"Вырастить творческих детей или что такое ТРИЗ?"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Слажнева Оксана Александровна

Статья для родителей  с перечислением игр, в которые можно играть дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_roditelyam.docx148.25 КБ

Предварительный просмотр:

Вырастить творческих детей, или что такое ТРИЗ?

 

    Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. В решении жизненных задач поможет использование игр, основанных на использование приемов ТРИЗ. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа. Так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

   

    Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы:

 

  -Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

  -Принцип открытости. Предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

 -Принцип деятельности. В любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

 -Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

 - Принцип идеальности. Творческие заданий не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

 

С вами, родители, я бы хотела поделится играми, которые вы можете использовать дома. Играть с ребенком можно с  раннего возраста , с 2-3 лет, но эти игры увлекут и более старших детей, а еще лучше собрать компанию из 3 - 7 детей.

  

Итак, игры и их описание:

Игра «Да - нет».   Для игры используются картинки. Каждый участник выбирает себе картинку и не показывает другим, рассказывает что на ней нарисовано с помощью ответов – да и нет. Например, у ребенка - шарик. Взрослый: Это живое? Ребенок: Нет. В.: Оно есть дома? Р.: Да. В.: Этим пользуется мама? Р.: Нет. И т.д. Игра развивает воображение, речь.

http://book.sibverk.ru/image/13-621321.jpg

 

Игра «Хорошо – плохо». Вспомните с ребенком любую хорошо знакомую сказку и подумайте, что хорошего в плохих поступках и наоборот. Например, почему хорошо, что лиса съела колобка? Потому что он испортился бы, чтобы зверей других в лесу не расстраивал и т.д.

http://mypresentation.ru/documents/f83e1ba1a85e22441702f164f79bc594/img6.jpg

 

Игра «Метафоры». Придумайте, как можно красиво назвать повседневные предметы. Например, люстра – потолочное солнце, сережки – блеск утренней росы. Красиво звучит? Попробуйте и вы.

http://fs00.infourok.ru/images/doc/130/152576/310/img1.jpg

Игра «Дразнилка».Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.Например, кошка (мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …)

http://www.100book.ru/b547883.jpg

Игра «Чем похожи?» Участники игры берут по две картинки, не смотря на картинку. Потом каждому нужно сказать, чем похожи картинки. Например, чем похожи облако и белка? Облако мягкое и пушистое и белка тоже. Облако белое и у белки есть белые волосинки. А еще облако летает и белка немножко летит, когда прыгает с ветки на ветку.

http://nashideto4ki.ru/_nw/2/56562938.jpg

 

Игра «Что было бы, если…» Игра помогает развить речь. После чтения какой – нибудь сказки мы можем придумать, что было бы, если изменить какой – нибудь эпизод. Иногда получается совершенно новая, интересная сказка. Например, что было бы, если бы вместо волка трех поросят ловила бы лиса? Игра «Маша – растеряша». Вы говорю ребенку, что потеряли какой-то предмет. Он должен придумать чем его можно заменить. Например, вместо шарфа взять веревочку, а еще можно кофту завязать, как шарфик. Или полотенце.

Игра «Противоположности» Предложите ребенку найти предмет с противоположными свойствами. Например, что и пушистое и твердое? (Сугроб – кажется, что он пушистый, но если упасть в него – он твердый). Что одновременно и острое, и тупое? (Нож, ножницы).

http://cs10016.userapi.com/u164938858/154713027/x_f6f405b3.jpg

 

   Находите игровые моменты во время совместной деятельности: во время прогулки спросите, как перейти лужу, не замочив ноги, когда будете готовить обед, спросите, что едят на обед инопланетяне и т.д. При использовании приемов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения, а главное - игра принесет положительные эмоции вам и вашим малышам. Удачи вам и вашим детям в освоении этих замечательных игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПОЧЕМУ ВЫРАСТАЮТ ИЗБАЛОВАННЫЕ ДЕТИ?"

ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫЕ НИ В ЧЕМ НЕ ЗНАЮТ ОТКАЗА, ПРЕДЪЯВЛЯЮТ НЕПОМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, НЕ СЧИТАЯСЬ С УСЛОВИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ....

"КАК ВЫРАСТИТЬ ТВОРЧЕСКИХ ДЕТЕЙ."

В данном документе представлены несколько советов ,как вырастить творческих детей....

Творческий мини-проект «Вода такая разная» для детей второй младшей группы

Мини-проект позволит дать первичные представления о свойствах воды, воспитать культурное отношение к природе и её сбережению....

Познавательно-творческий проект "Почему музыка такая разная?"

На музыкальных занятиях при прослушивании произведений в исполнении оркстра народных инструентов и симфонического оркестра, у ребят возник вопрос "Почему музыка такая разная в исполнении сим...

Творческо-познавательный проект "Что такое календарь"

Систематизация знаний о временных представлениях детей подготовительной к школе группы, формирование представления о необратимости времени, цикличности времен года....

Как вырастить творческого, мыслящего человека?

Существует множество методик воспитания и развития детей дошкольного возраста.Очень интересной, по моему мнению, является реджио –педагокика. Реджио-педагогика — уникальная систе...