Как научить ребенка читать (рекомендации для родителей)
консультация (старшая группа) на тему

Глазунова Лариса Владимировна

В статье даются правила обучения дошкольников чтению и игровые приёмы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebyonka_chitat.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Как  научить ребенка  читать

                      (Рекомендации для родителей)

В настоящее время школьная программа предполагает, что будущие первоклассники еще до школы должны уметь читать. Поэтому нагрузка по обучению малышей  ложится на плечи  родителей. Хорошо, что сейчас можно найти множество пособий, игр и советов в интернете на эту тему. Только надо знать некоторые правила.

Детский возраст 5 лет является оптимальным для начала обучения чтению. Конечно, ребенок  должен  знать  буквы алфавита.   Даже самым маленьким детям можно показывать буквы на картинках, кубиках, играть с ними. Самое    важное при этом -  помнить правило: буквы надо называть,  как звуки.  К примеру,  произнося звук М,  ребенок  должен говорить не «ЭМ» (это название  буквы,  а не звука),  не «МЭ»,  а просто короткое «М».   Это нужно для того, чтобы в последующем правильно соединять звуки в слоги. Многие дети любят играть со звуковой азбукой, которая как бы «разговаривает» сама с ребенком. В интернете найдите обучающий мультик «Говорящие буквы» и посмотрите со своим малышом.

 Начиная обучение,  постарайтесь   выбрать   для   этого     хорошее учебное пособие.       Наиболее популярной  и    одной   из лучших книг  в   этой категории признан букварь    под редакцией Н.С. Жуковой.  В букваре одна буква догоняет другую: объясните своему ребенку, что читать слоги нужно, как бы протягивая один звук, чтобы соединить его с другим: «мммм-ааааа». При этом не нужно сначала озвучивать каждую букву, а затем объединять их – следует приучить ребенка сразу же произносить слог.

Можно поиграть в игру «Буквы ходят в гости». Например, гласная буква А «пойдет в гости» к согласным буквам и будет петь с ними песенки. Добавляйте к гласной А согласные (пластмассовые буквы или написанные на картоне) и разучивайте самые разные слоги: МА, ЛА, ВА, БА, ПА, ДА, СА, ХА и так далее. Малыш должен понять, что со сменой согласной в слоге меняется его  звучание. Соединяя гласную и согласные буквы, протяжно повторяйте слог (игра «Буквы поют песенки»), например,  ССС-ААА, МММ-ААА,  и так далее. Когда слоги с гласной А усвоены, можно заменить ее другими гласными и читать, пропевать «песенки – слоги»: НО, ЛУ и другие.  

Чтобы ребенку было интереснее читать слоги, можно сказать, что с этих «песенок» начинаются разные слова. Поиграйте в игру «Какое слово так начинается?»  МА – машина, МУ – муха. Еще одна игра «В каком домике живет слово?» Нарисуйте домики и напишите на них разные слоги. Под карточки с домиками и слогами положите картинки из лото. Затем предложите ребенку отгадать, где живет слово «кошка». Он должен найти слог КО. Где живет слово «Курица»? Ребенок показывает домик, на котором написано КУ.

          Далее переходите к  прочтению  слов  по   слогам. Первые  слова   для   обучения должны быть самыми простыми и понятными: МА-МА, ПА-ПА, ЛИ-СА, КА-ША.  На этом этапе тоже можно воспользоваться карточками со слогами, соединяем карточки, получаем слова, читаем  и запоминаем          слова из трех и более слогов:  

     ПА-НА-МА,  МО-ЛО-КО, СО-БА-КА и так далее.

Чтобы прочитать слова, состоящие из отдельных букв и слогов, надо объяснить малышу, что буквы связывают слоги между собой, превращая их в целые слова. Начните с простого — слог плюс согласная:  ДО-М,  СА-Д,    МА-К,  КО-Т .  Теперь возьмите два слога плюс согласная: БУЛ-КА, ПОЛ-КА и так далее. Главное, чтобы процесс обучения был интересным, разрешите малышу  лепить из пластилина слоги, соединять их в разные слова, можно читать на улице все подряд. Основные правила эффективного домашнего обучения таковы: не ругать, не заставлять, идти путем «от простого к сложному».

Для некоторых детей чтение просто слогов часто бывает непонятным. Детям с задержкой речевого развития иногда рекомендуют начинать с глобального чтения слов, не разделяя их на отдельные буквы. Тоже используем карточки с написанными крупно короткими словами: ЖУК, а на обратной стороне карточки рисуем жука. Всем малышам интересна игра «Найди слово»: выкладываем и читаем карточки со словами: ЛУК, СОК, ДЫМ. Где слово СОК ? Ребенок находит нужную карточку, переворачивает ее и видит картинку.

Когда чтение слов уже не затрудняет ребенка, пора переходить к словосочетаниям, из которых можно строить предложения. Составляйте самые простые предложения, чтобы ребенок лучше запомнил и понял главный принцип чтения: МО-Я МА-МА, РО-МА МА-Л, НА-ША ИГ-РА и так далее. После прочтения словосочетаний можно пробовать читать простые предложения: САША  ЕСТ  СУП, МА-МА МО-ЕТ ПО-СУ-ДУ. Обратите внимание на то, чтобы ребенок сам «следил» за ходом чтения, проводя указкой или пальчиком под словами. Необходимо также соблюдать паузы между словами.

Занятия для дошкольников должны быть короткими ( 10 - 15 минут) и  проходить в игровой форме. Никогда не принуждайте ребенка читать и не ругайте его за ошибки – поначалу они неизбежны. Часто педагоги советуют родителям поначалу играть с ребенком в  учителя и ученика, чтобы он  привык к будущей школьной атмосфере. Можно вместо учеников использовать любимые игрушки. Главное, чтобы малыш не скучал, тогда   результат будет лучше.

 Удачного обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...