Формирование творческих способностей и совершенствование речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
статья на тему

Билецкая Татьяна Александровна

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_biletskaya.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей и совершенствование речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Материал для рубрики: Педагогика ДОУ: Организация педагогического процесса.

Автор:

Билецкая Татьяна Александровна

воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида №45 г. Сочи

8-(862)-254-48-55

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, которые заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний постепенно  активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я стараюсь использовать это в своей работе. Задачи, поставленные мной, заключались в создании условий для развития творческой активности; приобщения  к театральной культуре, и взаимосвязи  её с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Для организации театрализованной деятельности необходимо создать определённые условия для развития творческих  способностей детей: театрализованную зону, перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. [2,с.13] С помощью настольного, пальчикового театра,  фланелеграфа,  игр-драматизаций нужно  пробуждать в детях желание быть артистами.

Для детей младшего возраста наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, надо стремиться помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжается  и в средней группе.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай, где я», « Какое настроение у человека, который ест (лимон, сахар, перец и тд)» .В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Стрекоза и муравей» «Цирк», «Красная шапочка». Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

Литература:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников – М.: Просвещение, 1991

2. Выготский. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

3. Доронова Т.Н. Развитие детей 4-7 лет в театрализованной деятельности

4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., ТЦ Сфера,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В докладе раскрыта актуальность темы, изложен опыт работы музыкального руководителя по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошк...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Представлен материал о содержании  работы с детьми по театрализованной деятельности, о роли педагога в организации театрализованной деятельности....

Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»

laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...

Формирование связной речи дошкольника посредством театрализованной деятельности

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, которы...