Устный журнал "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"
консультация (младшая группа) на тему

Рыжкова Жанна Юрьевна

О влиянии пальчиковых игр на развитие речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

ЕСТЬ ЗАБАВЫ,  В КОТОРЫХ СОВМЕЩАЮТСЯ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ С КОРОТКИМИ РИТМИЧЕСКИМИ СТИШКАМИ. МАЛЫШЕЙ ПОДОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ОБЫЧНО УВЛЕКАЮТ.  НО НЕ ВСЕ ЗНАЮТ,  ЧТО ТАКИЕ ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ.

Логопеды и педагоги знают: чем лучше развита мелкая моторика, тем легче и эффективнее развивается его речь.  Оказывается, в коре головного мозга речевой и двигательный центры находятся рядом и активно влияют друг на друга. Хотите помочь крохе заговорить? Играйте с ним в пальчики!

“Пальчиковые игры” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. 

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

СКУЧНО НЕ БУДЕТ!

Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите:

Тук – тук, тук – тук – тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат

Поиграть они хотят

С Сашенькой

(назовите имя ребенка).

Это не просто развлечение, но и полезная зарядка.

Вы можете спокойно заниматься домашними делами и просто читать стишки, а малыш будет выполнять упражнения сам. Дети любят, когда им дают задания, а потом хвалят за успехи.

Самый главный совет не переусердствуйте. Пусть количество игр определяет сам малыш, а вот за качество отвечает уже взрослый.

ВСЕ ПО ПОРЯДКУ.

Правило № 1.  Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

Игра для иллюстрации

  • Цап – царап. Ребенок кладет свою ладонь поверх вашей. Мама размерено читает стишок, а малыш слушает и внимательно следит за ее движениями. В нужный момент на слове «цап - царап» - кроха отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет

Коготки поточит.

Цап – Царап!

Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений вы можете поменяться с ним ролями.

Варианты:

  • Малыш ловит не пальчик вашей руки, а всю кисть.
  • Можно просто проводить рукой по мизинчику, потом по безымянному пальцу и т.д. и сгибать их к ладошке, а потом разгибать.
  • Пальчики одной руки «царапают» ладонь другой.
  • Пальчики обеих рук сразу малыш ставит на ваши ладони.

Правило № 2.  Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Игра для иллюстрации

  • Прыг - скок. На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот.

Второй вариант: поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Прыг, прыг, прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ, топ, топ.

Пальчики малыша могут прыгать все вместе или вразнобой.

  • Цветок. Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу. Затем распрямите пальцы, ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков – лепестков стараются развести в стороны как можно дальше, и даже слегка прогнуть.

Правило № 3.  В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца (чем старше ребенок, тем больше они «ленятся»).

Игра для иллюстрации

  • Встречи - проводы. Открытые ладони обеих рук поворачивайте  к малышу. Он делает тоже. Ладони прижимаются друг к другу. Затем расходятся. Далее соединяем кончики пальцев друг друга. Разъединяем и машем ими.

Зоина ладошка (имя своего крохи) –

Мамина ладошка,

Здравствуйте ладошки

И до свидания!

Зоин пальчик –

Мамин пальчик

Здрасьти, пальчики!

Правило № 4.  Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

Игра для иллюстрации

Тяните пальчик на себя или вытягивайте из ладони по одному.

Зоина ладошка (имя своего крохи) –

Мамина ладошка,

Здравствуйте ладошки

И до свидания!

Зоин пальчик –

Мамин пальчик

Здрасьти, пальчики!

Внимание! В книгах по развитию мелкой моторики много упражнений на сжатие. А игр, которые позволяют расслабить ручки, почти нет. То есть нагрузка падает на одни и те же мышцы. В результате может повысится мышечный тонус пальцев.

  • Отдохнем.

Наши пальчики проснулись

Потянулись, потянулись…

И встряхнулись…

По ладошке побежали, побежали

Поскакали, поскакали

И устали. Сели отдыхать.

Выполняем движения соответственно тексту. В конце потрясти пальцами и положить руки на стол или колени.

Правило № 5.  Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.

Простые упражнения для тренировки мелкой мускулатуры.

1. Плетение ковриков (показ изготовления коврика и плетение).

2. Катание шестигранных карандашей.

3. Перебирание палочек.

4. Рисование тонкой и толстой кисточкой, пальцем.

5. Рисование карандашом, использовать разные виды штриховки (показ).

6. Использование книги-раскраски.

7. Лепка из глины, пластилина, пластилин и глина, прикасаясь к каждой точке пальцев и ладоней, массажируют и стимулируют их (показ способов лепки).

8. Различные виды конструктора должны быть у ребенка.

9. Различные виды мозаики.

10. Детям полезно перематывать цветные клубочки ниток.

11. Со шнурками, с веревочками должны играть дети.

12. Работать с бумагой, делать оригами должны дети. Давайте сделаем сову.

13. Обязательно надо работать с ножницами (показ).

14. Дома должны быть фломастеры, используйте ручки.

15. Природный материал является хорошим средством для развития детского творчества и мелкой моторики рук (показ).

 Памятка для родителей

Массаж ладоней 

(стимулирует интеллектуальное развитие):

  • поглаживание раскрытой ладошки от запястья к пальцам;
  •  круговое растирание ладошки большим пальцем;
  • продольное растирание каждого пальчика от основания к кончику;
  • отдельное растирание подушечек пальцев в том же направлении (важно);
  • круговое растирание тыльной стороны ладони;
  • вращение каждого прямого пальчика вокруг основания;
  • приложить свою ладонь к детской (зеркально), упереться большим пальцем в детский, так чтобы он торчал перпендикулярно краю ладони, оставшиеся четыре прямых пальца обхватить согнутыми пополам пальцами другой руки и сгибать прямые детские пальцы у их основания, распрямляя ладонь до упора, а также вращать их вокруг основания. То же самое для всех пяти пальцев ноги во время массажа ног.

Массаж рук 

  •  мелкие круговые растирания вдоль внешней стороны вытянутой руки от запястья к плечу кончиками пальцев;
  • лежащий на спине ребенок обхватывает большие пальцы взрослого. Взрослый разводит руки ребенка в стороны и скрещивает их на груди (несколько раз);
  • взрослый вытягивает руки ребенка над его головой и круговым движением через верх прижимает их к бокам ребенка, в процессе движения постепенно сгибая руку в локте. В конечном положении локти ребенка прижаты к бокам, а кисти рук приближены к плечам;
  • "бокс": поочередное вытягивание рук вверх над столом;
  • встряхнуть несколько раз до половины разведенные в стороны расслабленные руки;
  • развести руки в стороны и проделать несколько движений, имитирующих движение крыльев птицы ("полетели-полетели").

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Консультация для воспитателей и родителей "Пальчиковая гимнастика для развития речи детей"

Консультация знакомит с основными видами упражнений по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Проведение пальчиковых игр в стихотворном сопровождении, использование разнообразного матери...

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей

Сталья окажет помощь при исправлении дошкольников нарушении речи.Содержит практические задания и адресована родителям и воспитателям....

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....