Консультация для родителей "Речистые наши малыши"
консультация (младшая группа) на тему

Мишук Оксана Владимировна

Консультация для родителей о развитии речи детей 2-3 лет. Что необходимо развивать в этом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechistye_nashi_malyshi.docx189.85 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧИСТЫЕ НАШИ МАЛЫШИ

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

photo_272_ph

ПЕРИОД ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ЛОГОПЕДЫ НАЗЫВАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ, И МАЛЫШ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ РАЗГОВОРЧИВ…

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД МИШУК ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

 МБДОУ Д/C № 31 Г.ВЛАДИМИР

2015Г.

   

   В словаре ребенка, второго года жизни 200 – 300 слов. Всего за один год малышу предстоит добраться до 1000  - такова норма для 3 – леток. Взять новую высоту удается лишь под руководством хорошего тренера. То есть нужно беседовать с малышом на любые доступные его разумению темы, читать ему книжки.E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\k1.jpg

    Чтобы на детский язычок попало новое слово, взрослые должны произнести его в контексте не менее 70 раз. Лишь так кроха усвоит его смысловое значение и сумеет воспроизвести, пусть не всегда безупречно. Даже простые слова в исполнении крохи могут звучать так: «тул» (стул); «ляко» (молоко), «кася» (каша) и т.д.  Ничего страшного! Это возрастные замены, перестановки и пропуски. Через них проходит каждый. 

      Из таких слов – заготовок малыш пытается составить простые предложения: «Мися касю куся» (Миша кашу кушает); «Мися ляко хотя» (Миша молоко хочет); «Мися лубася» (Мишина рубашка). Так выглядят робкие попытки грамматически оформить фразу или построить предложение.

  1. Раз ступенька, два ступенька.

     Каждый родитель хочет, чтобы ребенок говорил красиво и правильно. Что ж, придется поработать, причем именно с 2 до 3 лет. На чем следует сделать акцент?

  • слуховое внимание и память;
  • мелкая моторика;
  • речевое дыхание;
  • звукопроизношение;E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\k8.jpg
  • интонация;
  • сила голоса.

    Прекрасно, если вы начали тренировать слуховое внимание ребенка с рождения! В таком случае уже в 2 года он без труда различает лай собаки, мяуканье кошки, шум до ждя, шелест листвы (так называемые неречевые звуки).

    Сложнее развивать у 2 – 3 летки внимание к звукам речи. Тут можно поиграть, например, в «Эхо». Прикройте свои губы книгой и произнесите отдельные звуки: а…, у…, и…, ш…. Затем – простенькие слова: дом, ком, санки, лес. Поначалу это будет непросто. А вы расскажите сказку про эхо, которое живет в доме, в лесу или в горах. Загадайте загадку: «В лесу, в горах скрывается. Поймать нельзя, а услышать можно. Слово скажешь, оно и отзовется».  После таких вступлений малыш уже не откажется исполнить роль эха. Со временем ребенок с легкостью станет выполнять такие задания.  Тогда предложите ему повторить уже ряд звуков (слов): а – у, у – и, о – а, а – у – о.

  1. Пальчики  актеры.E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\st.jpg

    Многие родители уже поняли, как важно развивать движения пальцев рук. 2 – 3 – летки любят занять свои пальчики, особенно на отдыхе и в дороге.  Создать игровую обстановку можно и на диване, и на скамейке в парке. Уютно устроившись с малышом на руках, приступайте к игре.  Сначала нежно погладьте, помассируйте каждый пальчик и ладошку крохи, ласково приговаривая: «Вот какие красивые пальчики. Погладим большой пальчик, а теперь указательный, средний… А вот ладошка: теплая, мягкая…» Повторите все со второй ручкой. Затем попросите ребенка сжать кулачки и скажите: «Ох, какие крепкие пальчики! Попробуй их разжать!» Обычно дети изо всех сил сопротивляются этому. А взрослый, изображая усилие, старается высвободить по очереди каждый пальчик и снова говорит: «Вот так силач большой пальчик! И указательный, и средний… Никак не могу разжать твой кулачок!» Кроха будет в восторге. Затем поменяйтесь ролями: пусть сын или дочь попробуют освободить пальцы из маминого кулачка.

    Пальчиковые игры можно сопровождать чтением книжек. Незамысловатый сюжет и знакомые персонажи без труда можно изобразить с помощью пальчиков. Сборники пальчиковых игр вы найдете  в книжных магазинах. А упражнения по развитию мелкой моторики – в журналах для детей.

E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\k3.jpg

3.Дышим и говорим правильно.E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\b1.gif

     Воздух необходим не только для насыщения организма кислородом, но и для произношения звуков. Но правильному дыханию ребенка необходимо учить.

   Нам снова поможет игра. Купая малыша в ванне, бросьте в воду уточку, кораблик и лодочку. Предложите ребенку превратиться в ветерок, который отгоняет их к другому краю лагуны. Предметы двигаются плавно, пока на море легкое волнение. Сначала кроха дует, не торопясь, слегка вытянув губки, но щеки не раздувает. Затем пусть попробует выдыхать воздух толчками, как бы произнося с силой звук [П]. Это уже порыв ветра. Малыш должен сначала набрать воздух, крепко сжать губки и резко выдохнуть. Море уместиться и в тазике с водой. 

  - Малыш любит рисовать? Организуйте «карандашные бега». Интересно, чей карандаш быстрее скатится со стола под капором выдыхаемого воздуха?

- Неплохо привлечь и музыкальные игрушки: свистульки, дудочки, свирели, губные гармошки.

- Все эти тренировки нужны, чтобы научить кроху правильно говорить. Потому со временем к чисто дыхательным упражнениям подключите и голосовые.

    На длительном выдохе вслед за вами малыш произнесет гласные: а___, о____, у____, и_____. Это распевка. Объясните малышу, что подобным образом тренируют свой голос певцы.  Наверняка у ребенка уже есть любимый исполнитель. Пусть ему и подражает. Если гласные получаются без проблем, постепенно подключите к ним согласные (те, что малыш хорошо произносит).  Например, [В], [С],[Ш]. Пусть кроха их тоже «потянет» на длительном выдохе. Эта игра называется «Ниточка».  Покажите рукой, как долго тянется звук. E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\k4.gif

 - Учтите, что дыхательные упражнения для ребенка – это огромная нагрузка. Не стремитесь к рекордам. Сначала проиграйте 2 – 3 минуты, постепенно увеличивайте время на 1 – 2 минуты. Передозировка чревата серьезными последствиями, особенно для малыша – астматика. Желательно перед занятиями проконсультироваться с лечащим врачом. Не занимайтесь с крохой сразу после еды, чтобы не спровоцировать рвоту. Но и на голодный желудок дыхательные упражнения не проводят. Во всем выбирайте золотую середину.

4.Язычок, ты сильный?

E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\lib.jpg

  Если малыш в 2 года с неохотой реагирует на ваши попытки вызвать у него голосовые реакции, проверьте состояние его артикуляционных органов. Доверьтесь специалисту (логопеду, отоларингологу, стоматологу, педиатру). Возможно, проблема в слабости артикуляционных мышц (щек, губ, языка, мягкого нёба).  Сделать  их сильными поможет простейшая артикуляционная гимнастика. Правда, кроха вряд ли спокойно усидит перед зеркалом даже 5 минут. Придется идти на уловки. Гимнастику проводят параллельно с чтением или рассматриванием картинки в книге. Увидели на картинке забор, покажите малышу и скажите: «А у нас в ротике тоже можно построить заборчик». Смотри! При этом вы смыкаете зубы и улыбаетесь, обнажая верхние и нижние передние зубы.  

  Увидели в книжке слоненка? Предложите малышу сделать хоботок: вытянуть подальше губы. Подражание лошадке поможет крохе освоить цоканье языком – прекрасное упражнение для языка! Есть и другие варианты – чашечка, иголочка, горочка, блинчик….E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\ru.jpg

  Мышцы артикуляционного аппарата укрепляют мимические упражнения.

     ПОГРИМАСНИЧАЙТЕ, ПРИТВОРЯЯСЬ ТО КОШКОЙ, ТО ЗЛОЙ СОБАКОЙ, ТО ЗАНОСЧИВЫМ ПЕТУШКОМ, ТО ЛУПОГЛАЗОЙ СОВОЙ. ПРИ ЭТОМ ПОКАЗЫВАЙТЕ КРОХЕ КАРТИНКИС ИХ ИЗОБРАЖЕНИЕМ. КОШКА ОБЛИЗЫВАЕТСЯ, ЛАКАЕТ МОЛОКО, ШИПИТ; СОБАКА ВЫСОВЫВАЕТ ЯЗЫК, КОГДА ЕЙ ЖАРКО, РЫЧИТ.

    НЕ ЗАБУДЬТЕ, ЧТО ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ИЗДАЮТ ЗВУКИ. ПРОДЕМОНСТРИРУЙТЕ ИХ МАЛЫШУ, А ПОТОМ ПРЕДЛОЖИТЕ ПОВТОРИТЬ ПОТОЧНЕЕ. ПРОДЕЛЫВАЯ ЭТИ НЕХИТРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ВЫ ПОЗАБАВИТЕ КРОХУ, И ЗНАЧИТЕЛЬНО УКРЕПИТЕ ЕГО АРТИКУЛЯЦИОННО – ГОЛОСОВЫЕ ОРГАНЫ. 

5.Яркие краски для голоса.

 Постановка и закрепление звуков, дыхательная гимнастика очень важны. Не менее актуальна и работа над выразительностью голоса.

  Любая картина, выполненная в серых тонах, вряд ли порадует глаз. Невыразительный голос также не будет ласкать слух. Интонация, эмоции в речи очень важны! Маленького ребенка отличает живая непосредственность и артистизм. Потому добиться желаемого не составит большого труда. Все перечисленные упражнения старайтесь выполнять эмоционально, живо. Силу голоса варьируйте от еле слышного (писк цыпленка) до громкого (рычание рассерженного тигра). Ваша задача – увлечь малыша игрой со звуками. Если это удалось, в семье появится замечательный говорун или говорунья! E:\Коллекция картинок (Microsoft)\дети\ffc6965ec224.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Развиваем наших малышей"

В данном материале родители найдут интересную информацию по развитию речи,  сенсорном развитии детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Здоровье малышей в наших руках»

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни....

Консультация для родителей на тему:" Игры игрушки наших малышей"

Консультация для родителей младшей группы...

Консультация "Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам".

Игры с природным материалом имеют неограниченный диапозон влияния на развитие личности ребенка....

Консультация для родителей «Здоровье малышей в наших руках»

Консультация для родителей «Здоровье малышей в наших руках»Воспитатель: Дубова А.С.      «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить осн...