Дошкольники и компьютер
консультация (средняя группа) на тему
В статье даны рекомендации родителям по использованию компьтера в жизни дошкольника. Компьютер быстрыми шагами входит в жизнь маленьких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_detskogo_eksperimentirovaniya_v_domashnih_usloviyah.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например,что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Вот несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:
· «Спрятанная картина»
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.
Процесс:
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге, накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла?
Почему? Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
· «Мыльные пузыри»
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Проведите эти игры и вы убедитесь насколько они интересны детям. Проведите различные игры-опыты и задайте вопросы: “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от взрослых компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Помните прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой...
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи
Например, \на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий.....убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольник и компьютер
"Дошкольник и компьютер" - консультация для родителей, в которой рассматриваются положительные и отрицательные стороны пользования детьми компьютером. Гигиенические требования к рабочему м...
Авторская программа по ознакомлению дошкольников с компьютером "Путешествие в компьютерную страну"
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир ч...
Авторская программа по ознакомлению дошкольников с компьютером "Путешествие в компьютерную страну"
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир ч...
Дошкольник и компьютер
Тематический стенд для родителей с полезными и необходимыми рекомендациями....
Дошкольник и компьютер
В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а ...
Дошкольник и компьютер
Эти рекомендации даны для родителей, приобщающих детей к ИКТ. В них описано как правильно выбрать компьютерную программу для ребенка дошкольного возраста, как обустроить рабочееместо около компьютера ...
"Дошкольник и компьютер " Консультация для родителей
В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а ...