Выступление на педагогическом совете «Культура чтения» в младшем дошкольном возрасте
материал (младшая группа)

Лясковец Надежда Сергеевна

         Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в      человеке.

Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом современных требований и подходов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_chteniya_pedsovet.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура чтения» в младшем дошкольном возрасте

Чтение книги – особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке.

Актуальным во все времена является формирование читательской компетенции у дошкольников, которое необходимо строить с учётом современных требований и подходов. По мнению Л. С. Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Уже в дошкольном возрасте ее место занимает телевидение, компьютерные игры, гаджеты, которые во многих случаях не могут заменить книгу.  

Четверть века назад ребенок приходил в 1 класс, имея словарный запас в 4000-5000 слов. Сегодня это число уменьшилось вдвое.

Чтобы избежать таких проблем, следует начать знакомить ребенка с книгой как можно раньше – задолго до того, как он пойдет в школу и сам научится читать.

Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк»«Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок»«козлятушки – ребятушки»«коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Чтение художественной литературы очень важно продолжать дома с родителями, потому что хорошие результаты можно получить, только объединив усилия педагогов и семьи в этом вопросе.

Для решения этой проблемы в нашей группе мы используем следующие методы:

  1. Экран чтения произведений детям дома

Отдельно хочется рассказать об опыте использования «экрана чтения». К сожалению, не все родители относятся к этому ответственно, не уделяют этому вопросу должное внимание. Причины: отсутствие знаний о необходимости чтения детям с самого раннего возраста, замена «живого» общения с детьми гаджетами с социальными сетями. С этими родителями мы проводим индивидуальные беседы, консультации на эту тему. Но также хочется отметить родителей - «отличников». Они стараются выполнить задания воспитателей как можно быстрее. Это чаще всего родители старше 30 лет по возрасту. Они понимают необходимость чтения книг детям и уделяют им достаточно своего внимания.

  1. Консультация для родителей «Читаем дома детям»
  2. Обсуждение с детьми прочитанных дома произведений

Учитывая возраст воспитанников группы, это, как правило, беседы с уже говорящими детьми, остальные выступают в роли слушателей.

  1. Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду

Этому мы уделяем особое внимание. Используем при этом разные методики (показ игрушек, рассматривание картинок, настольный театр и др.)

  1. Включение стихотворений, потешек в режимные моменты дня

Например, «Водичка-водичка, умой мое личико…», «Кто у нас хороший?», «Ой качи-качи-качи…» и многие другие.

  1. Слушание аудиосказок и классической музыки перед дневным сном

Это успокаивает детей и настраивает их на сон.

  1. Слушание песен из мультфильмов по художественным произведениям

Например, «Антошка», «Чунга-чанга», «От улыбки» и др.

  1. Дидактические игры 

«Назови сказку», «Козлята и волк», «Сравни разных зверят», «Козлята и зайчик», «Курочка-Ряба»

  1. Использование героев сказок в непосредственно-образовательной деятельности

Например, рисуем зернышки для курочки Рябы, лепим Колобка, репку и т.п.

Дидактическая игра «Назови сказку»

Цель: Помочь детям вспомнить знакомые сказки, потешки.

Развивать умение сопереживать персонажам сказок, песенок, потешек.

Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру.

Дидактическая игра «Козлята и волк»

Цель: Заканчивать сказку по её началу.

Материал: Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход игры: Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/… (Дети договаривают: зайчик)

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…

И т.д.

Дидактическая игра «Сравни разных зверят».

Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих: 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит … (сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Дидактическая игра «Козлята и зайчик».

Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: … («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его … (капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

Дидактическая игра «Курочка-Ряба»

по сказке «Курочка Ряба»

Цель: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

- Курочка Ряба, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка Ряба, зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Звукотерапия."

Проблема здоровья дошкольников в наше время очень актуальна.  Чтобы  быть здоровым, необходимо овладеть искусством его сохранения и укрепления. В дошкольном учреждении  необходимо...

Выступление на педагогическом совете. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существ...

Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"

laquo;В одном мгновенье видеть вечность,Огромный мир — в зерне песка,В единой горсти — бесконечностьИ небо — в чашечке цветка.(Уильям Блейк)»...

Выступление на педагогическом совете: "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста"

Доклад "Технологии позитивной социализации ребенка дошкольного возраста" (из опыта работы)...