Родительское собрание в 1 младшей группе "Особенности психического развития детей раннего возраста"
материал (младшая группа) на тему

Вивчарь Вера Николаевна

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как:  хорошо - плохо, можно - нельзя, правильно - неправильно, и может уже оценивать поступки других. Его радуют поощрения, похвала, это же вызывает желание сделать или поступить еще лучше, а осуждение - огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».

В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditetelskoe_sobranie1_v_gr2.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Родитетельское собрание

в первой младшей группе

Тема: «Особенности психических процессов детей раннего возраста»

Цель: познакомить родителей с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него сформированы в данном возрасте.

 

-Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

-А чтобы получше узнать друг друга, получить позитивный настрой, сплотиться, мы с вами сейчас поиграем в игру «Никто не знает, что Я…».

-Я начну, а вы продолжите, передавая мяч. «Никто не знает, что Я люблю делать себе подарки».

(Каждый из родителей получив мяч, произносит фразу и передает его следующему)

- Сегодня мы с вами поговорим об основных психических процессах детей третьего года жизни и как их развивать.

Основные психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление, речь   носят у детей  2 – 3 лет непроизвольный характер.

Игра «Наш малыш».

Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.

- Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием - хлопните в ладоши.

- Наш малыш стал очень любопытным.

- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

  - Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

- Наш малыш не хочет убирать игрушки после игры.

- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

- Наш малыш любит с нами играть.

Спасибо.

В своих действиях и поступках малыш начинает руководствоваться такими понятиями, как:  хорошо - плохо, можно - нельзя, правильно - неправильно, и может уже оценивать поступки других. Его радуют поощрения, похвала, это же вызывает желание сделать или поступить еще лучше, а осуждение - огорчает. А если ему очень часто делают замечания, к тому же иногда еще и необоснованные или непонятные ему, то он может проявлять упрямство, как часто говорят взрослые, делать «на зло».

Восприятие. Для детей  третьего года жизни  восприятие  еще не является  самостоятельным процессом. 

Включены взаимодействия в работе разных органов чувств: зрение, осязание, обоняние, слух,  речедвигательные системы. В этом возрасте постепенно увеличивается  острота зрения  и различение цветов.

Внимание. У детей  третьего года жизни  внимание  очень не  похоже, на  то,  которое  наблюдается  у взрослых. Устойчивость внимания зависит  от  их интереса к объекту. На интересном для них деле даже такие малыши  могут сосредоточиваться   до 20 -25 минут. (Мультфильм «Маша и медведь»)

 Переключить  на другой  предмет   помощью словесной инструкции можно только   при условии ее  многократных повторений. Именно поэтому детям  этого возраста  так сложно  немедленно выполнить просьбу   принести что-либо, убрать игрушки и т. д.  Объем внимания  очень невелик. Если взрослый  может одновременно удерживать  в поле своего внимания  до шести  разных объектов, то малыш – всего один-единственный объект.

 Память. В этом возрасте  память  проявляется  главным образом  в  узнавании  воспринимавшихся  ранее вещей  и событий. Ничего  преднамеренно,  специально дети  этого возраста запомнить  не могут.

И в то же время они прекрасно  запоминают то, что  им  понравилось, что они с интересом слушали  или наблюдали.  Ребенок  может  знать наизусть  «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить  простое поручение – положить карандаш на стол в другой комнате. Он запоминает то, что  запомнилось само.

Речь. Между двумя и тремя годами происходит  становление  и интенсивное развитие  активной речи. Вместе с тем  речь детей ситуативна. Она привязана   к тем условиям  и обстоятельствам, которые ребенок  воспринимает  и в которых  он действует. Она осуществляется в процессе   диалога,  т. е. требует  постоянной  поддержки со стороны  собеседника.

Словарный запас должен  за этот год  значительно вырасти.

  • два года  - 270 слов,
  •  в два с половиной -450,
  • в три года – это уже  800- 1000 слов.  

Ребенок должен слышать   разнообразную  речь взрослых, охотно   и много разговаривать  с ними сам. В противном случае  совершенно нормальные дети  начинают   отставать  в речевом развитии. И их словарный запас  может составить  в два года  - 50 слов, а в три – не более 300.

Памятки для родителей «Упражнения пальчиковой гимнастики»

 Мышление.  У малышей  мышление  носит наглядно-действенный характер, поэтому познание  окружающего мира происходит в процессе  реальных предметных  манипуляций. Соответственно  основным типом   является   предметно-манипулятивная игра.

Ребенок с удовольствием возьмет  любой конструктор и  будет собирать  из него  не самолет и не пароход, а  «абстрактную» конструкцию. Он  подойдет к аквариуму  и будет бросать туда разные предметы, чтобы понаблюдать,  что тонет, а что -  нет.

 Когда ему попадут в руки  фломастеры  или краски,  он чертит по бумаге и радуется  появляющимся  линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он открывает для себя  пластические возможности глины, воска,  пластилина,  сминает  и рвет бумагу без конкретной цели – из чистого  интереса.

  • Предоставляйте  в распоряжение детей  конструкторы и мозаики – можно  некомплектные – и давайте  возможность  самостоятельно  исследовать их.
  • Желательно, чтобы  через игрушки  ребенок  смог познакомиться  с самыми разнообразными  материалами: тканями  разной фактуры (шелк, плюш, вельвет,  шерсть,  лен),  деревом, глиной, металлом, пластиком,  резиной и т. д.
  • Предоставляйте  детям  разнообразные  изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. д.)

 Еще одно направление  действий ребенка  с окружающими предметами –исследование их  внутреннего  устройства. Наиболее  привлекательными  становятся  предметы, которые  имеют отверстия и полости, в которые можно  что-либо положить . а затем вынуть обратно . Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую  он  сможет разбирать на части. И большой интерес  представляют детали, из которых  он сможет  что-то сконструировать  самостоятельно. Итак,  он использует три  типа действий:

  • разобрать на части,
  • сконструировать нечто,
  • заполнить  или опустошить емкость.
  • Предоставляйте детям  разнообразные предметы, которые можно заполнять и опустошать: банки,  коробки, сумочки, кошельки, пустые флаконы.

  • Делайте вместе с детьми  звучащие игрушки – «шумели» и «гремелки» из пустых флаконов, «киндерсюрпризы», наполняя их  различными семенами. Металлическими предметами, песком и т. д.

 Детям интересны  все игрушки  и предметы, которые двигаются. Они исследуют разные принципы движения. (ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ)

Эмоции. Ребенок  2 – 3 лет проявляет свои эмоции ярко  и непосредственно. Он не способен  произвольно контролировать  эти проявления и не может  по своей  воле «немедленно  прекратить реветь», как от него иногда требуют  взрослые. Если эмоция слишком сильна  и захватила ребенка, он нуждается  в том, чтобы взрослый  помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Малыша  легко отвлечь  и переключить  из одного состояния  в другое. Пользуйтесь этой возможностью.

Ребенок  очень восприимчив  к проявлениям  эмоций  других детей.  Он легко  заражается  ими  и присоединяется  как к бурным  проявлениям радости, так и к плачу. В то же время  во многих ситуациях он обнаруживает  бесчувственность, подчас  граничащую  с жестокостью. Он может радостно  таскать котенка  за хвост, с хрустом давить улиток и т. п. Делается это, как говорится, не со зла, а потому что  он не задается  мыслью и не  может  себе представить, что  причиняет кому-то страдания. Однако если вы тактично не отучите  его от подобных «развлечений», они могут с годами  превратиться в подлинную жестокость.

В целом здоровый двухлетний  малыш  склонен  иметь  постоянно хорошее настроение.

3 года -  замечательный возраст для обучения самостоятельности

Физический контакт необходим как мальчикам, так и девочкам. В день необходимо ребенку 8-10 прикосновений. Главное чтобы они были естественны, нежные и искренни и не были чрезмерны.

Крайне важно понять, что ваш ребёнок, как любой человек, индивидуален, неповторим, не похож на других. Поэтому принимайте его таким, каков он есть, не сравнивайте его с другими. Дело не в том, лучше он или хуже, он просто другой: другие возможности, способности, темпы развития. Надо разглядывать в нем его отличие от других, поддерживать и развивать его индивидуальные черты, разумеется, в соответствии с ценностями, принятыми в человеческом обществе.

Педагог-психолог Вивчарь В.Н.