Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей. Учим стихи дома
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Сизова Татьяна Владимировна

    Мастер-класс для родителей. Учим стихи дома.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для родителей

    УЧИМ СТИХИ ДОМА С МАМОЙ И ПАПОЙ.

    Чтобы ребенок без проблем учил стихи в дошкольном и школьном возрасте, с самого раннего детства, как можно чаще, он должен слышать веселые рифмованные потешки, загадки и стишки. Со временем они запомнятся сами по себе, а память малыша натренируется воспринимать и запоминать рифмы.

    Если малыш учить стихотворение категорически не согласен, маме нужно проявить смекалку и обхитрить ребенка. Необходимо сказать малышу, что учить стихотворение вовсе и не нужно. Вместо этого можно поиграть в игру «Повторяй за мной». Мама должна читать, а лучше говорить наизусть, по одной строчке стихотворения. А ребенку следует за ней повторять. Такая форма заучивания стихотворения не подвергает малыша информационному стрессу.

    Маме или папе необходимо также выяснить, есть ли в стихотворении слова и выражения, незнакомые для ребенка. Узнать это легко: при повторении строчек стихотворения ребенок будет путать непонятное для него слово, а возможно откажется вообще его произносить. Малышу следует объяснить смысл таких выражений и привести больше примеров с употреблением незнакомого слова или выражения.

    Учить с ребенком стихотворение, естественно, следует начинать с первой строчки. Проговаривать ее с малышом нужно до тех пор, пока он не будет рассказывать ее без запинки. После запоминания первой строчки следует приступать к заучиванию второй. Когда первую и вторую строчки стихотворения ребенок будет знать назубок, их следует соединить, и рассказывать уже две строки вместе и т.д.

    Если ребенок ни в какую не соглашается учить стихотворение, родители могут пойти на отчаянный шаг - бесконечное его повторение. Декламировать стихотворение необходимо в присутствии малыша в любое время, в любом месте, как бы для себя. Раза 3 нужно прочитать его полностью, далее нужно всё время проговаривать по 1-2 его строчки. Конечно же, не стоит забывать об интонации, чувстве и ритме.

    Не нужно учить с малышом больше двух строчек стихотворения в день.

    Чтобы стихотворение ребенку училось легче, следует подобрать в дополнение к нему различные движения в такт: шаги, хлопки, качание туловищем и т.д.

    При заучивании каждой строчки стихотворения, между делом, можно поиграть в мячик. Мама или папа должны говорить строчку стихотворения и кидать мячик малышу. Ребенку же необходимо строчку повторить и кинуть, при этом, мяч обратно в руки родителей.

    Чтобы легче выучить стихотворение, его сюжет можно нарисовать на бумаге в виде небольшого комикса.

    Как учить запоминать стихотворение. Рекомендации для родителей.

    Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

    При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

    При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:

    1.         Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.

    2.         После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.

    3.         Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.

    4.         После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.

    5.         Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.

    При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.

    •         Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом.

    •         Сопровождать чтение стихотворения игрой.

    Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.

    В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую-из них стихотворение.

    Желаем успеха!

    Наверное, все родители прекрасно понимают, что нужно учить стихи с детьми. Это отлично развивает память, прекрасно тренирует мозг, расширяет кругозор ребенка, учит воспринимать поэзию. Формирует высокий уровень культуры. Но многие из них с ужасом вспоминают свои первые заучивания стихов в саду или школе. Пытаешься механически зазубрить стих, а утром понимаешь, что ничего не выучил, в лучшем случае - только половину. Как учить стихи?  

    Безусловно, не для всех детишек заучивание стихов - это проблема. Для некоторых малышей совсем даже наоборот; дети молниеносно впитывают то, что им нравится. В семьях, в которых близкие часто и много разговаривают с малышом, читают, рассказывают ему сказки, стихи, малыши даже в раннем возрасте заканчивают строки детских стишков. Но некоторым деткам трудно учить стихи, для них - это каторжный труд. Почему так происходит? Чаще всего, так происходит потому что стихотворение заучивается неправильно. Как же правильно, как учить стихи?

    Как правильно учить стихи?

    Я хочу поделиться с вами маленькими хитростями, которые помогут вам в разучивании стихов.

             Для того, чтобы легко и качественно запоминать рифму, ребенок должен ощущать «мелодию» стиха. С ней знакомить малютку нужно начинать еще, когда он лежит в коляске. Вам кажется, что малыш ничего не понимает? Может быть он и не понимает слова, но слышит ритм, «мелодию» стиха, эмоции, которые вы ему передаете, и понемногу он запоминает. Когда малыш немного подрастет, подсознательный опыт облегчит ему сознательный подход к заучиванию.

    2.        Память малыша начинает активно развиваться в 4-5 лет. Вот в этот период и нужно начинать учить с малышом стихи. Если до 4 лет мы просто читаем ему стихи, сказки, если запомнит - прекрасно, если нет - ничего. После 4 лет нужно учить запоминать тексты. Для формирования объема памяти нужно учить как можно больше.

    3.        Для легкости запоминания стихотворение должно соответствовать возрасту и темпераменту малыша. Четырехлетнему ребенку не подойдет «Онегин» для заучивания, чтобы повеселить гостей. Лучший вариант - детская классика Барто, Чуковский, Михалков.  

    4.        Для шалунов больше подойдут ритмичные, веселые, задорные стихи, для деток поспокойней - плавные, размеренные. Конечно, в школе так вопрос не будет стоять, но мы учимся, развиваем память, а это должно быть процессом приятным, поэтому используем то, что «ближе сердцу»._

     5.        Нельзя        учить         стихи         просто        так!        Это        должен быть

    подарок маме, дедушке, бабушке, белочке в парке или Деду Морозу на Новый год. Только к 7-8 годам потихоньку нужно объяснять ребенку, что стихи нужно знать и для себя.

    6.         Нужно заучивать стихотворение эмоционально, с выражением! Иначе оно лишится смысла для малыша. В детсадах, когда стихи заучивают хором, о какой-то эмоциональности говорить не приходится. Это неправильно» Даже самых веселый стих превращается в монотонное и бесцветное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Нужно учить стихи индивидуально, контролируйте процесс.

    7.         Прежде чем учить стих с малышом, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Еще лучше, если взрослый знает стих наизусть. Если нет - ничего, взрослая память тоже поддается тренировке. Выучите вместе с малышом несколько стихотворений - от этого будет только польза!

     

    8.        Далее нужно выяснить все ли понятно малышу. Если в тексте есть слова, которые он не понимает, то нужно ему объяснить, что они означают. Ребенок должен четко понимать, о чем идет речь.

    9.         Когда все слова ясны, то стихотворение читают еще раз, расставляя все акценты. После этого говорят название и автора произведения. Это учит малыша культуре заучивания и восприятия поэзии. Потом можно рассмотреть иллюстрации к стиху, обсудить его, прочитать еще раз. Так формируется образ произведения. И только так тщательно проработав стихотворение переходят к его заучиванию.

    10.         Мы знаем, что у каждого человека есть предпочтительный способ запоминания информации, у малышей точно так же. Одним нужно слышать, другим - видеть, третьим просто необходимо расхаживать по комнате, а четвертым, наоборот, нужна полная неподвижность. Попробуйте все методы, и вы сможете понять, какой способ подходит вашему малышу, а какой - нет. Заодно вы сможете понять какой вид памяти у малыша ведущий. Возможно, вы будете использовать с малышом несколькими методами, будете их сочетать. Это вообще замечательно, развивайте те виды памяти, которые менее развиты у ребенка, ему потом будет значительно легче учиться. Главное - приятный результат: общение с малышом и с поэзией.

    11.         Еще один совет для родителей, которые приобщают своих малышей к поэзии. Нарисуйте вместе с ребенком все стихотворения, которые вы выучили. Такую собственную иллюстрацию к стиху. Подпишите название стихотворения и автора. Складывайте такие рисунки в отдельную папку. Потом некоторое время спустя доставайте, рассматривайте, читайте стихи. Это прекрасный вариант всестороннего развития малыша, поддержания объема памяти и культурного багажа.

     

             Заучивание стихотворений - одно из важнейших заданий домашних работ в щколе, особенно в начальных классах. Задача развивать память, систематизировать запоминаемую информацию, расширять кругозор.

    Несколько советов для школьников, как начальной школы, так и средней, о том как самостоятельно учить стихи.

    1.         Если задано несколько уроком на дом, то стихотворение должно быть первым в списке.

    2.         Тихо и спокойно прочитайте стихотворение с целью ознакомления.

    3.         Найдите незнакомые слова и выражения, смысл которых вы не понимаете, обсудите их со взрослыми, узнайте их смысл.

    Прочитайте еще раз стихотворение вслух, соблюдая интонацию, ритмичность, выразительность. Лучше всего, чтобы кто-то из взрослых послушал это и подкорректировал, если такая необходимость существует.

    5.         Спустя несколько минут, попробуйте рассказать стихотворение, подсматривая в текст по мере необходимости, но не читая его полностью. Повторите 3-4 раза, стараясь с каждым разом уменьшать количество подсматриваний.

    6.         Поделите стих на четверостишия. Даже если в печатном варианте таких разделений нет, то можно аккуратно это сделать карандашом.'

    7.         Прочтите первое четверостишие, закройте страницу и повторите это четверостишие наизусть. Повторяйте этот этап около 5 -7 раз.

    8.         Так же выучите второе четверостишие.

    9.         Объедините выученное и расскажите две строфы вместе.

    10.         Только после этого переходите к следующим четверостишиям.

    11.         Когда вы закончили изучение последней строфы, прочтите стихотворение еще раз по книге вслух с выражением. Закройте книгу и также выразительно расскажите его наизусть.

    12.         Спустя некоторое время повторите стихотворение наизусть.

    Как учить стихи и помнить их долго?

    Для того, чтобы учить стихи и запоминать их на длительное время необходимо:

    -         Повторить заученный текст перед тем, как ложиться спать и сразу после пробуждения от сна;

    -         Визуально представить сюжет, который описан в стихотворении;

    -         Запомнить стих не только при помощи зрительной памяти, читая его, но и на слух (родители должны помочь и прочитать стих вслух, а ребенок постарается запомнить его).

    Такой подход очень хорош, если стихотворение будет рассказываться несколько раз или уроки выполняются заранее. При таком запоминании стихотворение остается надолго в памяти ребенка.

    Вот такие рекомендации о том, как учить стихи. Надеемся, они будут полезны для Вас и Ваших деток!

    Учите стихи, песни, басни и так далее!

    Все это способствует хорошему умственному и творческому развитию детей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер - класс Шумских Н.А. "Учимся рисовать природу"

    Актуальность выбранной темы мастер-класса:Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить ...

    Как учить стихи дома

    консультация для родителей...

    Консультация для родителей "Как учить стихи дома"

    И педагоги, и большинство родителей понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, с...

    Как учить стихи дома. Консультация для родителей

    Консультация для родителей "Как учить стихи дома"...

    Консультация для родителей "Учим стихи дома"

    Консультация для родителей"Учим стихи дома"Ребёнок не хочет учить стихи? Это типичная ситуация для некоторых семей. Прежде чем учить стихотворение с ребёнком, расскажите ему о конечной цели:...

    Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело»

    Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложны...

    СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «УЧИМ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ. ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ!»

    Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица. Ознакомить родителей с этапами работы по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц....