, билеты и т. Д.)

5.Игровые поля + приклады с игровым персонажем.

6. Взаимоотношения детей в игре регулируются правилами ( карточки, правила. В  начале мы детям даем правила поведения с игрушками ,  затем со сверстниками).

Результаты деятельности:

  1. 19 человек умеют словесно пригласить к игре, остальные испытывают затруднения в формировании просьбы, приглашения, над этим мы работаем.
  2.  17 человек умеют строить простейший ролевой диалог из 2-3 предложений, остальные испытывают трудности в формировании вопроса и умении выслушать ответы сверстника.
  3. Игровые умения детей стали более разнообразными :

-Дети могут вести диалог от персонажа. (« Мама , купи мне конфет». Другой ребенок: « Дочка , сейчас мы пойдем в магазин и купим тебе конфет».

            - Могут обозначать речью план ролевых действий.

           - Дети могут частично проиграть сюжет в воображаемом плане . ( «Мы сходим в   больницу и купим лекарство»).

           - Дети могут использовать прием « как - будто». ( « как –будто мы едем на машине», « как- будто мы идем в магазин», « как -будто у тебя день рождения»).

           - Могут выразить свое эмоциональное отношение. «Я рада», «Я улыбаюсь», « Мне не нравится», и т.д.

           - Дети обращаются друг к другу с просьбой.

           - Дети могут обозначать действия сверстника словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не выз...

Мультимедийная презентация "Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх".

мультимедийная презентация с фотографиями, содержащая слайды с методами и приемами, направленными на развитие умения детей взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх, а также содержащая р...

педагогический проект :« Развитие у детей среднего дошкольного возраста умения составлять описательные рассказы о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания...

Выступление на педагогическом совете: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙСТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Выступление на педагогическом совете «Культура чтения» в младшем дошкольном возрасте

       Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в      человеке.Актуальным во все времена является ...