Обобщение опыта на тему: «Особенности взаимодействия и современный подход к организации работы с родителями в ДОУ»
статья (старшая группа) на тему

Наталья Владимировна Постульгина

 

           В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в  ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_2.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №6»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Согласовано                                                                       Утверждаю

Старший воспитатель                    Заведующий МБДОУ

 МБДОУ «Детский сад № 6»                                             «Детский сад № 6»

_________ В. В. Вертепова                                               _______ Г.Н.Кирияк

Обобщение опыта

на тему:

«Особенности взаимодействия

и современный подход к организации

 работы с родителями в ДОУ»

                                                                                    Воспитатель: Н. В. Постульгина

2015 г.

Особенности взаимодействия и современный подход к организации работы с родителями в ДОУ

          Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

          Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Большинство родителей воспитывают детей интуитивно или по принципу “как воспитывали меня”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. В то же время, многие педагоги исходят из того, что именно они должны “разъяснять” родителям как следует воспитывать ребенка, подчас избирая нравоучительный тон и, как следствие, получая в ответ: “Вы - воспитатели, вот и воспитывайте!”

           В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в  ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

          Основные задачи своей работы мы видим в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.

          С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в нашем детском саду было проведено анкетирование. В целом, и родители, и педагоги высоко оценили деятельность ДОУ по организации взаимодействия с родителями, однако не все они удовлетворены характером взаимодействия. Воспитатели от родителей ожидают большего, чем получают, и поэтому значительная их часть недостаточно удовлетворена взаимодействием. Родители же, наоборот считают, что воспитатели делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов: медиков, логопедов, психологов.

          Учитывая данную проблему, нами были приложены немалые усилия для повышения уровня педагогической компетентности родителей. С целью формирования представлений о здоровом образе жизни и практических умений по оздоровлению детей старшей медсестрой и инструктором по физической культуре проведены беседы и консультации: “Питание детей дошкольного возраста”, “Организация закаливающих процедур в домашних условиях”; на встречу с родителями приглашался врач-психотерапевт; с помощью наглядной агитации родители знакомились с профилактикой и лечением различных заболеваний у детей, основными параметрами их физического развития, нетрадиционной медициной.          

          Для психологического просвещения родителей в нашей группе используются разнообразные формы работы: организация деловых игр, семинаров-практикумов, дней открытых дверей, дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование. Проводились групповые родительские собрания. Особенно яркой была студийная встреча на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед везде хранит меня». Она проводилась с целью знакомства родителей со значением периода детства в развитии личности, приобщения к игре ребёнка в условиях семьи. Студийная встреча проходила в виде деловой игры, где родители приняли активное участие, показали командный дух  и прекрасные знания в воспитании детей. Широкое распространение приобрела такая форма сотрудничества с родителями как “Дни открытых дверей”. Мы решили отойти от привычной формы его проведения, т.е. не просто демонстрировать родителям педагогический процесс, но и вовлекать их в него, дать возможность родителям стать активными участниками в жизни детей при посещении ДОУ и группы.  Родители имеют возможность ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, пройти по всем его помещениям, пообщаться с друзьями ребенка, поучаствовать в играх, опытно – экспериментальной деятельности, театрализованных постановках.   Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.                                                                                                                                

         Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды мы стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссия по проблеме, неделя педагогического мастерства, вечера вопросов и ответов, КВН, “Ток-шоу” и т.д. Для возникновения интереса и желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого материала нами используются различные методы активизации родителей. Так, во время недели педагогического мастерства  приглашаем родителей для просмотра  непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов с последующим обсуждением. Организовываем диспуты по заранее предложенной теме, используем игровые методы активизации, оценку обсуждаемой проблемы, предлагаем  родителям для обсуждения несколько различных точек зрения.                                                                                                                                                                                                                                              

          При проведении спортивных праздников создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашей группы и родителям “Олимпиада - 2014”, “Дни здоровья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”, ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный ко Дню защитника Отечества.                

          Сближению детей, родителей и воспитателей способствует использование и такой формы работы, как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашался “гость группы” (родители беседовали с детьми о профессиях, о домашних питомцах, о правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.

          Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и детей способствует проведение конкурсов. Привлекая родителей участвовать в конкурсе «Коллекция», выиграли в номинации «Практичность». В конкурсе «Кладовые земли»  были выявлены победители и отмечены призами. Выявить творческие способности детей и родителей помог конкурс «Звёздный дождь», проведенный на базе  УМЦ. Привлекая родителей участвовать в городском конкурсе «Это мой город», получили диплом участника конкурса Шардаковой Амины и благодарность за благотворное сотрудничество в деле воспитания подрастающего поколения и активного участия в городском конкурсе творческих работ «Это мой город» в рамках Дня города 2014.        

          В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. В нашем детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному и  художественно – эстетическому  воспитанию детей. В процессе работы решаются задачи, связанные с формированием у детей знаний родной культуры и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к духовно-нравственным и художественно – эстетическим ценностям.

          В ДОУ функционируют  кружки данного направления. С целью развития творческих способностей детей через театральную деятельность, нами был создан кружок “Я - артист”. Театр – одно из самых ярких эмоциональных средств. Детские спектакли, музыкально – поэтические вечера, совместные с родителями, дают прекрасные результаты в развитии гармоничной личности. Театрализованная деятельность ДОУ - детские фантазии, которые не остаются в области мечтаний. Всякую выдумку, впечатления ребенок воплощает в театре. Спектакли, в которых участвуют малыши, доставляют им радость, восторг, вдохновение.                  

              В календаре нашего детского сада есть много праздников, в которых ярко проявляется связь народных традиций с духовным опытом. Стало доброй традицией проведение праздников «День Матери», “Рождество”, “Масленица”, “Пасха”, «День победы» с приглашением ветеранов войны.

          В этот день специалисты и воспитатели всех групп организовывают для родителей и детей работу секторов: музыкального, творческого, спортивного сектора эрудитов и игротеку.  Музыкальным руководителем готовятся концертные номера воспитанников всех групп.  

          Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

           Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Опыт работы на тему: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Актуальность:За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи­тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, о...

Выступление на методической неделе по теме «Современные подходы к организации работы с родителями» Тема проекта «Ярмарка профессий»

Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.  Процесс модернизации в системе образования с учетом  актуальных тенденций государственной  политики «Закон об обра...

ТЕМА: «Современные подходы к организации работы воспитателя с родителями по воспитанию всесторонне развитого ребенка»

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошко...