Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Ранкайтис Татьяна Викторовна

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

 Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;

Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.  Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Геолог»

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе

Тема: «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Воспитатель - Ранкайтис Т.В.

п.Большое Исаково

2022г.

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

 Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;

Познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома.  Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

 Ожидаемый результат: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Оборудование: шары Су – Джок, бумажные снежинки, фонограмма движения автобуса, коктейльные трубочки, ватный шарик – «мяч», ворота - два кубика, для игры «Воздушный футбол», чистоговорки в картинках.

Предварительная работа:

1. Подготовка брошюры «Речевые игры дома» и «Комплекс артикуляционной гимнастики».

2. Оформление выставки методической литературы по теме собрания

Форма проведения: родительское собрание-путешествие.

Участники: воспитатели группы, родители.

 План собрания:

1. Вступительная часть (Родители рассаживаются (звучит спокойная музыка); игра вопрос-ответ)

2. Основная часть (доклад, игра-путешествие с родителями).

3. Заключительная часть (представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики; выставки методической литературы по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Ход мероприятия:

1. Вступительный этап

 Воспитатель:

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. И предлагаю вам немножко окунуться в мир детства и поиграть в игру «Здравствуйте». Давайте встанем и поздороваемся со своим соседом несколькими способами, принятыми в различных странах. Я называю страну и форму приветствия, а вы выполняете действия:

В России принято пожимать друг другу руки.

В Италии – горячо обниматься.

В Бразилии – хлопать друг друга по плечу.

 В Зимбабве – трутся спинами.

В Македонии – здороваются локтями.

В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.

Большое спасибо присаживайтесь. Я вижу на ваших лицах появились улыбки и вы готовы к дальнейшему общению. В: продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно. Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно. Посмотрите, как мало рук.

Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении. В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна. Очень многих родителей волнует развитие речи малышей.

Тема нашей встречи «Роль речевого развития в младшем дошкольном возрасте». Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Приглашаю Вас в путешествие по стране развитие речи «Звуковичок» Звучит звук отправления, движения автобуса. Первая наша остановка «Информационная»

2. Основная часть

Доклад воспитателя. Статистика показывает, что в последние годы уровень речевого

развития детей заметно снизился. Возникает вопрос, почему? Потому, что с детьми всё

меньше и меньше говорят родители, сильно занятые своей работой. И сами дети меньше

говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сюда отнесём и любимую мамами одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Современные книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, конечно, прогресс. Но получаем итог - ребенок не говорит или говорит очень плохо. В каждой семье по-разному относятся к такому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Как правило, родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником,

который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку

первые знания и умения, мы привлекаем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только

совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в

воспитании и развитии ребёнка.

К. Чуковский:

 «Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом

посредством родного языка. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов – активный словарь (активная речь). Понимание речи приходит раньше

активного её освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный».

Задачами развития активной речи младшего дошкольного возраста являются:

- Формировать активный словарь у детей;

- развивать понимание речи взрослых.

Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает

свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путем

общественного опыта. У каждого ребёнка этот процесс протекает индивидуально. Младший

дошкольный возраст – это благоприятный период для развития активной речи ребенка.

Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше

времени.

Своевременное развитие активной речи обеспечивает полноценное психическое

развитие ребенка. Нужно побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Как это делать?

На что обратить внимание?

Прежде всего необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:

- много говорить самому;

- следить за темпом речи;

- выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять

заинтересованность;

- не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;

- не переходите на детский язык, «не сисюкайте» и объясните другим членам семьи;

- игра основной вид деятельности ребенка, поэтому больше играйте в интересные игры;

- каждый день читайте стихи, сказки и обсуждайте картинки.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный

вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому

необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и

способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на

развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения,

что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком

необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах

деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне

занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе

знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа

имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Сегодня мы с вами побудем детьми и пройдем все те основные виды деятельности для

развития речи, которыми мы обычно занимаемся с детьми в детском саду и которые можно

использовать дома.

Едим дальше по нашей стране развития речи «Звуковичок», звучит движение автобуса.

На каждой остановке воспитатель проигрывает материал с родителями.

Остановка «Узнавай-ка»

В нашей речи, как устной, так и письменной, важны эпитеты. Что это такое? Именно то, что

помогает сделать используемые слова и словосочетания более красочными, точнее передать

их существенные особенности и выразить наше отношение к ним.

Подберите эпитеты к словам:

- ОБЛАКО (белое, белоснежное, быстрое, ватное, весёлое, высокое, грозное, лёгкое, летучее,

нежное, неподвижное, плывущее, приветливое, причудливое, светлое, холодное)

- ЦВЕТОК (волшебный, душистый, милый, нежный, ароматный, прекрасный, пышный,

свежий, увядший, удивительный, чудесный, яркий).

- РУЧЕЙ (быстрый, весёлый, журчащий, звонкий, игривый, неторопливый, прозрачный,

стеклянный, холодный, хрустальный, чистый, шумный.

- МЕДВЕДЬ (большой, косматый, косолапый, ленивый, лохматый, могучий, неловкий,

неповоротливый, неуклюжий, свирепый).

Родители имитируют движение автобуса

Остановка «Сказочники»

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм,

интернету. Сериалы по телевизору и мультфильмы заменяют ему бабушкины сказки,

мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется

дефицит общения детей и родителей.

Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем

нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и

правильно развивать и осваивать речь, развивать детское воображение, воспитывать

взаимоотношение между детьми и взрослыми через чтение сказок. В связи с этим и

возникает проблема, как правильно сформировать интерес ребенка к книге, к сказкам. Ведь

именно через сказку формируются первые представления о добре и зле, о хорошем и плохом,

о любви к животным и красотам природы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким.

Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить

самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями,

сблизить ребенка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые

сказки можно и проиграть.

В нашей группе, мы с детьми драмматизируем любимые сказки при помощи масок,

настольного театра, которые вы можете использовать в домашних условиях.

- Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто

получил яблоко, продолжает сказку.

(Сказка записывается и в конце зачитывается.)

Родители имитируют движение автобуса

Следующая остановка «Ручки»

Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Через развитие мелкой моторики

развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация,

воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и конечно же - речь.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка

пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Недаром В. Сухомлинский писал: «Речь

ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития

мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная

речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

В группе ежедневно дети играют в игры, которые способствуют развитию мелкой моторики:

- всевозможные шнуровки

- нанизывание колец, бус на нить

- игры с мозаикой

- игры с конструктором

- пазлы

Наши пальцы связаны с внутренними органами и мозгом, а массаж пальцев и

ладоней развивает мелкую моторику: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью,

средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с

головным мозгом.

Упражнения Су-Джок терапии для развития речи детей, мы активно используем в своей

работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения с «волшебными шариками» Су-Джок

С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие задачи:

- Развитие фонематического слуха и восприятия;

- Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

- Развитие звукового и слогового анализа слов;

- Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Развитие психических процессов;

- Развитие цветовосприятия;

- Развитие пространственно-временных представлений;

 Закрепление счетных операций.

Массаж Су – Джок шарами (родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом (Родители поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).

Игра «Пальчики-мальчики»

Этот пальчик самый сильный, самый толстый

и большой  -  надеваем кольцо Су-Джок на большой палец

Этот пальчик для того, чтоб показывать его  -   надеваем кольцо на указательный палец

Этот пальчик самый длинный и стоит он в

Середине  -  надеваем кольчко на средний палец

Этот пальчик безымянный, он избалованный Самый  -  надеваем кольцо на безымянный палец

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал  -   надеваем кольцо Су-Джок на мизинец.

Следующая остановка «Поиграем?!»

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это

наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры с дыханием. Правильное речевое

дыхание – основа для нормального звукопроизношения и речи в целом. Некоторые звуки

требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Давайте попробуем поиграть вместе.

Игра «Сдуй снежинку»

Положить на ладонь ребенка снежинку из бумаги (можно сдувать бумагу, салфетку,

перышко, пластиковый шарик) и попросит его сдуть с ладони. Сдувать без надувания щек.

Игра «Трубач»

Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая на

воображаемые клавиши, на выходе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд)

Игра «Воздушный футбол»

Из куска ваты скатать шарик – «мяч». Ворота два кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь

«забить гол» - вата должна оказаться между кубиками.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Очень полезно с детьми дома надувать воздушные шары, мыльные пузыри, задувать свечки, дуть на вертушки.

Остановка «Чистоговорки»:

Еще для развития речи хорошо использовать чистоговорки.

РА – РА – РА - для волчат нора

СА – СА – СА - рыжая лиса

ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у лисы

СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису

СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые медведи

СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу

ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло

ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи

ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи

ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу

ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось

… и так далее.   Родители имитируют движение автобуса

А сейчас мы возвращаемся из путешествия обратно в детский сад. Остановка «Детский

сад».

3. Заключительный этап

Предлагаю закрепить наши знания. Выполнение упражнение «Назови ласково» Родители по

кругу передают яблоко (или любой другой предмет) при этом называют ласково своего

ребенка (солнышко, зайчик, куколка и т.д.)

Итоги собрания:

1. Дома читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Наряду с другими играми играть с детьми в пальчиковые игры, инсценировать сказки.

3. По возможности ограничить просмотр телевизора.

4. Мы приготовили для вас брошюры «Речевые игры дома» и «Комплекс артикуляционной

гимнастики».

5. Представление выставки дидактических игр по развитию мелкой моторики; выставки

методической литературы по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания в средней группе" Воспитание сакмостоятельности у детей среднего дошкольного возраста"

Вашему вниманию хочу предложить конспект родительского собрания, которое мы проводили для родителей нашей группы. По моему мнению воспитанием  самостоятельности  ребёнка нужно начинать заним...

Конспект родительского собрания в старшей группе. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. В конспекте представлены: - характеристика речевого развития детей 5-6 лет.- рекомендации родителям о развитии речи ребенка.- примерный список...

Конспект родительского собрания на тему: «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителям о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Задачи:• Актуализировать знания родителей о значении различных видов деятельности в развит...

Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»

Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...

Презентация к родительскому собранию в средней группе: "Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способ...