Семинар-практикум для родителей. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Романова Татьяна Анатольевна

Семинар-практикум дает знания родителям, о том, как важно развивать творческое воображение посредством нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей.

«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль

в развитии детей дошкольного возраста»

Автор: воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 102

Романова Татьяна Анатольевна

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приѐмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить родителей с многообразием техник нестандартного рисования.  

Девиз моей работы: «Для ребѐнка, вместе с ребѐнком, исходя из возможностей ребѐнка.»

Подготовительный этап:

Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.

Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

Цитаты.

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вѐл ребѐнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,  - от этого в решающей степени зависит, каким человеком  станет сегодняшний малыш».  

(В.А. Сухомлинский)

Вступительное слово.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается еѐ развитие с дошкольного возраста.

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребѐнок”.  

Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребѐнок создаѐт новые работы (рисунок, лепку, аппликацию).

Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.  

Дошкольник в своѐм эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.

Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребѐнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и
  • смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

  • Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов
  • и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного
  • раскрашивания;
  • Неумение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Ожидание чѐткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • Непроявление фантазии, художественного творчества;
  • Неумение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублѐнно изучать методическую литературу. Для себя чѐтко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребѐнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.  

"Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Практический этап.

 Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Давайте и мы с вами получим удовольствие, используя нестандартные подходы в рисовании.

“Вместо кисточки рука”

Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для

вытирания рук).

Порядок работы:

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

“Печатаем листьями на бумаге”

Необходимые материалы и инструменты:

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;

Порядок работы:

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Техника рисования кляксография –

Порядок работы:  

На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тѐмной краски чѐрную, коричневую или зелѐную). Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая еѐ вперѐд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Сложность техники: проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально или по подгруппам. Понадобится помощь неуверенным детям. Следить за мерами безопасности детей при работе. Так как работа для многих детей трудна,  необходимы динамические паузы.

Примерные темы для использования техники: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котѐнок с нитками» и т.д

Техника рисования с использованием трафарета

Порядок работы:

Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков  и различной зелени. Всѐ аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите еѐ к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета,  нанесите краску на все участки рисунка. При  желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером.

Примерные темы для использования техники: «Осень», «Аквариум», «Любимые животные», «Открытка маме», «Мои игрушки», «Фантазии», «Дорога», «Букет цветов» и т.п.

Техника рисования восковыми мелками, свечой.

Рисунок невидимку можно изобразить белым восковым   мелком или свечой.                    

Сложность техники:

Обязательно необходимо заинтересовать и побудить маленького  ребѐнка выявить невидимый рисунок. На первом этапе надо привлечь ребѐнка в работу, чтоб у него не пропал интерес к выполнению задания невидимыми материалами. Понадобится помощь неуверенным детям.

 

Примерные темы для использования техники: «Кто там?», «Волшебники».

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Мой опыт работы показал,  что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

Заключительный этап.

Посвящение родителей в художники, рисующие в нетрадиционной технике.(вручение шуточного удостоверения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Рисование - один из путей развития детской личности, но у многих детей в школьном возрасте интерес к рисованию угасает. О выявлении причин угасания интереса к изобразительной деятельности и об одном и...

Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей дума...

«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных нав...

ПРОЕКТ «ВОЛШЕНАЯ ТКАНЬ» (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР)

Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»   Цель: раскрыть значение нетрадици...

Проект "Нетрадиционные техники рисования как способ творческого развития детей дошкольного возраста"

Нетрадиционное  рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи, их характер и настроение. Нетрадиционные техники рисования демон...