Родительское собрание на тему: «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа) на тему

Заднепровская Виктория Юрьевна

Родительское собрание на тему: "Особенности речевого развития детей 4-5 лет". Цель: Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_4-5_let.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»

   Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

   Задачи:

1. Научить играть в грамматические игры.

2. Порекомендовать развивающие речевые игры для детей данного возраста

Ход мероприятия:

I. Оргмомент: Здравствуйте Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить  о таком важном направлении в развитии ребенка, как развитие речи. В рамках нашей сегодняшней беседы мы не сможем охватить все аспекты, но  затронем важные направления речевого развития.

II. Основная часть:

          Почему, на ваш взгляд, необходимо развивать  речь детей? (Ответы родителей).

Речь – это то, что отличает человека от животного. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач.

«Ум ребенка – на кончиках пальцев», сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкие движения, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем и соседние отделы мозга, отвечающие за речь.  Давайте поиграем в игру «Веселые человечки», направленную на развитие мелкой моторики, которую мы используем в работе с детьми, а вы можете играть в нее дома. Но для этого вы должны принять участие в ее изготовлении. На столе лежат картонные человечки. Из бумаги вырезаются две полоски, с помощью клея соединяются кольца и приклеиваются к обратной стороне ног  человечков. Вставляем пальцы в кольца и изображаем движения ножек. Игра сопровождается речью:

Для чего всем людям ножки?

Чтобы бегать по дорожкам,

Чтобы в парке погулять,

Через прыгалку скакать.

  Хочу познакомить вас с упражнением, так же направленным на развитие мелкой моторики. Давайте попробуем. (Раздаются карандаши). Карандаш попеременно зажимаем между большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и начинаем прокатывать. Это упражнение эффективно для подготовки руки ребенка к письму.  Дома вы можете использовать каштаны, орехи, желуди.  Дети могут массировать пальцами, между ладонями. А что вы делаете дома, чтобы развивать мелкую моторику рук?

 А сейчас я хочу рассказать о направлениях речевого развития. Какие игры мы проводим с детьми, направленные на развитие речи.  Прошу обратить внимание на паровозик (на магнитной доске изображение паровоза). Это речь. Итак, первый вагончик и первое направление – это формирование звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, умений пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие речевого дыхания. Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика, которая проводится ежедневно.   Чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием, мы используем такое упражнение, как, например,   «Прокати шарик в ворота». Из ваты формируем шарик. Ребенок, сидя за столом, вытягивает руку – ворота. И начинает дуть на шарик.  Обязательно обращаем внимание на технику выполнения. Если у ребенка воздушная струя направлена правильно, то шарик попадет в ворота. Направленная воздушная струя облегчает произношение многих звуков родного языка.

Второй вагончик и второе направление – активизация словаря. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми.  Предлагаю поиграть в игру, направленную на обогащение словарного запаса детей «Волшебная корзинка».  Собираем слова, к которым подходит определение «колючий». Например: еж, иголка, булавка и т.д.    Мы с вами уже играли карандашом сегодня. Но с этим самым карандашом можно поиграть и в другую игру. Давайте вспомним свое детство, праздник «Новый год», и попробуем, передавая карандаш, вспомнить, елка какая? (Красивая, праздничная, новогодняя, зеленая и т.д.).  И таким образом, можно подбирать  определения ко многим словам.

Мы переходим к третьему вагончику и третьему  направлению развития речи – формирование грамматического строя речи.

Словарь ребенка обогащается именами прилагательными и глаголами. Дети могут определять назначение предмета, функциональные признаки («Мяч – это игрушка, в него играют»). Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова, знакомятся с многозначностью слова.  Имеются речевые нарушения, например, в образовании имен существительных в родительном падеже множественного числа. Предлагаю игру, направленную на образование существительных  родительного падежа  множественного числа,   «Один-много». Я буду называть один предмет, а вы – много предметов. Например, одна репка – много репок. Также наблюдаются речевые нарушения в согласовании числительных с существительными. Проводится игра «Назови правильно». (На магнитной доске – изображения нескольких предметов по пять штук каждый).  Давайте посчитаем предметы на картинках с произнесением их названий. Например: один утенок, два утенка и т. д.  Также мы проводим игры, которые вы можете использовать и дома, на соотнесение названий взрослых животных и их детенышей. Например, «Закончи фразу».  «Папа – бык, мама – корова, детеныш – теленок» и т.д.

Четвертый вагончик и четвертое направление – развитие связной речи. В течение года речь детей постепенно становится более связной и последовательной. Продолжается формирование навыков повествовательной речи.  Я учу ребенка совместно составлять небольшие повествования, в которых он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи. Закрепляю представление о том, что рассказ можно начинать  по-разному («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.д.). Широко используется такая форма, как коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или сверстником. Один рассказывает начало, другой развивает сюжет, а третий заканчивает предложение. Немалое значение имеет театрализованная деятельность. Ее применение в работе оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.  В нашей работе по этому направлению используется такая форма как инсценировка сказки. Здесь мы можем увидеть развитие связной, диалогической речи, развитие коммуникативных способностей, развитие воображения.

     К 5 годам ребёнок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми.                                                                                          

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....

Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»

Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»...

Родительское собрание по теме: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»

Родительское собрание по теме:«Особенности адаптационного периода детей группы. Задачивоспитания и обучения детей 3-го года жизни»...

Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»

Родительское собрание на тему: «Проблемы речевого развития детей в современных условиях»...

Сообщение на родительское собрание в средних группах на тему: «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»

1. Особенности речевого развития детей 4-5 лет.2. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.3. Структура логопедической работы в нашем детском саду.4. Игровой материал, способствующий ...

Родительское собрание на тему: “Основы речевого развития детей раннего возраста”

В материале освещены особенности речевого развития детей от 1 до 2 лет, требования к среде для стимулирования развития речи ребенка и игры, которые могут использовать родители дома....