Консультация "На пороге школы".
консультация (старшая группа) на тему

Дмитриенко Ирина Александровна

Консультация для родителей "На пороге школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_poroge_shkoly.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

На пороге школы.

   Своеобразным итогом дошкольного периода является готовность ребенка к школьному обучению.  Если ребенок идет в школу «не готовым» в психологическом отношении, это может иметь самые печальные  последствия ,  как для успешности его обучения, так и для дальнейшего развития личности.

   Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие.

   Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

  Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

  Главным показателем готовности к школе являются мотивы учения, т.е. желание учиться в школе. Это желание может быть стимулировано разными причинами, среди которых психологи выделяют социальные и познавательные.

  Социальные мотивы учения связаны с желанием ребенка занять новое место в системе доступных ему общественных отношений: стать учеником – иметь все соответствующие атрибуты (портфель, тетрадки, учебники), ощутить себя большим, школьником.

  Познавательные мотивы связаны непосредственно  с учением и с познавательными интересами ребенка. Они проявляются  в интеллектуальной активности, в желании больше знать, уметь, в способности и потребности задавать вопросы и познавать окружающий мир.

  Для готового к школе ребенка обычно характерен сплав этих двух потребностей. Он хочет учиться и потому, что стремится скорее стать большим, занять определенную позицию в обществе, и потому, что у него появились познавательные интересы, которые он уже не может удовлетворить дома.

  Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. 

  Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

  Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

 Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей  готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что  готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей подготовительной группы детского сада "На пороге школы"

В   ней  рассказывается о том, как помочь  ребёнку быстрее адаптироваться к школьной жизни уже сейчас; даются некоторые советы, рекомендации....

Консультация для родителей «На пороге школы»

Уважаемые мамы и папы!Скоро вы станете родителями первоклассника, и главное для вас сейчас - четко понять: чего вы ждете от своего ребенка, когда он станет школьником. Ожидания родителей могут быть са...

Консультация для воспитателей "Ребенок на пороге школы"

ВГлавная задача, которую должно решить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообщ...

Консультация для родителей «На пороге школы»

Консультация для родителей«На пороге школы»         Поступление в школу является ответственным шагом в жизни ребенка. С первых чисел сентября многое для него из...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА...

Консультация для родителей" На пороге школы" Памятка для родителей дошкольников "За год до школы"

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школ...