Дополнительное образование
рабочая программа (старшая группа) на тему

Романова Ольга Владимировна

Рабочая программа дополнительного образования по грамоте и математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gramota.docx39.4 КБ
Файл progrmma_matematika.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы Южный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка № 1245"

Рабочая программа

дополнительного образования

« Обучение грамоте»

для детей 5-7 лет

Подготовила:

воспитатель

Романова О.В.

Москва, 2015г.

Пояснительная записка.

       Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Чтение-это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели (Д.Б Эльконин).  

      Начальный этап обучения грамоте (чтению и письму) вызывает у детей, как правило, большие трудности. Многие исследователи речевого развития объясняют это тем, что начало обучения не соотнесено с интересом ребенка к работе со звуковой действительностью языка, что не учитывается возраст ребенка, т.е. время, когда овладение грамотой не представляет для него значительных трудностей.

      Чтение и письмо – это действия со звуками слова, которые материализуются буквами.

     Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации образовательной деятельности с дошкольниками.

     Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

      Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.

      Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» ребенка, особой его восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему оптимальным возрастом для сознательного восприятия детьми звуковой действительности языка является пятый год жизни. Именно в этот период детей увлекают звуковые и словесные игры; именно на этот возраст приходится пик словесного творчества.

      Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Д.Б. Эльконин, Л.Е.Журова, Н.В. Дурова). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Д.Б. Эльконин,  Л.Е.Журова, Н.В. Дурова) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

      Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

        Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

      Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста.

     Задачи 1-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.

     Задачи 2-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

    Образовательная деятельность  проводится в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Образовательная деятельность  проводится  в старшей группе один раз в неделю длительностью 25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

                                     

                                        ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                         1 -й год обучения

                                                         Тема, задачи

1

Мониторинг

  • Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

2-3

Звук и слово

  • Закреплять представление детей о слове;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

4

Звук, слово, слог

  • Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;
  • учить называть слова с заданным слогом;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

5

Предложение, слово, звук

  • Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
  • учить называть слова с заданным звуком.

6-8

Схема звукового состава слова

  • Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.

9-12

Схема звукового состава слова

  • Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;
  • познакомить со словоразличительной ролью звука

13-14

Гласные звуки

  • -Дать понятие о гласных звуках;
  • - продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

15-16

Гласные и согласные звуки

  • Продолжать обучение звуковому анализу слова;
  • познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.

17-20

Твердые и мягкие согласные

  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.

21-24

Твердые и мягкие согласные

  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки

25-28

Словесное ударение

  • Закреплять умение детей делить слова на слоги;
  • учить вычленять в слове ударный слог;
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

29-32

Ударный гласный звук

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
  • учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
  • учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

33-35

Ударные и безударные звуки

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;
  • закреплять знание о различительной роли звука.

36

Мониторинг

  • Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
  • Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
  • Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

                                                 

                                                   2-й год обучения.

                                                Тема, задачи

1

Мониторинг

  • Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
  • Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
  • Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
  • Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

2-3

Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

  • учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
  • закреплять умение определять место ударения в словах;
  • учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

4

Буква а, А

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить с гласными буквами а, А;
  • учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

5-6

Буква я, Я

  •  Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

7

Буква о, О

  • Познакомить с гласными буквами о, 0.

8

Буква ё, Ё

  • Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

9

Буква ё, Е

  • Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

10

Буква у, У

  • Познакомить с гласными буквами у, У.

11-12

Буква ю, Ю

- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

13

Буква ы

  • Познакомить с гласными буквами ы.

14

Буква и, И

  • Познакомить с гласными буквами и, И;
  • учить детей словоизменению.

15

Буква э, Э

  • Познакомить с гласными буквами э, Э;
  • учить детей словоизменению.

16

Буква е, Е

  • Познакомить с гласными буквами е, Е;
  • учить детей словоизменению.

17

Буква е, Е

  • Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;
  • учить детей словоизменению.

18-22

Правила написания гласных букв

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
  • учить составлять слова из трех слов.

23

Буква м, М

  • Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой м.

24

Буква н, Н

  • Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой н.

25

Буква р, Р

  • Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой р.

26

Буква л, J1

  • Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой л.

27

Буква г, Г

  • Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой г.

28

Буква к, К

  • Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой к.

29

Закрепление

  • Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
  • учить отвечать на вопросы по тексту;
  • продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

30

Буква с, С

  • Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой с.

31

Буква з, 3

  • Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой з.

32

Буква ш, Ш

  • Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши
  • учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

33

Буква ж, Ж

  • Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
  • учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

34

Буква д, Д

  • Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
  • учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

35

Буква т, Т

  • Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
  • совершенствовать навык чтения.

36

Буква ь

  • Познакомить с буквой ь;
  • совершенствовать навык чтения.

37

Буква ъ

  • Познакомить с буквой ъ;
  • совершенствовать навык чтения.

38

Буква п, П

  • Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»
  • совершенствовать навык чтения.

39

Буква б, Б

  • Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
  • совершенствовать навык чтения.

40

Буква в, В

  • Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
  • совершенствовать навык чтения.

41

Буква ф, Ф

  • Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
  • совершенствовать навык чтения.

42

Закрепление

  • Совершенствовать навык чтения

43

Буква й

  • Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
  • совершенствовать навык чтения;
  • учить детей словообразованию.

44

Буква ч, Ч

  • Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
  • учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

45

Буква щ, Щ

  • Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
  • совершенствовать навык чтения.

46

Закрепление

  • Совершенствовать навык чтения

47

Буква ц, Ц

  • Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
  • совершенствовать навык чтения.

48

Буква х, X

  • Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»
  • совершенствовать навык чтения.

49

Разделительная функция ь

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;
  • учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

50

Разделительная функция ъ

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;
  • учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

51-52

Закрепление

  • Совершенствовать навык чтения

53-60

Закрепление

  • Совершенствовать навык чтения

61-67

Закрепление

  •  Совершенствовать навык чтения

68

Мониторинг

  • Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания, овладения слоговым и слитным способами чтения;
  • изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Образовательная деятельность с детьми старшей группы проводится 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 25 мин.

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

      Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

        Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

        Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.В. Дурова. Обучение дошкольников грамоте. Методические рекомендации. Игры-занятия. УМК «Обучение дошкольниковграмоте».- М.: «Школьная Пресса», 2011 г. – 192с.



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы Южный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка № 1245"

Рабочая программа дополнительного образования по математике              детей 5-6 лет

Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова

«Ступенька к школе»

Подготовила:  

воспитатель

1-й квалиф.категории

Романова  О.В.

                                              Москва, 2015г.

                                       Пояснительная записка.

       Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Однако для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов – в том числе и дошкольное детство - стал ступенькой для следующего.

     Главной целью курса математики «Школа 2000- Школа 2100..» для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальной и творческих сил, качества личности. Особое значение имеет развитие фантазии, изображения, творческих способностей.

          Основными задачами математического развития дошкольников являются:

1)Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) развитие мыслительных операций:

- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

-сравнение свойств и предметов;

-обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

- распределение предметов в группы по выбранному свойству;

-синтез на основе выбранной структуры;

-конкретизация;

-классификация;

-аналогия.

3) Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

4) Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Увеличение объема внимания и памяти.

7) Формирование произвольности поведения, умение владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

8) Формирование общеучебных умений.

9) воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

  Эти задачи решаются в процессе ознакомления с разными областями математической деятельности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками – то есть с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы.

   Новый материал вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Математика должна войти в жизнь детей не как теория, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

  Особое внимание уделяется ведущей деятельности дошкольника – игровой деятельности. Это и определило название первой ступени курса «Игралочка». Именно в игровой деятельности сохраняется и развивается индивидуальность ребенка, готовность его к активному взаимодействию с окружающим миром.

   Насыщенность учебного материала игровыми заданиями помогает использовать разнообразные формы занятий: включать двигательную активность детей, общение их в парах, в группах. В результате дети не воспринимают, особенно на первых порах, образовательную деятельность математикой как «учение»: для них это продолжение игровой деятельности.

 Представленная программа обеспечивает возможность разноуровневого обучения, когда каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. Механизмом реализации разноуровневого обучения в данном курсе является принцип минимакса.

  Принцип минимакса означает такую организацию работы, когда знания даются в зоне ближайшего развития детей данной возрастной группы(по возможному максимуму), а уровень усвоения знаний определяется зоной актуального развития (минимум необходимым для успешного прохождения следующего этапа обучения). Использование принципа минимакса позволяет всем детям,  без перегрузки ,  достигнуть желаемый минимум, не замедляя развития более способных детей.

   В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии ребенка. Поэтому необходимым условием организации образовательной деятельности с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого из них ситуации успеха. Принцип психологической комфортности является необходимый составляющей работы с детьми, так как невыполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.

  Важной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность его на всех этапах.

   Большое внимание уделяется в курсе развитию творческих способностей и вариативного мышления, формированию целостного представления об окружающем мире. Таким образом, в данной программе реализованы все дидактические принципы концепции образования « Школа 2000 – Школа 2100…» при этом :

  1. Принципы деятельности, вариативности, творчества – обеспечивают развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил детей, качеств личности.
  2.  Принцип минимакса – обеспечивает индивидуальный путь развития каждого ребенка.
  3.  Принцип комфортности – обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей.
  4.  Принципы непрерывности и целостного представления о мире – обеспечивают преемственные связи между всеми ступенями обучения.

     Научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков убедительно показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении часто приводит к перегрузке, нежеланию учиться, тормозит развитие детей и нарушает непрерывность образовательного процесса. Главное – сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности.

       Образовательная деятельность  проводится в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Образовательная деятельность  проводится  в старшей группе один раз в неделю длительностью 25 минут

                                   Годовой тематический план

                                    Темы, задачи

1

Мониторинг

2-3

Повторение

  • -Повторить количественный и порядковый счет до 8 и обратно, числа и цифры 1-8, закрепить представления о числовом ряде, умение сравнивать числа, соотносить цифру с количеством предметов;  
  • - повторить свойства предметов, формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки, выражать свойства предметов в речи.
  •  - тренировать мыслительные операции

4-5

  • Свойства предметов и символы
  • -повторить счет до 8 , пространственные отношения «вверху»-«внизу», «слева»- «справа», свойства предметов – форма , цвет, размер, уточнить представление о цифре, как о знаке, обозначающее число( количество предметов). Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - сформировать представления о способах обозначения свойств предметов с помощью знаков(символов). Тренировать умение понимать и использовать символы, сформировать представление о том, как обозначать отрицание «не» с помощью зачеркивания.
  • - тренировать мыслительные операции

6

Таблицы

  • -сформировать  представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице;
  • - тренировать счетные умения, умение определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями  «вверху»-«внизу», «слева»- «справа»
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

7

Число 9. Цифра 9.

  • - познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством.
  • - тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

8

Число 0. Цифра 0.

  • - сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
  • - тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

9

Число 10. Цифра 10.

  • - сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами.
  • - тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и боратный счет до 10, умение составлять числовой ряд.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

10

Сравнение групп предметов. Знак «=».

  • -сформировать представление о равных группах предметов, умение устанавливать их равенство путем составления идентичных пар, познакомить со знаком «=».
  • - тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения, закрепить счет до 10, умение соотносить запись чисел с количеством.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

11

Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «≠»

  • - сформировать представление о равных и неравных группах предметов, умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков «=» и «≠»
  • -тренировать  умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по высоте, закрепить счет в пределах 10.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

12-14

Сложение

  • -сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+». Сформировать представление о переместительном свойстве сложения, о соответствии между сложением мешков и сложением чисел. Закрепить представления о смысле сложения групп предметов, записи сложения с помощью знака «+».
  • - тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам. Умение выполнять действие сложения, счетные умения в пределах 10. Тренировать умение выполнять действие сложения, счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

15-17

Вычитание

  • - сформировать представление о вычитании как об удалении части из целого, о записи вычитания с помощью знака «-».  Закрепить представления о смысле вычитания, умение выполнять вычитание на основе предметных действий, тренировать умение записывать вычитание с помощью знака «-»,сформировать представление о взаимосвязи между целым и частью, опыт составления задач на вычитание по картинкам и их решения.
  • -тренировать навыки счета в пределах 10, умение ориентироваться в пространстве, символьное обозначение свойств предметов «большой» и «маленький».
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

18-20

Сложение и вычитание

  • -закрепить представления о сложении и вычитании, умение их выполнять на основе предметных действий, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков, составлять и решать задачи на сложение и вычитание по картинкам.
  • -уточнить представления детей о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, сформировать умение записывать результат этого сравнения с помощью знаков и определять на предметной основе, тренировать счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

21

Знаки < и >

  • -сформировать представление о знаках  < и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество предметов больше(меньше) и на сколько.
  • - закрепить представление о сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание по картинке, записывать сложение и вычитание групп предметов и чисел с помощью знаков + и -, тренировать счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

22

На сколько больше? На сколько меньше?

  • - сформировать представление о сравнении чисел на основе их расположения в числовом ряду, умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос « На сколько одно число больше или меньше другого?»
  • - закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

23

На сколько длиннее?

  • -уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее (выше) или короче (ниже), чем другая.
  • - закрепить представления детей о числовом ряде, форме геометрических фигур, символах, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тренировать счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

24-26

Измерение длины

  • -сформировать представления об измерении длины предметов с помощью мерки, о зависимости результата измерения длины от величины мерки, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой, тренировать умение измерять длину предметов с помощью мерки, закрепить представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки.
  • -закрепить представления детей о числовом ряде, сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение составлять и решать задачи по картинкам, тренировать счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

27

Объемные и плоскостные фигуры

  • -сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, и о том , из каких элементов состоят пространственные фигуры.
  • -повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их, закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и использовать знаки  < и >, = для фиксации результатов сравнения, тренировать счетные умения, умение  решать простейшие задачи на сложение и вычитание.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

28

Сравнение по объему

  • - сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости), умение с помощью переливания (пересыпания) определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше.
  • -закрепить непосредственное сравнение предметов по высоте, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание, тренировать счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

29-30

Измерение объема

  • -закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки.
  • - закрепить пространственные отношения «слева»-«справа»-«между», смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, умение решать простейшие задачи на сложение и вычитание, тренировать счетные умения.
  • - Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
  • - тренировать мыслительные операции

31-33

Повторение

  • -проведение ОД с использованием тетрадей для закрепления материала, пройденного на предыдущей ОД.

34

Мониторинг

       Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

   К концу обучения по курсу  должно быть достигнуто дальнейшее продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом они овладевают следующими основными умениями:  

(старшая группа)

Уровень А (планируемый минимум)

  1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
  3. Умение находить части целого и целое по известным частям.
  4. Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  5. Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  6. Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующие числа, сравнивать рядом стоящие.
  7. Умение соотносить цифру с количеством предметов.
  8. Умение сравнивать, складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.
  9. Умение определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка.
  10. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине (ширине, высоте), измерять длину предметов с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины (ширины, высоты).
  11. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр.
  12. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  13. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, внутри, снаружи).
  14. Умение назвать части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Уровень Б ( ожидаемый, желательный).

  1. Умение продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности, самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.
  2. Умение сравнивать, складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 10.
  3. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =, ≠, а для записи сложения и вычитания – знаки +,-, =.
  4. Умение с помощью наглядного материала устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.
  5. Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
  6. Умение непосредственно сравнивать предметы по массе, площади, объему (вместимости), измерять эти величины различными мерками.
  7. Умение выражать в речи наблюдаемые зависимости результата измерения величин от выбора мерки, представление об общепринятых единицах измерения различных величин: сантиметр, литр, килограмм.
  8. Умение узнавать и называть многоугольник, параллелепипед , цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  9. Умение узнавать, называть и изображать точку, прямую и кривую линии, ломаную линию, замкнутую и незамкнутую линии, отрезок, луч, угол, показывать на моделях и чертежах углы многоугольников.
  10. Умение устанавливать равенство геометрических фигур, конструировать по заданному образцу фигуры из палочек, более сложные фигуры из простых.

Литература:

1)Петерсон Л. Г.,  Кочемасова Е.Е.   Игралочка- ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3/Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.- М.: Ювента, 2014.-208с.:ил.

2) Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка- ступенька к школе», часть 3. – М.: Ювента, 2011.

3) Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка- ступенька к школе», часть 3. Иллюстрированное учебное пособие для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...