Сообщение на родительское собрание в средних группах на тему: «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»
консультация по логопедии (средняя группа)

Тебенькова Надежда Владимировна

1. Особенности речевого развития детей 4-5 лет.

2. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.

3. Структура логопедической работы в нашем детском саду.

4. Игровой материал, способствующий развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobranie_2017_sr.gr_.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на родительское собрание в средних группах

на тему: «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»

- Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас видеть на родительском собрании.

Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:

1. Особенности речевого развития детей 4-5 лет.

2. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.

3. Структура логопедической работы в нашем детском саду.

4. Игровой материал, способствующий развитию речи детей.

1. Понятие речь очень обширно. Можно выделить компоненты речи это:

-звукопроизношение,

-лексический запас,

-грамматический строй речи,

-связная речь.

Все они формируются в тесной взаимосвязи.

        На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

        Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

        Итак, искажённое произношение звуков дошкольников 4 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение. И только после 5 лет нарушение звукопроизношения считается не нормой.

        

2. Очень часто родителей интересует вопрос: «С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?»

Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

        Но важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибкая и податливая. Начиная с ранних лет жизни речь ребёнка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически (звуковая) правильная речь взрослых.

        Некоторые родители необъективны к речи своего ребёнка. Часто в семье они подлаживаются к языку малыша, долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить «сюсюкаются». Что очень не правильно т. к. ещё больше закрепляются недостатки речи у ребёнка.

        Нужно создавать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться от общения со взрослыми, одновременно развиваться. Не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учится правильно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова речи.

        Если к 4м годам и у ребёнка нарушены все группы звуков – шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц, заднеязычные (К,Г, Х) и имеется нарушение слоговой структуры слов, перестановки и замены слогов. Говорят «каша во рту», то логопедическую работу нужно начинать сразу.

3. В нашем дошкольном учреждении все дети средней группы обследуются весной, то есть к концу учебного года. И если воспитанники имеют речевые нарушения, тол они зачисляются на логопедический пункт после 5 лет, то есть в старшей группе дети, нуждающиеся в логопедическом сопровождении, посещают логопедический пункт.

        Главной целью коррекционного воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

- коррекция и автоматизация нарушенных звуков;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие общей и мелкой моторики рук;

- формирование фонематического слуха и восприятия;

- развитие физиологического и речевого дыхания;

- развитие голосообразования, темпа и ритма речи;

- развитие, обогащение, расширение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- формирование первоначальных навыков грамоты.

        Одновременно в  ходе коррекционной работы развиваем психические процессы: внимание, восприятие, память, мышлении.

4. Игровой материал, способствующий развитию речи детей.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Словообразование

 «Волшебная палочка» или «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…  кровать- кроватка; стул – стульчик; ведро - …,  воробей -…  и т.п.    

 «Чей, чья, чье, чьи?»  Образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки –  чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда…  Cумка бабушки – бабушкина сумка… платье мамы -…  Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы Накидка из соболя …  Плед из шерсти верблюда … Подушка из пуха кролика … 

 «Из чего сделано?»  Образование относительных прилагательных:  Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…  Рыбка из стекла  …  Снегурочка из ваты …  Хлопушка из бумаги …  Лошадка из картона …  Звёзды из пластмассы …  Машина из металла…  Снежинка из полиэтилена  …  Баба из снега …                                                                                                                                                                                          

«Веселый поваренок» Веселый поваренок на кухне много лет, готовит из продуктов для ребят обед:    

Варенье из вишни… Пирог из слив…  Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха -…                                                                                                                                                                                                                        

«Где хранится?»    хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …,  перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в…

«Что делает»  Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Используйте в этом задании игрушки (например: машина и гараж) или соответствующие картинки.

Назови действия: ходит – уходит – заходит – переходит – входит машина – едет, подъезжает, заезжает, переезжает, отъезжает, въезжает и т.п.; корабль – плывет, переплывает, уплывает…самолет – летит, подлетает, взлетает…                                                                                                                                    

«Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы …  (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).                                                                   

Образование сложных слов: Пыль сосет – пылесос, сам летает -самолет, сам катится -самокат,  сам варит -самовар, везде ходит -вездеход, по луне ходит -луноход, сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -….                                                                                                                               

Словоизменение

 «Один – много». Стул - стулья, ковёр- ковры, ведро-  …, глаз- …, ухо- …,    

 «А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже)  Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет яблокА. У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?- хвостА)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…   Желательно голосом выделять окончания существительных.                                                                                                                             

«Много чего?» (существительные множественного числа в родительном падеже)  В магазине продается много игрушек: не один мяч, а  много мячей, не одна кукла, а много…  

В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.

«Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета».  Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п.                                                                                                                                                                                                                                 

«Сосчитай-ка»   (согласование числительных с существительными)     

Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Карандаш, ведро, гнездо, стакан, кружка, ложка, вилка, платье и т.д.                                                                                                                                                                  

 «Про что можно сказать…»  (согласование прилагательного с существительным в роде, числе)  Большой - … (стол, нос, палец…);  большое – (озеро, солнце…); большая - … ; большие - …                                                                                                                                                                                     

«Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно 

В корзине лежит один (огурцы).  В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

 «Измени предложения по образцу»:   Он сидит на диване. – Они сидят на диване.  Он бежит по дорожке  … Он поёт песню   … Он рисует солнце  … Он идёт домой  … Он колет дрова  …Он хочет есть – они …

«Монстрик»  (составление предложений по опорным схемам).  

Пришел монстрик и перепутал все слова в предложении. Исправь и скажи правильно: ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице)                                                                                                                                                                                                                                                                 

«Прятки»   Употребление предлогов (над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом).                                                                                                                 Взрослый прячет, например, мишку под стул , ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?»                                                                                                                                                           

«Добавь словечко»  Правильно ли я сказала? 

Лампа висит …   столом.          Мышка выбежала  …  шкафа.

Кот спит  …  шкафом.               Мальчик перелез  …   забор.

Брат пришёл …  школы.           Береза растёт  … дома.

Ложка упала … стола.              Спортсмен добежал … финиша.

Солнце выглянуло … тучи.      Машина стоит  … домом.                                                                                                                                      

СЛОВАРЬ

Существительные

«Части предмета»  Ребенок должен знать части одежды (рукав, манжета, петля, воротник, пояс, капюшон..) Части мебели (подлокотник, спинка, ножка, столешница, дверца…) Части автомобиля (кузов, кабина, руль, фара, мотор…)  Части окна (подоконник, рама, стекло)

 «Профессии»    Закончи предложения: Моя мама учит детей, значит она … . Мой дядя лечит больных, значит он … . Моя бабушка шьёт одежду, она  … . Мой дядя работает в шахте, он  … .                                                                                                                                                             

«Назови одним словом»    (обобщающие понятия)  береза, дуб, клен, рябина… (деревья);  стул, кровать, шкаф,  стенка … (мебель); синица, ворона, воробей, голубь …(зимующие птицы)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Перечисли:  одежду, посуду, игрушки, мебель, зимующих птиц, перелетных птиц, деревья, насекомых и т.д.

«Продолжи»:   кошка, собака…. Кто это?  Стол, стул……Что это?

Стол - мебель, а чашка  -…? Сапоги  - обувь, а шуба -…?

«Скажи наоборот» Подбор антонимов: друг – враг, радость -…, день-..., дождь-...                                                                                                                                                           

«Скажи по другому»  Подбор синонимов: счастье – радость, враг - …, друг -…, смех -…, грусть -…   

«Найди отличия» Чем отличаются животные от людей?(например: у людей ноги и руки, а у животных лапы). У людей дети, а у животных детеныши.  У человека волосы, а у животных – шерсть и т.п.))  От птиц? От насекомых? Птицы от насекомых?                                                                                                                                      

Прилагательные

«Какой?  Какая? Какое? Какие?»  Подбери как можно больше определений к предмету: Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный…

  «Что бывает таким?»   Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные:  машины, стулья, блюдца. Красная: тарелка, машина. Красное: платье. Красный: помидор 

 «Добавь словечко»   Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные). Солнце, как мяч, круглое.  Руки, как лёд, холодные,  Нож, как бритва, острый.  Шоссе, как стрела  ...   Снег, словно пух …  Трава, как изумруд  …                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

«Скажи наоборот»  (антонимы) Широкий – узкий, большой – маленький, добрый – злой…                                                                                                                            

«Закончи предложение»  (образование сравнительной степени прилагательных) Небо синее, а море ещё синее. Дуб высокий, а сосна ещё  выше. Ручей глубокий, а река ещё  … .Дорожка узкая, а тропинка ещё  … . Лента длинная, а шарф ещё  …

Какой по форме?»  Крыша - треугольная, тарелка - круглая, книга - …, носовой платок -

Наречия

«Закончи предложения»  Конь скачет быстро. Черепаха ползёт как? (медленно).Собака лает как?(громко). Звонок звенит как?(звонко). Ветер дует как?

Мальчик замерз. Значит, ему как? - …  Мальчик смеется. Значит, ему как? – … Когда дети просыпаются? (утром) Ложатся спать? Гуляют? Когда светит луна?                                                                                                                                     

«Скажи наоборот» (антонимы)  далеко - близко,  тихо -…, весело - …, мало - …, темно - …, высоко -…                                                                                                                       

Глаголы

 «Скажи наоборот» (антонимы)   поднимать – опускать, покупать – продавать …                                                                                                                     

«Что делает?»  ручей- льется, бежит, звенит, … ветер- дует, шумит, …                                                                                                                                                                                                                                                «Что делает?»  (профессии) – врач - …(лечит) и т.д.

«Кто как говорит»   Человек разговаривает, а кошка мяукает, собака …, волк…, поросенок…, корова…, лошадь…, овца…, мышь…, курица…, гусь…, кукушка…, еж…(фыркает),                                                                                                                                                

«Я, ты, он, она…»  Спряжение глаголов в настоящем, прошедшем времени.  Я могу и ты …., и он…., и она…, и они…, и мы…, и вы… Я смог, ты сможешь, он…, мы…, вы…, они… Я ем, ты…, он……   Я съел…..

«Ошибки Незнайки»

Уборщица шьёт головные уборы;

Плотник делает плоты;        

Машинист чинит машины;        

Водитель водит хороводы;        

Секретарь хранит секреты;        

Часовой чинит часы;        

Строитель учит ходить строем;         

Садовник заведует детским садом;        

Механик шьёт изделия из меха;

Парикмахер — тот, кто делает парики;        

Курьер — тот, кто ухаживает за курами;         

Оператор — тот, кто делает операции;        

Журналист продаёт журналы;        

Переводчик переводит людей через улицы.

Желаю успехов и удовольствия  в общении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

ЦельДать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;Заинтересовать проблемой;Приобщить к игре ребенка в условиях семьи;Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ...

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Особенности образовательного процесса»

Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами образовательной работы на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучат...

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Особенности образовательного процесса»

Конспект родительского собрания в средней группе.Тема: «Особенности образовательного процесса»Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачам...

Родительское собрание на тему: «Особенности речевого развития детей 4-5 лет»

Родительское собрание на тему: "Особенности речевого развития детей 4-5 лет". Цель: Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей среднего дошкольного возраста....

Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает...

Родительское собрание. в средней группе Тема: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Ознакомление родителей с с образовательным процессом в средней группе...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...