Проект работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в рамках традиции «Сладкий вечер»
проект на тему

Проект работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в рамках традиции "Сладкий вечер" по программе Т.Дороновой "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raboty_s_detmi.doc572 КБ

Предварительный просмотр:

Сладкий вечер

(Проект работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в рамках традиции «Сладкий вечер» по программе Т.Дороновой «Радуга»)

Содержание проекта

  1. Тип проекта:

- по продолжительности: долгосрочный (1 год)

- по виду деятельности: еженедельное чаепитие «Сладкий вечер»

- по содержанию: информационный, ролево-игровой, творческий

Участники проекта: дети, их родители и педагоги.

  1. Актуальность проблемы.

По данным медицинской науки, в частности исследований И.А.Шишковой,

приводятся факты, что к концу дошкольного возраста практически у одной третьей детей обнаруживаются нервно-психические и функциональные отклонения в здоровье. Очевидно, что рост числа дошкольников с поврежденной или ослабленной нервной системой ставит перед педагогами сложную задачу: создание в детском коллективе благоприятного психологического климата. Для этого необходимо уже в детском саду ввести такие формы общения детей с окружающим миром, друг с другом, со взрослыми, которые помогут ему на практике приобрести знания, умения и навыки, дающие возможность снять эмоциональное напряжение, почувствовать себя полноправным и нужным членом коллектива, успокоиться и, наконец, получить необходимую дозу положительных эмоций для своего психологического благополучия.

Такой интересной и нужной формой общения может стать еженедельная

групповая традиция праздничного чаепития «Сладкий вечер».

  1. Цель.

С помощью проведения цикла досуговых вечеров общения «Сладкий вечер»

внести в жизнь маленьких детей новые яркие чувства и переживания. Помочь в развлекательной форме узнать об интересных фактах истории своего народа, о его праздниках, традициях, поучиться хорошим манерам в обстановке дружеских совместных посиделок, постичь «азбуку» речевого этикета за столом, поупражняться в умении вести себя непринужденно в различных жизненных ситуациях.

  1. Задачи.

- Создание в детском саду эмоционально благополучной атмосферы, где

взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок чувствует себя желанным и защищенным.

- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности

к культурному наследию своего народа.

- Обучение правилам речевого этикета, как основе культуры общения,

регулирующей поведение людей в различных жизненных ситуациях.

- Способствование активному вовлечению родителей в совместную

деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

  1. Гипотеза.

Если групповую традицию «Сладкий вечер» превратить в праздник,

располагающий к задушевному чаепитию, то дети получат возможность научиться свободно общаться в типовых ситуациях повседневности. Используя соответствующий речевой этикет, освоить в интересной игровой форме полезную информацию, преодолеть комплекс настороженности и напряженности в общении со сверстниками и взрослыми.

  1. Предполагаемый результат.

К концу проекта дети научатся:

- Адаптироваться к новым условиям в повседневной жизни, особенно в

общении с незнакомыми людьми, избегать конфликтных ситуаций со сверстниками.

- У них сформируется стойкий интерес к прошлому своего народа, к его

обычаям, традициям, появится желание участвовать в народных праздниках.

- Осваивая правила речевого этикета, ребенок научится соединять воедино

вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим.

  1. Методы проекта.

● В работе с родителями.

Анкетирование. Беседы. Консультации. Родительские собрания. Участие в

«Сладком вечере» в качестве гостей. Рассказы родителей о старинных вещах, хранившихся в доме, о датах народного календаря. Приготовление сладостей детям к столу.

● В работе с детьми.

Наглядные.

Образцы правильного поведения воспитателя, гостя, литературного

персонажа, героя мультфильма. Рассматривание иллюстраций, предметов старины. Использование фото – аудиоматериалов.

Словесные.

Рассказ воспитателя с опорой на личный опыт. Познавательный рассказ

взрослого из истории этикета, истории вещей, истории народных традиций. Беседы. Поощрения. Чтение литературных произведений.

Практические.

Повторение последовательности действий с целью формирования навыка.

Обыгрывание ситуаций. Использование занимательности (сюрпризы, загадки, пословицы, поговорки, народные игры).

  1. Методическое обеспечение.

- Т.Доронова. Программа «Радуга». М.Просвещение.1994 г.

- М.Новицкая. Программа «Наследие».М.Линка-Пресса,2003г.

- А.Некрылова.«Круглый год».Русский земледельческий календарь. М.«Правда». 1989 г.

- Н.Акулов. «Календарь природы». Казань 1986 г.

- Р.Загидуллина. «Татарский детский календарь». Казань. 1998 г.

- С.Шапошникова. «Групповая традиция в д/с». Волгоград «Учитель» 2009 г.

- Н.Богуславская «Веселый этикет». Екатеринбург «Арго» 1997 г.

  1. Реализация проекта.

Тематическое планирование «Сладких вечеров» проводится по двум блокам:

«Веселый этикет» и «Даты народного и исторического календаря». У каждого блока свои задачи. При этом материал, используемый в среднем возрасте повторяется и в последующих группах, но преподносится более углубленно, идет корректировка имеющихся знаний и умений по разнообразным темам.

Работа с детьми

С е н т  я б р ь

Цель. Знакомство с правилами поведения за столом, формирование основ

речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение и другие формы вежливого вербального общения).

           Приобщение детей к праздникам народного календаря (Петр и Павел – рябинники), расширение знаний, связанных с рябиной и ее целебными свойствами.

Развитие коммуникативных качеств детей.

Темы.

  1. День знаний.
  2. Столовый этикет.
  3. У меня гости.
  4. Петр и Павел – рябинники.

Игровые упражнения.

Чтение «Как хорошо уметь читать» В.Берестов. Загадки «Школьные принадлежности». Словесная игра «Волшебные слова». Пальчиковая игра «Пирожки и плюшки»

Практическая деятельность.

Экскурсия в школу. Рисование предметов школьных принадлежностей. Создание коллажа «Праздничный стол».

Взаимодействие с семьей.

Анкета – тест: «Знаете ли вы своего ребенка?». Родительское собрание «Основные причины эмоционального неблагополучия детей и пути их преодоления». Сбор ягод рябины с детьми и изготовление из них бус, оберегов.

О к т я б р ь

Цель. Расширение знаний о щедром осеннем урожае, о происхождении

овощей, рассказать о целебных свойствах шиповника.

Воспитание уважения к труду людей, выращивающих урожай.

Закрепление правил поведения за столом, знакомство с историей появления

посуды.

Темы.

  1. Праздник урожая.
  2. «Арина – журавлиный лет. Арина – шиповница».
  3. Культура еды.
  4. Истории о посуде.

Игровые упражнения.

Загадки с грядки. Загадки о посуде. Упражнение «Закончи предложение» о правилах поведения за столом и приема пищи. Например: пить и есть надо …(беззвучно и аккуратно) и т.д.

Практическая деятельность.

Рисование и лепка «Что нам осень принесла». Изготовление фигурки журавля методом оригами.

Взаимодействие с семьей.

Семинар – практикум «Умеем ли мы общаться». Сотворчество детей и родителей: газета «Наш огород». Принести к праздничному столу овощи и фрукты с огорода, плоды шиповника.

Н о я б р ь

Цель. Знакомство с историческими датами своей страны.

На основе народных праздников знакомить с переменами в жизни птиц

осенью.

Вызвать интерес к празднованию дня рождения, закреплять нормы поведения

за столом и в общественных местах.

Темы.

  1. Праздник согласия и примирения.
  2. Хорошие и плохие манеры.
  3. Зиновий – синичник.
  4. День рождения.

Игровые упражнения.

Коммуникативная игра «Назови ласково». Сюжетно – ролевая игра «Семья. В гостях у друга». Чтение рассказа Л.Толстого «Косточка».

Практическая деятельность.

Изготовление фигурки синички способом оригами. Научить детей украшать стол салфетками, изготовленными способами «по диагонали», «лилия».

Взаимодействие с семьей.

Изготовить дома вместе с ребенком подарок именинникам. Видиотека «День рождения моего ребенка».

Д е к а б р ь

Цель. Расширение знаний детей о зиме, как долгожданному времени года,

познакомить с народными традициями празднования Новогоднего праздника.

Доступными средствами познакомить с историческим значением Российской

Конституции.

Воспитание опрятности в одежде в различных ситуациях.

Темы.

  1. Здравствуй, гостья – зима.
  2. День Российской конституции.
  3. По одежке встречают.
  4. Новый год стучится в дверь.

Игровые упражнения.

Словесная игра «Сто пословиц о зиме». Новогодние загадки. Игры деда Мороза.

Практическая деятельность.

Украшение группы к Новому году. Изготовление новогодних игрушек.

Взаимодействие с семьей.

Консультация «Празднование Нового года в семье». Фотовыставка «Мы встречаем Новый год». Создание иллюстрированного альбома «Мода…Мода».

Я н в а р ь

Цель. Отразить в жизни детей один из самых ярких зимних праздников

Рождество-Святки.

Формировать представления детей об отношении «гостей» и «хозяев» во

время колядок, познакомить с фольклорным материалом: колядки, игры, загадки.

Темы.

  1. Рождественские посиделки.
  2. Святки.

Игровые упражнения.

Рождественские гадания. Игры – колядки. Чтение П.Быков «Рождественская звезда».

Практическая деятельность.

Изготовление поздравительных открыток.

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Традиции русского народа». Изготовление масок для колядования.

Ф е в р а л ь

Цель. Довести до сведения детей знания о народных праздниках татарского

народа («Курбан-Байрам»), его обычаях и обрядах (жертвоприношение)

Знакомство с историческими фактами героического прошлого нашей Армии,

воспитание чувства гордости за свою страну и патриотизма.

Закрепление правил поведения за столом.

Темы.

  1. «Курбан – Байрам».
  2. Чаепитие друзей.
  3. Защитники Отечества.
  4. День рождения.

Игровые упражнения.

Забавные истории о чае (рассказывают дети). Сюжетно – ролевая игра «Гости пришли, дорогие пришли». Составление рассказа «Мой дедушка».

Практическая деятельность.

Изготовление подарков папам, именинникам.

Взаимодействие с семьей.

Консультация «Традиции татарского народа». Спортивное развлечение «Папа может все». Выпуск стенгазеты «Мой папа – солдат».

М а р т

Цель. Вызвать интерес к истории появления древнего народного праздника

«Масленица», рассказать детям о сороках-весеннем равноденствии.

Дать сведения о Г.Тукае – выдающемся татарском поэте.

Воспитание любви и уважения к маме, бабушке, развитие умения дарить

подарки.

Темы.

  1. Масленица.
  2. Мамин праздник.
  3. Г.Тукай – татарский поэт.
  4. Сороки – вторая встреча весны.

Игровые упражнения.

Загадки о блинах. Масленичные песни. Русская народная игра «Золотые ворота». Конкурс чтецов «Милая мама моя». Викторина «Сказки Г.Тукая». Практическое упражнение «Как дарить подарки».

Практическая деятельность.

Изготовление веточек мимозы для украшения стола. Подарки для мам. Выставка рисунков «Моя мама».

Взаимодействие с семьей.

Испечь угощение в форме жаворонков к столу. Выставка «Игрушки из бабушкиного сундука».

А п р е л ь

Цель. Приобщение детей к традициям празднования православных весенних

праздников: «Благовещенье», «Пасха».

Воспитание чувства гордости за свой народ (полеты в космос)

Развитие умения шутить по – доброму, смеяться над собой и окружающими

Темы.

  1. День смеха.
  2. Благовещенье – весна красная, долгожданная.
  3. Люди тянутся к звездам.
  4. Праздник Пасхи.

Игровые упражнения.

Словесная игра «Смеяться разрешается». Первоапрельские шутки. Русская народная игра «Перелет птиц». Сюжетно-ролевая игра «Космос».

Практическая деятельность.

Заучивание фольклорных дразнилок. Лепка жаворонков, их роспись. Создание коллажа «Космические дали». Роспись пасхальных яиц.

Взаимодействие с семьей.

Тест «Есть ли у вас чувство юмора».Оформление папки – передвижки «Смехотерапия для детей и взрослых».Принести к праздничному столу куличи, вареные яйца. Выставка пасхальных яиц в стиле Хохломы, Гжели.

М а й

Цель. Довести до сознания детей, что образ святого Георгия Победоносца

очень важен в истории русского народа и тесно связан с его воинскими подвигами.

Воспитание умения чтить память великого подвига народа в Победе над

фашизмом.

Побуждать детей принимать активное участие в ярком весеннее-летнем

празднике татарского народа Сабантуе.

Закреплять умение употреблять вежливые формы речи.

Темы.

  1. Российская символика. Образ Георгия Победоносца.
  2. День Победы.
  3. О вежливости за столом.
  4. Сабантуй.

Игровые упражнения.

Д/и «Вежливые слова». Игра «10 «не» для праздника». Решение этикетных задач. Игры Сабантуя.

Практическая деятельность.

Изготовление подарков для ветеранов. Выпуск рекламных листов «Этот День Победы». Прослушивание аудиозаписи песни Д.Тухманова «День Победы». Изготовление призов для праздника «Сабантуй».

Взаимодействие с семьей.

Родительское собрание «Влияние народных праздников на формирование личности ребенка. Чаепитие с ветеранами Великой Отечественной войны. Выпуск фотогазеты «Сабантуй».

  1.  Презентация проекта.

Совместное чаепитие «Сладкий вечер» с родителями, представителями школы и сотрудниками детского сада на тему: «Вот и стали мы на год взрослей».                                

Воспитатель ДОУ №36

                                                        Галявиева Е.Н.

                                                        Татарстан, г.Нижнекамск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактическое занятие с детьми средней, старшей и подготовительной групп «Волшебный остров здоровья»

Цель: просвещение среди детей средних, старших и подготовительных групп о здоровом образе жизни через достижение душевного равновесия.Задачи:- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достиж...

Психопрофилактическое занятие с детьми средней, старшей и подготовительной групп «Путешествие на Голубую звезду»

Цель: использование оборудования сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы дошкольников.Задачи:- закрепление знаний детей по теме «Космос»;- развитие позитивного общени...

Перспективный план работы по пожарной безопасности с детьми средней, старшей и подготовительной группы

персективный план работы по пожарной безопасности с детьми средней, старшей, подготовительной группы...

Психопрофилактическое занятие с детьми средней, старшей и подготовительной групп «Зимняя сказка»

Цель: использование оборудования сенсорной комнаты для нормализации эмоционально-волевой сферы дошкольников.Задачи:- закрепление знаний детей по теме «Зима»;- развитие позитивного общения ...

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Ана...

Методическая разработка перспективного планирования по правилам дорожного движения с детьми средней, старшей и подготовительной группы детского сада.

ВведениеАктуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. А...