Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

Васильева Татьяна Викторовна

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адаптации детей к детскому саду у воспитателей и родителей. Как сделать так, чтобы процесс адаптационного периода прошел у ребенка легко. В своей работы, мы опираемся на следующие правила, которые помогают ребенку более комфортно пройти адаптационный период. 1. Необходимо учитывать органические потребности ребенка в еде, питье, туалете, сне. Если он приучен к режиму, воспитателю легче решить эту задачу, так как у ребенка уже выработан рефлекс на время кормления, укладывания, туалета. Если режим в семье не соблюдался, учесть его потребности сложнее, и однако, необходимо к этому стремиться. 2. Необходимо приучать ребенка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон). Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение к ним. 3. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка. У персонала группы и родителей должна быть твердая договоренность о том, что разрешать, что запрещать ребенку. Это помогает и ребенку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно». При этом, безусловно, необходимо учесть, что большое количество запрещений отрицательно действует на нервную систему ребенка, ухудшает его состояние. 4. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребенок становится непослушным, так как слово перестает быть регулятором поведения. По отношению к новенькому этоправило особенно необходимо учитывать. Если, например, ребенок третьего - четвертного года жизни не приучен есть самостоятельно /а это в последнее время встречается очень часто/, в первое время его необходимо кормить, одновременно вырабатывая умение держать ложку и пользоваться ею, как это делают в отношении детей второго - третьего года жизни, и только затем развивать этот навык дальше. 5. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать»; «Мишенька будет спать. Вот так, Мишенька. Ложись удобнее. Молодец!» и т. п. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его), он знает, зачем и куда его ведут, что с ним хотят делать. 6. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений. 7. Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребенка к активному участию в режимных процессах. Все, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребенка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, если навыки временно утрачены, надо помочь восстановить их. 8. В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия. Сначала надо научить ребенка определенным действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребенком, упражнение в действии, неоднократное его повторение и др. (например: «Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я это делаю. Ну, а теперь ты. Хорошо! Молодец!»). При формировании навыков многосоставного действия также необходимо многократное упражнение в нем, поощрение за выполненное действие (например: «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. Так, хорошо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец» и т. п.). Наконец, когда ребенок может справиться самостоятельно с какими-то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание (прямое и косвенное),положительная оценка действий (например: «А ты, Андрюша, уже умылся?» или: «Ты хорошо вытер лицо и руки?»). 9. Безусловно, при формировании режима и культурно-гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребенку, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Детский сад - это такое особенное место, где детям разрешается быть детьми. Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формируют отношение и настроение. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет воспитатель. Чувство гражданской ответственности, сознание общественного долга должны помочь ему в этом. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь ребенка, организовать его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий. Он должен уметь проектировать развитие формирующейся личности каждого ребенка, управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. Поэтому, для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»

Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД

Васильева Т.В.

Кучина С.М.

    В последнее время все чаще встает вопрос адаптации детей к детскому саду у воспитателей и родителей. Как сделать так, чтобы процесс адаптационного периода прошел у ребенка легко.  В своей работы, мы опираемся на следующие правила, которые помогают ребенку более комфортно пройти адаптационный период.

    1.   Необходимо учитывать органические потребности ребенка в еде, питье, туалете, сне. Если он приучен к режиму, воспитателю легче  решить  эту  задачу,  так  как  у  ребенка  уже  выработан рефлекс   на    время    кормления,   укладывания,   туалета.    Если режим в семье не соблюдался, учесть его потребности сложнее, и однако, необходимо к этому стремиться.

    2. Необходимо приучать ребенка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон). Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение к ним.

    3. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка. У персонала группы и родителей должна быть твердая договоренность о том, что разрешать, что запрещать ребенку. Это помогает и ребенку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно». При этом, безусловно, необходимо учесть, что большое количество запрещений отрицательно действует на нервную систему ребенка, ухудшает его состояние.

   4. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми  не выдерживается, ребенок становится непослушным, так как слово перестает быть регулятором поведения. По отношению к новенькому это правило особенно необходимо учитывать. Если, например, ребенок третьего - четвертного года   жизни   не   приучен   есть  самостоятельно /а это в последнее время встречается очень часто/,   в   первое   время его   необходимо   кормить,   одновременно   вырабатывая   умение держать ложку и пользоваться ею, как это делают в отношении детей второго - третьего года жизни, и только затем развивать этот навык дальше.

    5. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы:  «Сейчас Наташенька будет кушать»; «Мишенька будет спать. Вот так, Мишенька. Ложись удобнее. Молодец!» и т. п. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его), он знает, зачем и куда его ведут, что с ним хотят делать.

    6.  Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты,  без  причинения ребенку неприятных ощущений.

   7.  Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребенка к активному участию в режимных процессах. Все, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребенка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать,  если  навыки  временно утрачены,  надо помочь восстановить их.

    8. В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия. Сначала надо научить ребенка определенным действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребенком, упражнение в действии, неоднократное его повторение и др. (например: «Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я это делаю. Ну, а теперь ты. Хорошо! Молодец!»).

   При формировании навыков многосоставного действия также необходимо многократное упражнение в нем, поощрение за выполненное действие (например: «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. Так, хорошо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец» и т. п.).

    Наконец, когда ребенок может справиться самостоятельно с какими-то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание (прямое и косвенное), положительная оценка действий (например: «А ты, Андрюша, уже умылся?» или: «Ты хорошо вытер лицо и руки?»).

   9. Безусловно, при формировании режима и культурно-гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребенку, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

    Детский сад - это такое особенное место, где детям разрешается быть детьми. Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формируют отношение и настроение.

   Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет воспитатель. Чувство гражданской ответственности, сознание общественного долга должны помочь ему в этом. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь ребенка, организовать его внимание.

Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий. Он должен уметь проектировать развитие формирующейся личности каждого ребенка, управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

     Поэтому, для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Комплекс адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста

Примеры адаптационных мероприятий для детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"...

Статья. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация игрового взаимодействия в адаптационный период детей раннего возраста с 2-3 лет.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка»         Организация игрового взаимодействия в адаптационный ...