Тематический семинар-практикум для родителей "Фантазия. Творчество. Воображение."
методическая разработка на тему

Даниленко Ольга Валерьевна

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Но ситуация современного периода требует от семьи пересмотра традиционной функциональной стратегии, в том числе в сфере воспитания. Эффективность деятельности семьи оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых  поколений. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений, сформировать у них способность понять потребности ребенка, сделать его счастливым; помочь увидеть перспективы его развития. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический семинар-практикум для родителей

«Фантазия. Творчество. Воображение»

Цель. Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование  их педагогической компетентности и вовлечение  в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.

Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран; цветные карточки (желтая, белая, голубая и зеленая); наборы цветных карандашей, 4 листа бумаги А4; агриловое полотно (3х3), ватные комочки; 4 портрета-образа с круглым вырезом для лица; 4 резинки; тонкие пакеты синего цвета с двумя ручками для каждого участника; маркеры; цветные платки разного размера и разноцветные резинки для волос; 4 листочка для шуршания, 4 снежных комочка с крахмалом, 4 колокольчика, 4 свистульки; полянка и бабочки (желтые, красные, синие) и таблички с надписями для рефлексии.

Ход мероприятия:

  1. Теоретическая часть.  

Вступительная беседа.

- Нередко родители замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время! И сегодня мы поговорим о том, как развить творческие способности детей с помощью музыки…  Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Ведь очень удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот шумит ветер, тонко позванивают льдинки, скрипит снег под ногами. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать.  

Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.

  Полная свобода фантазии и способов манипуляции с предметами являются основой для творческих проявлений детей. В самом начале действия детей осторожны и несовершенны, они лишь приспосабливаются к инструменту. Ребёнок как бы задаёт себе множество вопросов и отвечает на них практически:

        «Что это за штука такая и зачем она мне? Звенит!!! А если изо всех сил? Кто-нибудь заметит, как я УМЕЮ звонить?

В этой серьёзной для себя игре ребёнок приобретает навыки творческого обращения с простейшими элементами музыкального языка.

Может быть, окажется, что вы сами у своего малыша узнаете что-то новое для себя, и,  наверняка вспомните – «Да, это то, чего мне хотелось, когда я был маленьким!» и с сожалением подумаете: «А со мной так никто не играл…»

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас играть, а потом научим играть наших детей, пока они способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума.

- Я предлагаю вам, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, чтобы познакомиться со специальными играми и упражнениями, развивающими творческие способности детей. Представьте, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.

Ведущий. 

Я очень рада видеть…нет, не взрослых, а детей:
Самых любознательных, сообразительных,
И фантазеров удивительных!

          Я знаю, чудо в каждом есть из вас,
         Лишь стоит только потрудиться,
         А смелость, ум и доброта,
         Помогут вам всего добиться!

II. Практическая часть

Для начала, на картинки свои посмотрите,
Что общего в них есть, найдите.

Игра «Поиск общего»

(Родители по картинкам-отгадкам находят общие признаки и  встают по временам года)

Ведущий. Вижу, к нам пришли сегодня гости:

 Один седой. (Зима),

Другой молодой (Весна),

Третий скачет (Лето),

 А четвертый – плачет (Осень).
Но не только художнику краски нужны, каждое время года украшено цветом.
Рисуют они на просторах земли и радуют ярким букетом:
Зима, какая? 
(Белая).

Весна, какая? (Синяя).

Лето, какое? (Зеленое).

А осень, какая? (Желтая).

Вижу, что у нас сегодня образовались 4 команды – 4 времени года. Занимайте места за столами. Итак, отправляемся в путешествие по временам года.

(На экране появляется осенняя картина с падающими листьями. Звучит музыка осени.)

Ритмодекламация «Лист»

Ведущий.

Посмотрите, за окошком
Лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился,
Вместе с ветром полетел.

А когда осенний ветер улетал,
         Желтый листик загрустил, затосковал.
         Я возьму его в ладошку, пусть у нас живет.
         Здесь тепло, светло, спокойно –
         Дождь осенний здесь не льет.

Упражнение «Незаконченный сюжет»

(Ведущий каждой команде раздает желтый  листок бумаги с нанесенным на них карандашным изображением линий: прямая,  кривая, ломаная, 2 параллельные линии и просит их дорисовать осенний пейзаж так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного сюжета).

Ведущий. Как хорошо вы умеете рисовать, а теперь посмотрим, как вы умеете картину оживлять…

(Родители выходят в круг. Ведущий читает стихотворение «Живая картина» по строчкам  и предлагает всем «оживить» текст  движениями и голосом).

Игра-превращение «Живая картина»

(Ведущий читает стихотворение  на фоне музыки)

Живая картина в раме висит.

Там облачко тает и клен шелестит.

Там дождик бормочет. Там птица поет.
И каждое утро там солнце встает.

И каждое утро оно нам поет…
Вот я и проснулось, всем вам…(улыбнулось). 
 

(На экране появляется зимняя картинка с падающим снегом.

Звучит музыка зимы)

Ведущий (стоя у экрана «ловит снежинки») 

Я рукою, как пушинки

Ловлю белые снежинки.

Сыплют пухом облака

Значит к нам пришла…

Все. Зима!

(Ведущий легким движением руки достает  белое покрывало и все участники берутся за его края).

Ведущий. 

 Ветви белой краской разукрашу,

 Брошу я снежка на крышу вашу.

(ведущий высыпает  на покрывало из ведра снежные комочки)

Танец-игра  «Волшебное покрывало» 

(1 ч. – катают комочки с горки, удерживая на покрывале, 2 ч. – ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем)

(В конце танца-игры  ведущий с участниками сужают круг и собирают покрывало в середине вместе с комочками, образуя «сугроб»).

Ведущий. 

Пурга намела сугробы,

Каждый сугроб особый. 

Каждый сугроб теперь –

Словно уснувший зверь!

Ведущий предлагает родителям собраться в свои команды (кружки) и шепотом называет образ сугроба, который они должны командой изобразить.

Сугроб – верблюд,

Сугроб – лисица,

Сугроб – медведь,

Сугроб – жар-птица.

(Через определенное время каждая команда показывает свой сугроб, а другие участники должны угадать, созданный ими образ).

Ведущий.

После долгой зимней стужи
Просыпайся ото сна,
Улыбнись лучами света,
Долгожданная Весна!

          Весна по улице идет,
         Цветочки распускаются,
         А ручейки за ней бегут
         И смехом заливаются.

(Каждая команда встает в свой круг, ведущий раздает резинки. Участники держаться  двумя руками за резинки).

Двигательное упражнение с резинками.

Ведущий. Как весной красиво, красиво интересно.

Топай, топай, повернись  

И в сосульку превратись! 

(Держась за резинку, участники по показу ведущего выполняют движения по тексту. С повторением текста изменятся последняя строка: (в травку, в цветочек, в тучку) превратись!)

На последней фигуре – тучке, ведущий предлагает изобразить одну большую тучу (участники образуют один большой круг).

Речедвигательная игра «Тучки-облака»

Ведущий. 

Посмотрите, тучки-облака…

К нам они плывут издалека.

Днем и ночью по небу кочуют,

Пусть они у нас переночуют.

(На фоне музыки Ведущий по кругу передает тучи – синие полиэтиленовые пакеты с ручками.  По показу педагога все надувают пакеты, закручивают их и завязывают ручки на узел).

Ну, а утром я их разбужу  (слегка потормошить за ручки)

Ласково поглажу, причешу (погладить, расправить каждую ручку). 

Повернусь (кружение)

 И полечу… (под музыку все летят врассыпную).

 Встречу дружочка на лету (участники встречаются друг с другом)

 Обниму, к себе прижму (обнимаются)
Полетала тучка, полетала и устала…
(все летят и садятся на стульчики за столы). 

Ну, что, тучки, понравилось вам летать?

А теперь свое настроение попробуйте нарисовать. 

(Ведущий предлагает участникам маркеры. Участники рисуют на тучках-пакетах свое настроение)

(На экране появляется летняя картинка.

Звучит музыка лета)

Ведущий.

А вот и лето – чудная пора,

Крикнем лету мы…(Ура!)
Нам и реки и леса дарят летом чудеса!

Стала вся земля кругом

Ярким, красочным ковром

Где под куполом небес

Зеленеет пышно лес,

А вокруг растут цветы

Небывалой красоты!

(Ведущий  ставит на сдвинутые столы коробку с разноцветными платками и разноцветными  резинками для волос).

Продуктивная деятельность «Укрась поляну»

(Участники команд, с помощью цветных платков разного размера и цветных резинок, должны украсить летнюю поляну).

Ведущий.

          Раз, два, три, четыре, пять,
         На полянку выйдем погулять. 

(Все участники выходят в круг)

Игра-превращение «Ребята – зверята» (на фоне музыки).

На минуточку представим, что зверятами мы стали.
Девочки и мальчики, прыгаем, как зайчики. 

Покажите-ка, ребята, как ходит мишка косолапый.
Вот болото. Мы, ребята, прыгаем, как лягушата.
Мы болото оглядим и, как цапля, постоим.
Теперь к речке подойдем и, как рыбки, поплывем.
Из речки выбрались на мостик, изобразили лисий хвостик.
А вот ежик, весь в колючках. Как пыхтит ежонок-злючка?
Мы выходим на дорожку, видим ласковую кошку.
А теперь мне удружите: как собачка, послужите.
И девчонки, и мальчишки, вы веселые мартышки.
Льва представьте поскорей. Помните: он царь зверей!
Покажите высший класс: вы орлы у нас сейчас.
Кто же дальше? Это слон, тяжело ступает он.
Бабочками мы порхаем и забот совсем не знаем.
Запасы делает хомяк. А щеки надувает как?
Не устали? Все в порядке. Поскакали, как лошадки.
Посмотрите-ка на льдине симпатичные пингвины.
Теперь руки поднимите и змею изобразите.
Как из мультика енот, улыбнитесь во весь рот!
Вы, ребята, молодцы, заслужили похвалы!

Ведущий.

 Да, лето – чудная пора!

Крикнем на прощание мы ему…

Все. Ура! 

(Под музыку участники занимают свои места за столами)

Ведущий.

Проверить вас пришла пора…
Как по приметам узнаете свои вы времена?

Ритмическая игра – загадка «Времена года» 

(с музыкальным сопровождением)

(Участники команд, услышав загадку о своем времени года, озвучивают отгадку  игрой на предложенных каждой команде предметах)

Солнышко сияет ярко.

Дед Мороз несет подарки.
Птицы с юга прилетают.

Все на пляже загорают.
Грибы собрать пришла пора.

Горку лепит детвора.
Листья с дерева слетают.

Снежные сугробы тают.
На ветвях набухли почки.

В школу мы несем цветочки.
Хоккеисты режут лед.

Пруд купаться всех зовет.
Нудный дождик моросит.

А в берлоге мишка спит.
Мать-и-мачеха цветет.

Наступает Новый год.
Соловьи поют на ели.

Дети шубы все надели.
Улетел от нас скворец.

А игре пришел конец!

Ведущий. Ну, вот и закончилось наше путешествие по временам года, а для вас, уважаемые родители, волшебное детское время.

Взрослые — стоит лишь к вам приглядеться, 
И сразу увидишь, как много в вас детства.

Рефлексия.

       А сейчас я предлагаю вам оценить работу семинара. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает только бабочек.

Все понравилось, буду применять такие упражнения с ребенком - пусть прилетят желтые бабочки;

Неплохо было, но буду ли применять такие упражнения, не знаю - пусть прилетят  красные бабочки;

 Ничего не поняла, было скучно - пусть прилетят синие бабочки.

III часть. Подведение итогов

- Сегодня Вы пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей, но они могут послужить примером для создания аналогичных упражнений. Я надеюсь, что эти игры помогут вам разбудить фантазию и  воображение ребенка.

- Нашу встречу закончим игрой «Подари соседу невербальный подарок», т.е. с помощью жестов изобразим подарок.

- Большое спасибо всем участникам!

(Все участники присаживаются на свои места)

        – Дорогие родители! Фантазируйте, придумывайте, сочиняйте вместе с ребенком. Ваше сотрудничество не только поможет развитию творческого мышления ребенка, но и укрепит вашу дружбу и взаимопонимание.

           Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже участвовали в игре – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает.

           Хвалите ребёнка. Похвала служит толчком к его дальнейшим занятиям. Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности»

Творчество - это человеческая деятельность высшего уровня познание и преобразование окружающей природы и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек- формы и способы ег...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум "Развитие детского речевого творчества"

Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-то новое.Л. С. Выготский...

Тематический семинар для родителей "Фантазия. Творчество. Воображение"

Цель семинара: совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование их педагогической компетентности и вовлечение в воспитательно-образовательную деятельность детского сада....