Выступление на педагогическом совете "Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста"
материал
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
(Уильям Блейк)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
из опыта работы по теме:
"Нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста".
Воспитатель Султашева В.А.
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
(Уильям Блейк)»
Кажется, эти слова мог сказать ребёнок. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. В работе по изобразительной деятельности я старалась создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью. В силу индивидуальных особенностей, развитие художественных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на специально – организованной деятельности я даю возможность каждом уребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы входящие в программу по дополнительному образованию, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. При обучении детей рисованию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей.
Я, считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.
В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти отусловных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических и иных работников организации. Мною разработана система работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей среднего возраста , с учётом возрастных особенностей детей, в которой отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:
- Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;
- Индивидуализации дошкольного образования;
- Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- Партнерства с семьей;
- Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;
- Возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка.
Цель: Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («оттиск поролоном», «рисование мятой бумагой», «тычок жесткой полусухой кистью», «рисование на мятой бумаге методом тычка» «рисование на мокрой бумаге», «рисование пленкой», «рисование пластиковой вилкой»);
● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойства материалами;
● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
● развивать познавательных и творческие способности детей;
● воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
●смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;
●формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время занятий;
●использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей раннего возраста.
Условия реализации творческого развития методом нетрадиционных техник рисования:
- создание обстановки эмоционального благополучия;
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- творческий подход к содержанию образования;
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности; - взаимодействие с семьями воспитанников;
- преемственность в работе.
Вся моя работа - от выбора темы до оценки результативности - состояла из трёх этапов.
Первый этап - проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения, теоретических и практических аспектов нетрадиционного рисования:
Второй этап – разработка и планирование деятельности.
Третий этап – непосредственная деятельность в реализации опыта, достижения и рекомендации, возможность реализации опыта в других группах раннего возраста.
Свою деятельность в период проведения опыта по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей младшего дошкольного возраста я разбила на три направления работы. Таким образом, мой опыт состоит из трех взаимодополняющих друг друга направления работы.
Цель: Развитие творческих способностей детей среднего возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительно техники («оттиск поролоном», «рисование мятой бумагой», «тычок жесткой полусухой кистью», «рисование на мятой бумаге методом тычка» «рисование на мокрой бумаге», «рисование пленкой», «рисование пластиковой вилкой»);
● научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;
● развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
● развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
● развивать познавательные и творческие способности детей;
● воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
● поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время НОД;
● использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей раннего возраста.
Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к нетрадиционному рисованию.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).
Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь
Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)
Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию
Наглядные методы и приемы.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: - показ жестом; - показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями. С детьми своей группы наиболее часто я использую приѐм изображения вместе с ребенком, ведя его руку. При повторных упражнениях поза креплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянные показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В конце занятия я обязательно показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их.
Словесные методы и приемы обучения
К ним относятся беседа, указание воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. В своей работе беседу я использую в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения, словесные указания применяю редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.
Игровые приемы обучения
Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в своей группе я начинаю с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы. Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги. При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Принципы построения работы по нетрадиционному рисованию:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Развивающие технологии, используемые в процессе опыта.
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)
- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
- Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
- Новизна обстановки;
- Необычное начало работы;
- Красивые и разнообразные материалы;
- Интересные для детей неповторяющиеся задания;
- Возможность выбора;
- Рисования с помощью бросового материала
Формы работы
- Непосредственно образовательная деятельность. Разработано перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по художественному творчеству. Рисование нетрадиционными способами.
- Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности. Разработано планирование совместной деятельности воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности с детьми средней группы по художественному творчеству, рисование нетрадиционными способами.
- Рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- Чтение и обсуждение художественных произведений;
- Дидактическая игра
- Оформление выставок.
Формы организации непосредственно образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию
- Индивидуальная. Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.
- Фронтально-индивидуальная. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.
- Фронтальная. Коллективные работы детей. Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем, где педагог выполняет трудные формы. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.
В работе я использую такие нетрадиционные приемы рисование с детьми среднего дошкольного возраста как:
«Рисование мятой бумагой»
Средства выразительности: оттиск, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага коричневого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь мятую бумагу и наносит оттиск на бумагу, передавая форму тела ежа.
"Тычок жёсткой полусухой кистью".
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности
«Рисование пластиковой вилкой»
Средства выразительности: форма, пятно, линия, цвет.
Материалы: листы бумаги А4, гуашь, одноразовые пластиковые вилки, салфетки, стаканчики непроливайки, кисти, формочки для разведения краски, картинки с изображением елки.
Способ получения изображения : Сначала карандашом нарисуем ствол веточки. Затем обмакните вилочку в баночку с зеленой краской, точно также как обмакиваем кисточку. И прикладываем к верхней части ствола, как будто ходите крышу нарисовать.
Теперь повторяем наши действия, но уже ниже первого яруса веточки.
И так пока наша веточка не станет пушистой и красивой.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Чтобы были веточки красивыми я их украсили снегом и снежинками.
Снег под елочкой мы добавляем, окуная силку в голубую краску и проводим волнистые линии, как сугробы. А вот снежинки были нарисованы ребром вилки. Сначала нарисуем букву Х и добавим по середине еще одну палочку. Вот и снежинка.
По подробнее хотело бы мне рассказать про нетрадиционный метод рисования одноразовой пластиковой вилкой.
Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.
Вот образец такой работы для детей в детском саду.
Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.
И чтобы расход краски был меньше, гуашь можно разводить с клеем ПВА – один к одному, или в другой пропорции.
На листе бумаги рисуем пенек. От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки. Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.
И уже третий этап – мы поверх этих мазков кладем еще один слой центральный маков– уже более вертикально вниз от центра, чуть чуть расходясь в стороны.
В такой нетрадиционной технике вы можете нарисовать любые колючие элементы рисунка – например, ежик или кактус, солнышко, одуванчик и многое другое.
Вилка – это не только столовый прибор, которым кушают котлеты, но и необычная кисточка для рисования, которой можно создавать такие чудесные картины!
Во время рисования нетрадиционными методами ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие. Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. В процессе обучения обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Удивительную радость детям доставляют коллективные работы, к концу третьего года жизни они уже способны видеть общий результат, отмечая свой вклад в работу. Большое разнообразие вношу и в организацию непосредственно образовательной деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов, и даже рисовать на бумаге, прикреплённой к стене группы.
Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, расширяют творческие возможности детей. Современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активно нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание детей дошкольного возраста рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности снижается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения за детьми показывают: характер сюжета рисунков, выполненных, например, с помощью оттиска или печати, у таких детей становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это, с одной стороны, а с другой изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок, становится всё более уверенным в своих силах. Малыш запоминает многие слова, в том числе, как называются предметы и действия, фигуры и цвета, материалы и их признаки.
Ребенок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи, повышение и понижение голоса). Дальнейшее творчество приносит ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками. Вот тогда можно ещё раз обратиться к традиционной технике рисования.
Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-186731-1396086559.jpg)
Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-210768-1364142021.jpg)
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1229179-1586331275.jpg)
Выступление на педагогическом совете «Развитие воображения в дошкольном возрасте»
Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Важно предоставить ребенку больше самостоятельности, инициативности, поощрять его творчество, поддерживать вся...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/08/picture-1254882-1591614016.jpg)
Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете «Основы безопасности детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-1207863-1611802934.jpg)
Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-973710-1511435601.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Методы закаливания детей дошкольного возраста в летний период"
Осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья...
Выступление на педагогическом совете "Умственное воспитание детей дошкольного возраста"
Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельнос...