Развитие речи
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Исакадзе Александра Сергеевна

Презентация о развитии речи детей раннего возраста (2 - 3 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi.ppt716 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей раннего возраста (2-й и 3-й год жизни).

Слайд 2

Диагностика развития речи детей раннего возраста Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста: С 1 года до 2 лет – понимание речи взрослого и активная речь; С 2-х до трех – активная речь.

Слайд 3

Методы диагностики. Понимание речи 1 г.3 мес. Специальная ситуация 1. Понимание названий окружающих предметов. Перед ребенком раскладываются 3-4 игрушки (автомобиль, часы, мячик, собака). На вопрос взрослого «Где …?» - ребенок должен отыскать все предметы. После убирают предметы, ставят в новом порядке и вновь предлагают найти. Ситуация естественная Предметы одежды, обуви. В общении с ребенком в группе предлагают найти 4 предмета одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку. По слову взрослого ребенок находит предметы, указывает на них рукой . Задание выполнено, если ребенок находит 3-4 предмета.

Слайд 4

Понимание речи 1 г. 3 мес. 2. Понимание действий Специальная ситуация . Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. Ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Ребенок выполняет действия по просьбе взрослого 3. Ориентировка в помещении группы Ситуация естественная. В режимных процессах, при организации игры ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Найди, где часы», «Иди мыть руки»… Выполняет не менее 3-х поручений

Слайд 5

Активная речь. 1 г. 3 мес. Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в моменты двигательной активности, удивления радости. Ситуация естественная . Наблюдение за ребенком во время самостоятельной деятельности. Разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами (дай, мама, бах…)

Слайд 6

1 г. 6 мес. Понимание речи, активная речь Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи Ситуация специально подготовленная Перед ребенком раскладываются предметы: Собака черная, кошка черная, кошка белая, Кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну Кошку, затем другую, затем собаку, куклу. Предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз. Пользуется облегченными словами и правильными, называет предметы и действия 4 предмета: кукла, зайчик, петушок, котенок, мешочек или коробочка из Которой их вынимают. Взрослый вынимает из мешочка Предмет и спрашивает: Кто это? Что это? Ребенок называет предметы правильно или облегченными словами.

Слайд 7

1 г. 9 мес. Понимание речи, активная речь Специальная ситуация Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого Картинки, обозначающие действия детей. Взрослый показывает ребенку картинки и задает вопросы: Где дети умываются?.. Ребенок отвечает на вопросы взрослого, указывая на нужную картинку. Ситуация естественная Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. Наблюдение во время игры, режимных процессов, образовательной деятельности. Ребенок сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Слайд 8

2 года Понимание речи, активная речь Понимает короткий рассказ взрослого (без показа) о событиях из личного опыта. После прослушивания может ответить на вопросы (2-4) взрослого. При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Ситуация естественная. Общается со взрослым посредством речи.

Слайд 9

2 года - 2 года 6 месяцев. Активная речь Говорит многословными предложениями (более 3 слов). Ситуация естественная. Появляются вопросы: где? Куда? Ситуация естественная.

Слайд 10

2 г. 6 мес. – 3 года Активная речь Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Ситуация естественная Появляются вопросы: почему? Когда? Ситуация естественная.

Слайд 11

Направления в развитии речи детей раннего возраста (2-й год жизни). Развитие понимания речи взрослого. Пополнение словаря названиями окружающих предметов и действий с ними Овладение смысловой стороной речи. Чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослым.

Слайд 12

Способность подражать, обобщение чувственного опыта ребенка Развитие активной речи (2-е полугодие) К 1,5 годам активный словарь 30-40 слов, к концу второго года – 300-400 слов, из которых ребенок строит простые предложения из 2-3 слов. К концу третьего года жизни – 1500 слов.

Слайд 13

Понимание речи. Детей учат понимать слова, обозначающие людей, предметы, элементарные действия. Понимать простейшие фразы, с помощью которых взрослый дает поручения, учит понимать и выполнять их.

Слайд 14

Методические приемы развития речи детей 2-го года жизни. Воспроизведение слов по просьбе взрослого и по собственной инициативе, создавая ситуации, вызывающие у детей интерес , формировать умение воспроизводить некоторые интонации. Обучение в режимных моментах : люди, предметы, игрушки. Побуждать вступать в диалог со взрослым. Привлекать детей, хорошо владеющих речевыми навыками.

Слайд 15

Методические приемы развития речи детей 2-го года жизни. Формировать умение вслушиваться в обращенную речь , в которой содержится информация не только познавательного характера, но и установка к действиям, побуждение к поступкам. Инициативная, ответная речь. Поведение ребенка начинает регулироваться словом.

Слайд 16

Методические приемы развития речи детей 2-го года жизни. Поручения, как средство активизации речи ребенка. После того, как ребенок выполнил поручение , необходимо спрашивать: «Что ты принес?», «Куда положил?», «Что у тебя в руках?», «Где ты взял?». Обучение названиям действий происходит в процессе показа способов действий с предметами и игрушками : «Что ты делаешь?», «Что ты будешь делать?». Создание ситуаций непонимания «Что тебе дать? Скажи: «Дай машину, кубик».

Слайд 17

Методические приемы развития речи детей 2-го года жизни. Побуждая ребенка к речевому подражанию, следует отчетливо, выразительно произносить слово, фразу. Прием вопросов является особенно действенным, т.к. вопросы активизируют мыслительную деятельность детей.

Слайд 18

Вывод: Вопросы к ребенку Повторения Поручения Собственный вопрос-ответ. Раскрытие не только способов действий с предметами, но и их мотивации («Будем одеваться, чтобы пойти гулять»).

Слайд 19

Повседневные целенаправленные разговоры Изменение характера общения – оно становится обоюдным (2-е полугодие). Предпосылки диалогической речи.

Слайд 20

После 1г.6 мес. Взрослый в общении с ребенком все реже употребляет облегченные слова, поощряет замену звукоподражательных слов общеупотребительными. У детей появляются вопросы: где, что там, кто пришел, куда пойдем?

Слайд 21

В 2 года речь становится не только средством общения , но и средством познания: при наблюдении окружающего, в процессе игры, в режимных моментах, при возникновении потребности в чем-либо. Подбор объектов для сравнения: Вначале детей учат узнавать привычные предметы, видеть их различия, а затем находить общие признаки. Сначала подбирают знакомые, но резко контрастные предметы, затем незнакомые, резко контрастные, после этого – внешне сходные по какому-либо признаку, и далее сходные по многим признакам.

Слайд 22

Условия развития речи: Воспитание потребности в речевом общении со взрослым. Воспитатель использует различные поводы для организации такого общения: действия с предметами и игрушками. Организация непосредственно образовательной деятельности .

Слайд 23

Совместная деятельность с детьми: Наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображенного сюжета); Чтение художественной литературы и сказок.

Слайд 24

Вывод: Совместная деятельность Игры с предметами и игрушками (называние, сравнение, обыгрывание). Игры и упражнения с картинками. Чтение художественной литературы. Общение с ребенком в повседневной жизни. Наглядные средства: Предметы домашнего обихода Живые и неживые объекты Игрушки Картинки Книги

Слайд 25

Развитие речи детей 3-го года жизни. У ребенка появляется потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира. Диалогическая речь Познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи .

Слайд 26

Специальные речевые задачи: Расширение словаря понимаемой и активной речи; Воспитание звуковой культуры речи (развитие артикуляции); Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных во всех падежных формах, в единственном и множественном числе, глаголы – в настоящем, прошедшем, будущем времени).; Развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.

Слайд 27

Методы и приемы: Наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы; Инсценировки с помощью игрушек; Рассматривание картинок; Чтение художественной литературы. Их сочетание (показать реальный предмет – картинку, на которой он изображен – прочитать стихотворение или спеть песенку, в которой о нем говориться).

Слайд 28

Особенности развития речи Наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи детьми. Постепенно, в процессе индивидуальной работы с детьми, эти различия сглаживаются. Особого внимания требуют дети, которые плохо, неправильно произносят звуки, не умеют строить связный рассказ, предпочитают молчать.

Слайд 29

Возможности педагога в общении с детьми: Прием вопросов – активизирует речь детей; Поощряет инициативы ребенка вступить в речевое общение; эмоционально откликается на рассказ ребенка; Поддерживает желание ребенка говорить, задавая уточняющие вопросы. Просит повторить заинтересовавшие его эпизоды в повествовании ребенка.

Слайд 30

Возможности педагога в образовательной деятельности: Побуждает словом выразить просьбу , обращенную к другим детям. Дает образцы речевого общения , помогая договориться детям, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступить друг другу. Побуждает использовать в речи глаголы, наречия, прилагательные, числительные, предлоги, союзы, частицы. Развитие артикуляции . Кукольный театр, как средство…

Слайд 31

Формы работы: Работа с картинами и картинками (рассматривание, называние…) Показы простых предметов и их называние. Сюжетные показы. Рассказ без показа. Рассказывание сказок. Дидактические игры.

Слайд 32

Использование картин и картинок в совместной деятельности (Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие) Занятия с картинками начинают с начала второго года жизни. Сначала проводятся индивидуальные занятия, потом в небольшой подгруппе (4-5 человек). Учат находить изображение предметов или объектов по вопросу «Где кошка?», по просьбе «Дай кошечку. Найди собачку».

Слайд 33

После 1 г. 6 мес. Обращают внимание не столько на объект, сколько на изображение действий «Что кошка делает?». Использование сюжетных картинок: взрослый рассказывает о том, какие персонажи нарисованы на картинке, что они делают, каково их состояние, какие взаимоотношения показаны между ними. Картинки подбираются в соответствии с комплексно-тематическим планированием

Слайд 34

Использование картин и картинок в совместной деятельности При повторном рассматривании картинки педагог задает вопросы «Давайте внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке. Это кто? Что делает…»

Слайд 35

1 г. 9 мес. Картинки использую как при игре в лото. Дети подбирают картинки, ориентируясь на цвет или величину изображений «Дай картинку, где красная лопатка, а теперь – где зеленая».

Слайд 36

2 – 3 года. Группировка картинок: овощи, птицы… Рассматривание реалистичных картинок (животные и их детеныши, профессии, транспорт…) Картинки для сравнения. Картинки отражающие времена года.

Слайд 37

1 этап. Сопоставление реального предмета и его изображения на картинке. Показ предмета и непосредственный контакт с ним. Показ картинки. Сопоставление картинки и предмета. При этом сначала картинка и предмет показываются одновременно, а затем последовательно с называнием того и другого.

Слайд 38

2 этап. Показ картинки без предмета с целью его узнавания и называния Показ одной картинки с называнием ее. Последовательный показ двух картинок с их называнием. Одновременный показ двух картинок с их называнием. Выбор одной из двух по показу (Дай такую же) с называнием; выбор по слову (Дай мне мяч, а теперь матрешку. Где нарисована матрешка?) Идентификация двух одинаковых картинок самим ребенком по просьбе взрослого (Дай мне картинку с мишкой. А где еще такой же мишка? Два мишки. Скажи «мишка». Где мишка, а где мишки?) Идентификация картинок из множества, представленных в разных плоскостях: в горизонтальной (на столе) и вертикальной (на подставке) на расстоянии.

Слайд 39

3 этап. Сопоставление близких по форме предметов (кукла и петрушка); Узнавание и называние изображений предметов, названия которых близки по звучанию (стул и стол, мишка и мышка).

Слайд 40

4 этап. Рассматривание и называние картинок (2-3) с рядом отличительных, но характерных для данного изображения деталей. 4.1 Вначале проводится рассматривание одной картинки с последующим обсуждением всех деталей изображения. Можно использовать стихотворения, потешки. Литературный текст читается после рассматривания и обсуждения, как завершающий этап деятельности.

Слайд 41

4 этап. Рассматривание и называние картинок (2-3) с рядом отличительных, но характерных для данного изображения деталей. 4.2 Сопоставить и сравнить две разные картинки (кукла и петрушка, мишка и зайчик): где нарисована кукла? Какое у нее платье? Какого оно цвета? А то на голове? А где Петрушка? Что у него на голове? (побуждение к диалогу) Рассказ, объединяющий изображения в сюжет.

Слайд 42

5 этап. Группировка, обобщение и классификация картинок. в активный словарь детей переходят не только собирательные существительные типа овощи, фрукты, но и более широкие обобщающие понятия (урожай, урожай овощей).

Слайд 43

2,5 - 3,5 года. Ребенок начинает много видеть «за картинкой». Поэтому следует включать представления об уже знакомых предметах и явлениях в более сложные причинно-следственные связи, отражающие эпизоды жизни человека, в которые они вплетены. (понятия овощи, фрукты сочетаются с определенным временем года - осенью). В деятельности с тематическими картинками любой серии обязательно «присутствует» человек, даже если об этом не говориться прямо. Назначение предметов и воображаемая ситуация, в которой они используются, дети связывают с потребностями людей.

Слайд 44

Основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для развития речи детей 3-го года жизни Игрушки-подушки из тканей различной фактуры Дидактическая кукла Набор рамок с простыми застежками Предметные картинки в наборах: игрушки, одежда, мебель, посуда, транспорт Серии картин крупного формата для совместного подгруппового рассматривания Картины для расширения представлений и развития речи детей второго и третьего года жизни (Е.И. Радина, В.А. Езикеева – М.. 1989) Набор картинок для группировки по 3-4 в каждой группе: животные с детенышами, одежда, транспорт, мебель, игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...