Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Работа с родителями по организации познавательной активности детей средствами экспериментирования"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Попова Светлана Геннадьевна

    Работа с родителями

    по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования.

     

    Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, а это во многом зависит от нас взрослых

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_sroditelyami.docx19.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с родителями

    по организации познавательной деятельности детей средствами экспериментирования.

    Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, а это во многом зависит от нас взрослых.

            Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?»

             В соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

    В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребёнку с учётом его самобытности, дарования, возрастных особенностей.

    Только опираясь на семью, только  совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы человека  интеллектуально развитого, человека, который будет жить в XXI веке .

    Проблема развития самостоятельности привлекала и продолжает привлекать внимание многих исследователей. Актуальной остаётся на сегодняшний день мысль философов  том, что лучший путь образования человека – развитие его самостоятельной мыслительной деятельности.

    Одна из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей –её самостоятельность, проявляющаяся не только в умении дошкольника без помощи взрослого решать задачи, но и умение самостоятельно ставить новые цели и достигать их в процессе поисковой деятельности.

    На современном этапе детское экспериментирование является весьма продуктивным способом развития мыслительной деятельности, поскольку предоставляет ребёнку возможность действовать самостоятельно и в ходе реальных преобразований направлять свои действия на получение новых знаний.

    Педагоги должны стать для родителей компетентными помощниками при создании не только предметной среды, но и ознакомления с разными формами работы по экспериментальной деятельности.

    В работе с родителями мы используем как традиционные формы

    Родительские собрания,

     Консультации ( темы: «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Домашняя лаборатория», «Как учить ребёнка измерять», «Как учить конструировать», «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и теле программы»)

    ,          Беседы, общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребёнка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, памятки для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции, подбор справочного материала и размещение его на стенде для родителей, библиотечка для родителей, семинар практикум по организации исследовательской деятельности ребёнка.

    Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как деловые игры, круглый стол, дискуссии, практические занятия, тренинги. («Организация наблюдения живых объектов в природе», «Проведение простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребёнком»)

    Семейные проекты: например «Семейная коллекция».

    Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе: дискуссии. Обсуждением могут стать темы: «Семейный досуг для любознательных», «Мы идём в музей».

    При участии родителей создали в группе «Уголок экспериментирования» с набором разнообразных предметов и вещей окружающего мира.

     Предложили родителям посещать вместе с детьми Краеведческий музей города, знакомить с полезными ископаемыми, минералами  нашего региона.

    Все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог – родитель; педагог – ребёнок – родитель.

    При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам  следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

    Например при организации родительского собрания  на тему «Развитие самостоятельности у детей средствами экспериментирования» мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанного с экспериментальной деятельностью. Целью анкетирования было выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Были розданы памятки для каждой семьи «Что нужно делать для поддержки интереса детей к познавательному экспериментированию» Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

    1. Экспериментирование, производимое собственными руками, поможет детям самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов.
    2. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поисковым действиям и способствует смелости и гибкости детского мышления.
    3. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
    4. в процессе детского экспериментирования у детей проявляется самостоятельность, дети учатся:

    – видеть и выделять проблему;

    -  принимать и ставить цель;

    -решать проблемы

    - анализировать объект или явление;

    - выделять существенные признаки и связи;

    - отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

    - осуществлять эксперимент

    - делать выводы.

    5. Экспериментальная деятельность является условием для развития самостоятельности у детей.

    Ещё одна  форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родители должны получить ответы на интересующие их вопросы. Например:  что рассказать ребёнку, на что обратить внимание, чему научить его. Здесь же воспитатель предлагает родителям серию вопросов, которые они  будут решать вместе с ребёнком дома на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать ,которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого например на асфальт, после сильного дождя выползло  много  дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

    Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.

    Используемая литература:

    1. Журнал «Ребёнок в детском саду»№1 2005г.

    2. Журнал «Ребёнок в детском саду2№6 2003г.

    3. О.В.  Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие познавательной активности детей средствами экспериментирования с природными материалами"

    Методические рекомендации для педагогов и родителей по экспериментальной деятельности детей первой младшей группы....

    Консультация для родителей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование"

    Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как...

    "Развитие познавательной активности детей средствами экспериментирования."

    Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей....

    Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»

    Консультация для родителей«Развитие познавательной активности детей через экспериментирование»...