"Развитие познавательной активности детей средствами экспериментирования с природными материалами"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Базарова Любовь Михайловна

Методические рекомендации для педагогов и родителей по экспериментальной деятельности детей первой младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesnaya_muka_igra-eksperimentirovanie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ПРИРОДНЫМИ

 МАТЕРИАЛАМИ

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 64

Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ГРУППА «НЕЗАБУДКИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ БАЗАРОВА Л.М.

2015 ГОД

                                                   

                                                                                     

 

Игра – экспериментирование в младшей группе

Тема: «Чудесная  мука»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.

Задачи:

  1. Обучающие: познакомить детей с понятием «сыпучая»; закрепить понятия «мягкая», «легкая», «тяжелая», «сыплется»,  «отпечатки»; познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание; продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий.
  2. Развивающие: развивать речь детей, воображение, мелкую моторику; развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
  3. Воспитывающие: воспитывать интерес к экспериментированию.

Материалы: образцы муки, молока, сахара в стеклянных баночках; тазик с водой,

                        салфетки тряпичные; на каждого ребенка: фартук, емкость с мукой, стакан с

                        водой, палочка. Игрушка Бабушка из кукольного театра.

Предварительная работа:  Наизусть – народная песенка «Тень-тень-потетень»,

                        пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки». Лепка из

                        соленого теста «Угощения для куклы Кати».

Ход  игры:

   Дети располагаются вокруг стола, на котором стоят баночки с мукой, молоком и сахаром.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это у нас на столе стоит? (сахар, молоко и мука) Скажу вам по секрету, что у сахара есть своя песенка, хотите послушать? (трясет баночку с сахаром) Как вы думаете, у молока есть песенка? (нет) Давайте послушаем. А у муки есть песенка? Послушайте. Вывод: муки в баночке мало, она легкая и мягкая, ее даже не слышно. Посмотрите, вот в такой пачке муку продают в магазине. Как вы думаете, тяжелая она или легкая? (тяжелая, легкая) Попробуй, Вадик, поднять пачку. (тяжелая) Дети по желанию пробуют поднять пачку муки.

 Вывод: когда муки много, она тяжелая. 

А что из этих продуктов можно испечь? (блины, оладьи, пирожки и т.д.) Давайте поиграем.  Пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки

Кукла Бабушка «отвечает» на просьбу детей испечь оладушки.

Пальчиковая гимнастика «Бабушка, бабушка, испеки оладушки»

Дети:   Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Бабушка: Я б оладьев напекла, только где взять молока?

Дети:   Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Бабушка: Я оладьев напекла, только нет сахарка…

Дети:   Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Бабушка:  Я оладьев напеку, только где же взять муку?

Вы хотите поиграть с мукой? Тогда проходите за столы. Посмотрите, пред вами стоит баночка с мукой. Как вы думаете, мука имеет запах? Наклонитесь над баночкой и осторожно понюхайте муку.

Вывод делают дети: мука не пахнет.

Ребята, оказывается на муке можно рисовать всякие фигуры, узоры. Давайте попробуем. Получается? Что ты нарисовала, Олеся? (солнышко) А у тебя, Владик, что получилось? (колобок) и т.д.

Ребята, вам приятно трогать муку? (приятно) Давайте погладим ладошкой муку, разравняем ее сверху и сделаем посередине отпечаток кулачка. Получилось? А еще можно сделать отпечаток ладошки. Полюбуйтесь на отпечаток ладошки. А теперь посмотрите на свою ладошку. Какая стала ладошка? (грязная, белая) Почему она белая?

 Ребята, когда бабушка печет оладушки, она просеивает муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть маленькие ситечки. Давайте просеем муку!

 Посмотрите, что мука умеет делать? (сыпаться) Вот какая мука сыпучая! Можно даже горку насыпать. Ксюша, у тебя какая горка получилась? (высокая) А у тебя, Даня, высокая горка? А у меня получилась горка низкая.  

А теперь посмотрите на меня.

Вот какая у нас мука: белая, мягкая, легкая, приятная, сыпучая.

 Давайте повторим все вместе слово «сыпучая».

Ребята, как вы думаете, что будет с мукой, если мы нальем в нее воду? Какая станет мука? (липкая)

Давайте попробуем. Я вам дам стаканчики с водой. Посмотрите, какая вода в стаканчиках чистая, прозрачная. Осторожно, чтобы не пролить на стол, влейте воду в муку. Посмотрите, вода была прозрачная, а теперь стала какая? (белая) Почему вода стала белая? (в нее попала мука)

Чем же нам перемешать? (палочкой, пальцем) Скажите, а сейчас мука сыпучая?(нет) Попробуем ее посыпать. Сыплется? (нет) Какая стала мука? (липкая) Что у нас с вами получилось? (тесто)

Вывод: когда мы добавили в муку воду, она стала липкая и совсем  перестала сыпаться. Зато из теста можно лепить.  Вы умеете лепить из теста? (да) Что вы лепили из теста? (печенье, оладьи, баранки)

Ребята, понравилось вам играть с мукой? (да) А руки-то у вас какие стали? (липкие, грязные, белые)

 Пойдемте их мыть. Посмотрите, вода была в тазу чистая, прозрачная, а теперь она какая? (белая, непрозрачная) Почему вода стала белой? (в нее попала мука) Вытирайте руки салфетками и поиграем.

                    Русская народная песенка «Тень-тень-потетень» с элементами логоритмики

Тень – тень – потетень,           дети хлопают в ладоши

В огороде-то плетень,             переплетают пальчики

В избе печка топится.             руки отводят в стороны

Бабушка торопится.                «замешивают тесто»

Она оладушки печет,              ладони соединяют попеременно

По тарелочкам кладет.            правой рукой «раскладывают» по тарелочкам

Кот к тарелке – скок!              руками изображают ушки кота

Себе нос обжог… Мяу!          потирают нос

Ребята, мы с вами из теста вылепили фигурки. А давайте подарим нашим гостям фигурки из соленого теста! Дети с бабушкой дарят заранее подготовленные подарки гостям.

Литература:

  1. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва ТЦ «Сфера».
  2. Л. Н. Прохорова Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва «Аркти».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа.    Тема: «Развити...

Консультация для воспитателей "Работа с родителями по организации познавательной активности детей средствами экспериментирования"

Работа с родителями по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в ...

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на городской конференции).

Материал знакомит с опытом работы по организации детского экспериментирования в старшей группе....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....

"Развитие познавательной активности детей средствами экспериментирования."

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей....