Главные вкладки

    Родительское собрание в старшей группе "Тактика семейного воспитания"
    материал (старшая группа) на тему

    Татьяна Викторовна Мишина

    Родительское собрание о тактиках воспитания ребенка в семье

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsel1.odt33.72 КБ

    Предварительный просмотр:


           Цель:

    1. Выявление особенностей взаимоотношений в семье.    

    2. Изучение основных тактик семейного воспитания.

    Форма проведения: встреча.

    Подготовка.

    1. Подготовить плакат с названием темы собрания.
    2. Подготовить тексты с афоризмами.

      «Поверьте нестареющей примете: век плачут избалованные дети».

      «Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д. Локк)

      «Не от еды дитя растет, а от радости».

       « Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров. (Сенека)

     «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители  - пример тому». (Себастьян Брант).

           «Очень важно с малых лет учить ребенка соизмерять собственные желания      с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (В. А. Сухомлинский).

    1. Подобрать пословицы и поговорки о семье.

    .В гостях хорошо, а... (дома лучше).

    .Каково на дому, таково и... (самому).

     .Дети не в тягость, а... ( в радость).

     .Когда семья вместе. и... (сердце на месте).

     .Всякой матери свое... (дитя малое).

     .На свете все найдешь, кроме... (отца и матери).

      Семья — это... (семь я ).

     .Дома стены…(помогают)

     .Луше матери друга… (не сыщешь).

      Добрый пример лучше…(ста слов)

    1. Приготовить лепестки для цветов с высказываниями для игры «Собери цветок». На черных лепестках надписи: (ненавидеть), (быть агрессивным), (жить с чувством вины), (быть замкнутым).

     На цветных лепестках надписи: (понимать других), (быть благодарным), (быть справедливым), (верить в людей), (ценить себя), (находить любовь в мире).

    1. Подготовить  презентацию «ПЯТЬ ТАКТИК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
    2. . Подборка различных мелодий, музыкальный центр..
    3. . Литература для родителей; А.С. Макаренко "Книга для родителей".

    Подготовительный этап:

    . Расставить столы и стулья полукругом.

    . Подготовить выставку литературы для родителей.

                                                    Ход собрания:

    Звучит спокойная, приятная музыка.

    - Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

     Давайте сегодня поговорим о Ваших детях, о том, какую тактику необходимо выбрать для их воспитании. Тактика в нашем случае, термин отнюдь не военный — это умение располагать имеющимися силами:

    Но для начала я предлагаю немного расслабиться и поиграть.

    Упражнение "Приветствие"

    Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.
    Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.
    Это упражнение обычнопроисходит весело и эмоционально.

    Воспитатель. Как вы думаете, что означает слово  «семья»? (Ответы)

    По определению Владимира Ивановича Даля, «семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».

      Но семья - для ребёнка - это и место его рождения, становления.  В ней закладываются основы его личности. Семья – это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость.То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни.

    С давних пор о доме, о семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.

    Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы заканчиваете.

     .

     .Дети не в тягость, а... ( в радость).

     .Когда семья вместе. и... (сердце на месте).

     .Всякой матери свое... (дитя малое).

     .На свете все найдешь, кроме... (отца и матери).

      Семья — это... (семь я ).

     .Дома стены…(помогают)

     .Луше матери друга… (не сыщешь).

      Добрый пример лучше…(ста слов)

    .В гостях хорошо, а... (дома лучше).

    .Каково на дому, таково и... (самому).

    В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви пишет:

     «Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка... постоянное насилие над волей, связанность... равнодушие, одиночество, скука.. дом сломал меня...»

     «Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался неприспособленным — сплошные разочарования. Тоска по несбыточному. Поиск невозможного, в конце концов атрофия воли».

     Ни адом и не раем должна быть семья для ребенка — не местом, где можно жить, а местом, где жить хочется.

    Безусловно, психологическую обстановку в доме определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с детьми.

     А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка -семье или детскому саду? (Ответы родителей)

     Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка. (Закон РФ «Об образовании»)

    Уважаемые родители! Вы — первые и самые важные воспитатели своего ребенка.

    Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Все мы много раз слышали от детей уверенное: «А моя мама сказала! » или «А мой папа делает так! ». Очень важно не потерять такое абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.

    А сейчас предлагаю вам поиграть.

    ИГРА «СОБЕРИ ЦВЕТОК»

    На доске помещены серединки цветов и лепестки со словами. Родителям предлагается дополнить предложения и собрать цветы. Получится цветок с черными лепестками и с разноветными.

    1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться...(ненавидеть).

    2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться...(быть агрессивным).

    3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться...(жить с чувством вины).

    4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться...(понимать других).

    5. Ребёнка хвалят, он учиться...(быть благодарным).

    6. Ребёнок растёт в честности, он учиться...(быть справедливым).

    7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться...(верить в людей).

    8. Ребёнок поддерживает, он учиться...(ценить себя).

    9. Ребёнка высмеивают, он учиться...(быть замкнутым).

    10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться...(находить любовь в мире).

    Пусть в ваших семьях всегда будут только яркие, теплые отношения, такие,  каким получился вот этот наш цветок.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПЯТЬ ТАКТИК СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

     Ведь родители борются за то, чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а за них. Тактика такой борьбы может быть весьма и весьма различная: удачная или неудачная, правильная или ошибочная, умелая или неумелая, научно обоснованная или антинаучная.

    Давайте рассмотрим 5 тактик семейного воспитания.

    •  1.Диктат. Максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему - в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребенка, а именно: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. . Вместе со сломленным детским упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности. 
    •  2.Опека. Забота, ограждение от трудностей, ласковое участие.  Однако результат во многом совпадает с диктатом: у детей отсутствуют самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, их касающихся, тем более, общих проблем семьи.  Возникающий еще в раннем детстве импульс, почти инстинкт "Я сам", уступает место вялому безразличию. Родители , фактически делают всю работу за ребенка. Они, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке родного дитя к столкновению с реальностью за порогом родного дома. А, следовательно, оказывают ему дурную услугу.
    •  3. Конфронтация Многолетняя позиционная война. Вся жизнь человека состоит из побед и поражений, но если люди близки между собой, победа одного - это победа всех, поражение переживается всеми на равных. Здесь все по-другому. Все воюют между собой.Мать не понимает дочь, когда у матери случатся неприятности, она не найдет сочувствия у дочери - счет будет оплачен той же монетой. Здесь в проигрыше обе стороны - победы быть не может. . Окончательно расплата приходит только через много лет, когда беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться морали послушания, которую сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети.
    • 4. Мирное сосуществование.
    •  Мирное сосуществование с позиций невмешательства.
    •  У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения. Но рано или поздно наступит критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от ребенка потребуют и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в его полной неспособности ко всему этому.  
    • 5. Сотрудничество Взаимность в проявлении соучаствования. Если мы хотим, чтобы наш сын или наша дочь стали ближе, роднее (заметьте, речь идет о том, чтобы именно они ближе придвинулись к нам, так как родителей побуждать к сближению излишне), то первое правило - не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, и делать их не только  свидетелями, но и прямыми их участниками. Причем идти на это как можно раньше, прямо и смело, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения.

    Тест, который мы хотим вам представить далее, поможет сделать выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми.

    Тест «Я и мой ребенок»

    Можете ли вы:

         1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

            а)могу и всегда так поступаю;

            б) могу, но не всегда так поступаю;

            в)не могу.

         2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

    1. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
    2. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
    3. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
    4. Поставить себя на место ребенка?
    5. Поверить, хотябы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
    6. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
    7. Воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
    8. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
    9. Выделить ребенку один день, когда он может делать, все , что желает, вести себя, как он хочет?
    10. Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

    Ключ к тесту.

    Ответ «а» оценивается в 3 очка.

    Ответ «б» оценивается в 2 очка.

    Ответ «в» оценивается в 1 очко»

    27 — 36 очков. Ребенок самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линией поведения. Другими словами вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

    13 — 27 очков.Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

    Менее 13 очков. У вас серьезные проблеммы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать реденка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОБРАНИЯ

    Уважаемые родители, в конце собрания хочется сказать, что для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. А для нас с вами, для взрослых – это маленький, тихий и уютный островок, где можно затаиться на время, набраться сил и зарядится положительной энергией. Хотите снова на время вернуться в детство, и почувствовать на голове теплую мамину ладонь? Именно в кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу, чувствуем себя раскрепощенными и защищенными. Семья – это наш с вами очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, и нам всегда было где отогреться, нужно его поддерживать. И делать свой личный вклад в виде безусловной любви, терпения, уважения и понимания. . Ведь хорошая и крепкая семья – это наше с вами истинное богатство.
    Семья – это счастье, любовь и удача,

     Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

     Подарки, покупки, приятные траты.

    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

     Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

     Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

     Обиды и ссоры подальше гоните,

    Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

    Какая хорошая эта семья! (М. Лангер)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект общего родительского собрания «Роль отца в семейном воспитании»

    ЦЕЛЬ: Педагогическое просвещение родителей о роли отца в воспитании ребёнка....

    Родительское собрание по теме "Стили семейного воспитания"

    Посейте поступок- пожнете привычку, посейте привычку- пожнете характер, посейте характер- пожнете судьбу.У.ТеккерейВ каждой семье складывается своя, часто не осознаваемая, система воспитания дет...

    Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

    Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...

    Родительское собрание по теме: "Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка"

       Стили воспитания.Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка...

    Родительское собрание НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.

    ЦЕЛЬ: вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. ...

    Презентация Родительское собрание на тему: "стили семейного воспитания"

    Презентация Родительское собрание на тему: "стили семейного воспитания"...