Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 2-3 лет» с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста
материал (младшая группа) по теме

Материалны для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное

дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

(ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Итоговая работа

в рамках каскадной модели повышения квалификации

по программе “Актуальные проблемы дошкольного образования

в условия введения ФГОС ДО”

базовая площадка  городской округа Семеновский

с 07.09.2015 по 25.09.2015

Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 2-3 лет»

с родителями воспитанников 2 группы раннего возраста

                                                выполнила: воспитатель

МБДОУ детский сад №2 «Теремок»

Теселкина Екатерина Сергеевна

Нижний Новгород

2015

Форма проведения – деловая игра

Эпиграф: «Речь – показатель ума» Сенека

Цель:  Формирование у родителей, как активных участников педагогического процесса, знаний о развитии детей 2-3 лет в условиях внедрения ФГОС

Структура:

  1. Вступительное слово воспитателя

  1. Тренинг - работа в группах:
  • 1 задание: Название, девиз команды
  • 2 задание. Теоретическая часть. “Педагогические подсказки”
  • 3 задание. Практическая часть “Практикуем не боимся”
  • 4 задание: Решение педагогических ситуаций.

  1. Рефлексия:
  • «Речевое развитие ребенка раннего возраста для меня – это…»
  • “Отражение проблемы развития речи в ФГОС ДО”, с использованием жетончиков

4. Решение родительского собрания.

Средства: карточка с заданиями, ящички с прорезями с цветной и черно-белой  обложками « ФГОС ДО»

Способы: вступительное слово воспитателя, тренинг -работа в группах, рефлексия родительского собрания, решение родительского собрания


Подготовительный этап:

  1. Консультация «Развитие речи ребенка 2-3 лет»
  2. Оформление ширмы в родительский уголок на тему: Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста
  3. Подбор наглядного и раздаточного материала:
  4. Подбор педагогических ситуаций
  5. Подбор музыкального фона

Ход собрания:

Вступительное слово воспитателя

Здравствуйте, уважаемые родители. Рада видеть Вас на очередном родительском собрании, которое посвящено речевому развитию детей 2-3 лет в условиях внедрения ФГОС.

Хочу сообщить, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту с  1 сентября 2013 года дошкольное образование является уровнем общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития. Одно из направлений, в котором реализуется всестороннее развитие личности, касается речевого развития.  

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи, дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Тренинг -работа в группах.

Уважаемые родители, вы сели туда, где вам более удобно, комфортно, тем самым вы разделились на две мини-группы. Как Вы помните, раннее я проводила консультацию «Речевое развитие детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС. Теперь я предлагаю в форме деловой игры проверить усвоенные Вами знания.

1 задание: Название, девиз команды

Придумать название своей группы и девиз группы, включив в него понятие “речь”.

2 задание. Теоретическая часть. “Педагогические подсказки”

3 задание. Практическая часть “Практикуем не боимся”

4 задание: Решение педагогических ситуаций.

3. Рефлексия родительского собрания:

А теперь я предлагаю вам , уважаемые родители закончить фразу «Речевое развитие ребенка раннего возраста для меня…»,  а я запишу Ваши высказывания и подытожу услышанное

           И в заключение нашего родительского собрания я выложу два ящичка  с прорезями, на одном из них картинка обложки ФГОС цветная ,на другом – черно-белая. Также я раздаю жетончики и предлагаю  свое отношение к  внедрению ФГОС ДО в образовательную область «Речевое развитие». Если Вы считаете, что развитие речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО имеет положительный момент, кладите свой жетон в ящичек с цветной обложкой ФГОС ДО, если в рамках данного собрания вы ещё не сформировали своего отношения к данному вопросу и вам многое непонятно – то в ящичек с черно-белой обложкой. Если жетончиков больше окажется в черно-белом, то это укажет на то, что необходима дальнейшая и целенапраленная работа с вам по изучения ФГОС ДО.

4. Решение родительского собрания

  • Принять к сведению информацию о работе с детьми 2-3 лет по речевому развитию в рамках введения ФГОС ДО
  • Рекомендовать родителям активно включаться в образовательный процесс ДОУ.
  • Знакомить родителей с информацией по усвоению детьми раздела «Речевое развитие»  Основной Образовательной Программы  через индивидуальные беседы.


Приложение № 1

Консультация «Развитие речи ребенка 2-3 лет»

Как правило, в раннем дошкольном возрасте, развитие речи неразрывно связано с игрой, то есть все занятия проводятся в игровой форме. На занятиях  проводится работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, воспитанию интереса к художественному слову.

В словарной работе мы используем такие методы, как рассматривание предмета и установление его назначения, исследование качеств предмета и его характеристик, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка, многократное повторение ребенком слова

На занятиях звуковой культуры речи отрабатываются….существуют следующие этапы звукопроизношения: подготовка артикуляционного аппарата (гимнастика), уточнение произношения звука, закрепление звука в словах, фразовой речи.

Что касается усвоения морфологических средств языка, особое внимание детей в возрасте 2-3 лет следует уделять существительным в форме множественного лица, существенным, обозначающим детенышей животным, на согласование местоимений с существительными

Для развития более сложных предложений у детей 2-3 лет помогают рассказ ребенка об увиденном с помощью союзов «чтобы», «как», договаривание предложений за педагогом, рассматривание сюжетных картин, и избегание многословия

Немаловажное значение в развитии речи детей 2-3 лет играет приобщение к художественной литературе. Для этого книги должны быть иллюстрированы, в слушание активно включать русские народные сказки и песенки, а по итогам слушания задавать простые вопросы о том, про кого была сказка, кто там еще был и что делал?

Приложение № 2

Конспект деловой игры

1 задание: Название, девиз команды

Придумать название своей группы и девиз группы, включив в него понятие “речь”.

2 задание. Теоретическая часть. “Педагогические подсказки”

  • Какая работа проводится на занятиях «Речевое развитие» с детьми 2-3 лет?
  • Какие приемы используются для удержания внимания детей?
  • Какие приемы используются в словарной работе?
  • Назовите этапы  формирования  звукопроизношения у детей 2-3 лет ?
  • Что способствует совершенствованию синтаксиса (построению предложений)
  • Какие рекомендации Вы знаете по приобщению к художественной литературе?

3 задание. Практическая часть “Практикуем не боимся”

  • Вспомните знакомую потешку ,побудку, пестушку?
  • Расскажите об известной Вам  пальчиковой игре?

4 задание: Решение педагогических ситуаций.

Уважаемые родители, Вам предлагается обсудить ситуации, которые могут возникнуть в любой семье и выработать совместное решение

1 ситуация.

Вы прочитали ребенку сказку. Ваши действия дальше

2 ситуация.

Ваш ребенок произнес нецензурное слово. Ваши действия

3 ситуация.

Ребенок просит прочитать новую книжку, вам некогда. Ваши действия.

4 ситуация.

 Ваш ребенок не произносит некоторые  звуки. Ваши

действия.

Приложение № 3

Статья в родительский уголок: «Возрастные особенности речевого развития детей раннего возраста»

На первом году жизни у ребёнка идёт интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность её возникновения и дальнейшее развитие зависят прежде всего от состояния слуха. Если ребёнок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издаёт разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2 – 3 месяца появляется гуление, а в 3 – 4 месяца – лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года – слова.

В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8 – 9 месяцев, другие – в 1 год 2 месяца, а некоторые ещё позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2 – 3 слов до 15 – 20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам – или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.

Звуки, произносимые ребёнком в этот период, нечётки. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

Начиная со второго полугодия ребёнка в лепете  появляются чёткие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук а,из согласных в основном звуки п, б, м, к, т и некоторые другие.

Ребёнок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.

К концу года ребёнок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причём одни дети произносят большее число звуков и более отчётливо, другие – меньшее и менее чётко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который ещё только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дальнейшего развития.

Итак, итак, первый год жизни является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идёт интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребёнком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.    

Во второй год жизни ребёнка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова.

Это в большинстве случаев связано с определённой ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, в связи с приходом матери, с внезапным появлением хорошо знакомой игрушки, красочной картинки). Однако до полутора лет слова, произносимые ребёнком, не всегда ещё отражают реальные названия предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощёнными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребёнок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует.

Со второй половины второго года ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырёхсловные предложения, но слова в таких предложениях грамматически не связаны между собой.

Активный словарный запас ребёнка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определённого количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни. Количество слов, которыми пользуется ребёнок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближнего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используются слова, в основном обозначающие размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года). Объём словаря зависит от условий воспитания ребёнка, от частоты общения его со взрослыми, а качество – от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Однако предлоги и союзы ещё отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребёнком, построенные неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, и, о, но звуки ы, э, заменяют звуками и, е; большинство согласных малыши ещё или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твёрдых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки л, рь, р, что указывает на ещё недостаточно окрашенный артикуляционный аппарат ребёнка.

Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда слово укорачивается или произносится только слог, чаще всего ударный или первый («ко» или «мокко» вместо молоко).

Часто одно и тоже слово ребёнок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

На этом возрастном этапе у ребёнка ещё недостаточно окрепший голосовой аппарат, речевой выход очень слабый, в результате чего голос недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими («пам-пам» вместо бам-бам). Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например выражать свою просьбу требовательным тоном.

К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Для неё характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать); употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребёнок постоянно действует; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечёткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".

Предлагаемый материал раскрывает основные компоненты речевого развития детей 5-6 лет....

Доклад к родительскому собранию на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Доклад к родительскому собранию на тему:«Развитие речи детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей.Уважаемые родители, бабушки и дедушки!  ...

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста»

В данно публикации представлены материалы по возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста. Даны рекомендации с учетом новейших форм развития речи детей....

Доклад к родительскому собранию по теме "Развитие речи детей дошкольного возраста".

Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучен...

Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   "ДЕТСКИЙ САД №42"        Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...