Организация познавательной деятельности детей средствами экспериментирования в работе с родителями
консультация на тему

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_sroditelyami.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №80 «СВЕТЛЯЧОК»

Консультация для воспитателей:

«Организация  познавательной деятельности детей средствами экспериментирования в  работе с родителями».

 

Воспитатель: Анисимова Н.Е.

г. Нижневартовск

Организация  познавательной деятельности детей средствами экспериментирования в  работе с родителями.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, а это во многом зависит от нас взрослых.

        Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес, к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?» и «Почему?»

         В соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка».

В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребёнку с учётом его самобытности, дарования, возрастных особенностей.

Только опираясь на семью, только  совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы человека  интеллектуально развитого, человека, который будет жить в XXI веке .

Проблема развития самостоятельности привлекала и продолжает привлекать внимание многих исследователей. Актуальной остаётся на сегодняшний день мысль философов  том, что лучший путь образования человека – развитие его самостоятельной мыслительной деятельности.

Одна из важнейших характеристик мыслительной деятельности детей –её самостоятельность, проявляющаяся не только в умении дошкольника без помощи взрослого решать задачи, но и умение самостоятельно ставить новые цели и достигать их в процессе поисковой деятельности.

На современном этапе детское экспериментирование является весьма продуктивным способом развития мыслительной деятельности, поскольку предоставляет ребёнку возможность действовать самостоятельно и в ходе реальных преобразований направлять свои действия на получение новых знаний.

Педагоги должны стать для родителей компетентными помощниками при создании не только предметной среды, но и ознакомления с разными формами работы по экспериментальной деятельности.

В работе с родителями мы используем как традиционные формы

Родительские собрания,

 Консультации ( темы: «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Домашняя лаборатория», «Как учить ребёнка измерять», «Как учить конструировать», «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и теле программы»)

,          Беседы, общая лекция об особенностях познавательной деятельности ребёнка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, памятки для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции, подбор справочного материала и размещение его на стенде для родителей, библиотечка для родителей, семинар практикум по организации исследовательской деятельности ребёнка.

Опыт показывает, что современные родители отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как деловые игры, круглый стол, дискуссии, практические занятия, тренинги. («Организация наблюдения живых объектов в природе», «Проведение простейших экспериментов, исследовательской деятельности с ребёнком»)

Семейные проекты: например «Семейная коллекция».

Родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в группе: дискуссии. Обсуждением могут стать темы: «Семейный досуг для любознательных», «Мы идём в музей».

При участии родителей создали в группе «Уголок экспериментирования» с набором разнообразных предметов и вещей окружающего мира.

 Предложили родителям посещать вместе с детьми Краеведческий музей города, знакомить с полезными ископаемыми, минералами  нашего региона.

Все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог – родитель; педагог – ребёнок – родитель.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам  следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.

Например при организации родительского собрания  на тему «Развитие самостоятельности у детей средствами экспериментирования» мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанного с экспериментальной деятельностью. Целью анкетирования было выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. Были розданы памятки для каждой семьи «Что нужно делать для поддержки интереса детей к познавательному экспериментированию» Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

  1. Экспериментирование, производимое собственными руками, поможет детям самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов.
  2. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поисковым действиям и способствует смелости и гибкости детского мышления.
  3. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
  4. в процессе детского экспериментирования у детей проявляется самостоятельность, дети учатся:

– видеть и выделять проблему;

-  принимать и ставить цель;

-решать проблемы

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности

- осуществлять эксперимент

- делать выводы.

5. Экспериментальная деятельность является условием для развития самостоятельности у детей.

Ещё одна  форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родители должны получить ответы на интересующие их вопросы. Например:  что рассказать ребёнку, на что обратить внимание, чему научить его. Здесь же воспитатель предлагает родителям серию вопросов, которые они  будут решать вместе с ребёнком дома на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать ,которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого например на асфальт, после сильного дождя выползло  много  дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Очень важно, чтобы педагоги и психологи детского сада сами были готовы к неформальному, живому контакту с семьями своих воспитанников.

Используемая литература:

1. Журнал «Ребёнок в детском саду»№1 2005г.

2. Журнал «Ребёнок в детском саду2№6 2003г.

3. О.В.  Дыбина «Творим, измеряем, преобразуем»