Главные вкладки

    Консультация для родителей "Скоро в школу"
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Тихонова  Анастасия Александровна

    Рекомендации для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skoro_v_shkolu.doc151.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    У современных родителей возникает немало вопросов, связанных с проблемами будущей школьной жизни ребёнка: «Чему и как учить ребёнка до школы?», «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»

    На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада.

    Ребёнок должен знать:

    • своё имя, отчество, фамилию, возраст, имена, отчества и фамилии родителей, уметь перечислять всех членов семьи;
    • название города, в котором он живёт, свой домашний адрес, телефон, основные достопримечательности родного города;
    • быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности;
    • названия видов транспорта и уметь их различать;
    • быть знаком с наиболее значимыми профессиями;
    • названия месяцев, последовательность времён года, их основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года, названия и порядок дней недели;
    • названия домашних и диких животных наших лесов, жарких стран и севера, их детёнышей, повадки и отличия, названия зимующих и перелётных птиц, уметь различать их;
    • различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания.

    Уметь:

    • рассказывать русские народные сказки, последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ, составлять рассказ по картинке;
    • различать гласные и согласные звуки, определять количество и последовательность звуков в словах, делить слова на слоги;
    • различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
    • уметь ориентироваться в пространства и на листе бумаги;
    • считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;
    • владеть ножницами и карандашом;
    • вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры;
    • рисовать карандашом геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать предметы, не выходя за их контуры.

    Первое сентября – торжественный и праздничный день для любого школьника, особенно для первоклассника. Дети с нетерпением, радостью, волнением ждут этого дня, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы он запомнился им на всю жизнь. Как организовать в этот день встречу вашего ученика после школы? Дадим несколько советов.

    Внимательно выслушайте всё, что расскажет вам ребёнок. Не перебивайте его даже тогда, когда он повторяет одно и то же по нескольку раз, ведь он слишком переполнен эмоциями. Спросите, что ему особенно понравилось, как выглядели дети и учительница, как её зовут, что она рассказывала первоклассникам. Пусть ребёнок расскажет о соседе по парте, об одноклассниках, о том, как выглядит класс.

    В этот день вся семья соберётся за праздничным столом. Здесь будут любимые блюда ребёнка: пироги, сладости, мороженое и др. Хорошо, если на письменном столе ребёнка будет стоять поздравительная открытка, небольшой сувенир (мягкая игрушка, красивая книга и др.). Пригласите на ужин близких людей, пусть они тоже придут с подарками и сувенирами.

    Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что 1 сентября - праздник, прежде всего детей, и он не должен стать поводом для застолья взрослых. Лучше уделите больше времени общению с ребёнком. Можно предложить первокласснику сделать рисунок на тему «Мой первый школьный день» и поместить его над письменным столом.

    Чтобы ребёнок научился хорошо и красиво писать, нужно помочь ему в этом. Присмотритесь, как ваш ребёнок выполняет движения пальцами: завязывает и развязывает шнурки, застёгивает и расстегивает пуговицы, берёт карандаш и т.д. Скорее всего, вы заметите неловкость и нескоординированность в его движениях. Помогут улучшить моторику вашего ребёнка следующие меры:

    • пальчиковая гимнастика,
    • занятия лепкой из пластилина,
    • рисование кисточкой красками, цветными мелками на доске,
    • штриховка фигур карандашом,
    • игры с мозаикой, конструктором и др.

    Главное – не отчаиваться, если у ребёнка сразу не получается. Используйте принцип: от простого к сложному. Сначала всё делайте вместе, потом пусть ребёнок постепенно осваивает операцию за операцией, затем он может что–то сделать с вашей помощью и только потом выполнять задание самостоятельно.

    Не торопите, не критикуйте.

    Главный инструмент успеха – похвала и поддержка.

            Успешность формирования навыка письма, особенно почерка, во многом зависит от соблюдения основных гигиенических правил. Они не сложны, но очень важны.

    Необходимо следить за посадкой ребёнка за столом. Научив его сразу сидеть правильно, вам не придётся потом переучивать его. Правильная поза, положение руки и координация движений позволяют сформировать технику письма, наиболее целесообразный графический навык, а значит сделать письмо удобным, чётким, быстрым.

    Итак, перечислим основные правила и положения.

    • Стол, за которым работает ребёнок, стул, на котором он сидит, должны соответствовать его росту.
    • Туловище нужно держать прямо, не сгибая ни вперёд, ни в стороны, не опуская плечи.
    • Грудь не касается стола – расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони.
    • Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол.    
    • Голова должна быть слегка наклонена вперёд так, чтобы глаза находились на расстоянии 20 – 30 см от листа бумаги.
    • Локти слегка выступают за край стола и находятся на расстоянии около10 см от туловища. Такая поза при письме не только удобна, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращать нарушения зрения и осанки.

            Если ребёнок праворукий, свет должен падать на стол слева.

    Почти четверть детей дошкольного возраста является леворукими. К сожалению, взрослые часто пытаются переучивать леворуких детей  - заставляют писать правой рукой. Этого делать категорически нельзя. Целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врождённым свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. Никакой патологии в леворукости нет, так уж распорядилась природа и у ребёнка доминирует правое полушарие мозга.

    При обучении письму не забывайте, что свет на тетрадь должен падать справа, тетрадь на столе должна лежать с небольшим наклоном вправо.

    На первый взгляд всё перечисленное кому-то может показаться несущественным. Но цена за невнимание к выполнению этих требований слишком велика – искривление позвоночника, нарушение зрения.

    Лучше сейчас потратить силы и время на то, чтобы научить ребёнка сидеть правильно, чем тратить их потом на визиты к врачам и лечение.

    Поступление в школу – важное событие в жизни ребёнка. Учёба в школе – нелёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающий, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику.

    Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как:

    • организованность,
    • ответственность,
    • самостоятельность,
    • настойчивость,
    • дисциплинированность.

    Понаблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в разных условиях общения и отметьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

    Рассмотрим характеристики этих качеств.

    О Р Г А Н И З О В А Н Н О С Т Ь :

    • умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, подчинение ей в своей деятельности;
    • умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление намеченных последовательно действий;
    • умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия, руководствуясь указаниями взрослых, сравнивать замысел с достигнутым результатом;
    • умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;
    • внешняя организованность: порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы.

    О Т В Е  Т С Т В Е Н Н О С Т Ь :

    • понимание ребёнком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;
    • умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать, если получилось неудачно, искать наиболее рациональные приёмы;
    • удовлетворение от того, что дали поручение, беспокойство за успех;
    • умение оценить результат труда.

    С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь :

    • охотное принятие ребёнком предложения что-либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;
    • выполнение задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;
    • умение выполнить работу без посторонней помощи;
    • умение преодолевать трудности и достигать результата;
    • моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

    Д И С Ц И П Л И Н И Р О В А Н Н О С Т Ь :

    • охотное и своевременное выполнение требований взрослых, а также поручений и обязанностей;
    • умение удерживать себя от поступков, идущих вразрез  с требованиями дисциплины.

    Н А С Т О Й Ч И В О С Т Ь :

    • умение длительное время мобилизировать усилия к достижению поставленной цели и достигать её;
    • преодоление трудностей и препятствий, встречающихся на пути к достижению цели;
    • доведение начатого дела до конца.

    Как незаметно, как быстро летит время! Вот только недавно, кажется, принесли из родильного дома маленький тёплый комочек – и вот уже пришла пора подумать о том, что школьные годы не за горами.

     Давно уже нет надобности в погремушках и матрёшках, вместо «каляк – маляк» у ребёнка получаются рисунки, и какое удовольствие наблюдать, как малыш склонился над книгой…

    Седьмой год жизни – ответственный и трудный. Вольная, беззаботная жизнь, полная прелестей детства, подходит к концу. Прощай, детский садик, какими смешными скоро покажутся все возникавшие там проблемы! Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьёзные испытания. Ребёнок должен вступить в новый коллектив, а это всегда не просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но при этом как важно, чтобы маленькому человеку было комфортно, легко, интересно.

    Ребенок должен приспособиться к новому, школьному режиму, совсем не такому, как в детском саду или дома. Его будет окружать множество взрослых людей, множество учеников – как не затеряться в этом море, как остаться самим собой и находить с окружающими общий язык?

    Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да ещё при этом был бодр, весел и здоров,- помогите ему. Семья – это тыл за спиной у ребёнка. Прежде всего, в семье он ищет опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или счёту. Потребуется заранее приложить немало усилий – зато и результат порадует.

    Будущий первоклассник должен стремиться к школе осознанно, то есть иметь так называемую положительную школьную мотивацию. Есть интерес к учению – есть мотив к учебной деятельности, а это означает, что ребёнок хочет учиться.

    Но когда вы постоянно предупреждаете ребёнка о том, что «вот в школе тебе не позволят», «не будешь делать сейчас, в школе придётся», «тебя вообще в школу не возьмут», не ждите от маленького человека желания учиться в школе. Это не означает, что взрослые должны постоянно в радужных красках расписывать школьную жизнь, изображая её как непрерывный праздник, на котором ждут только успехи и отличные отметки.

    Постоянно на разных примерах, объясняйте ребёнку: для того, чтобы учиться, нужно прикладывать усилия. Не всегда приходится делать то, что нравиться. Результат получается не сразу. Такому повзрослевшему, уже почти школьнику, надо следить за своим поведением, уметь вести себя как следует, поэтому многим нашим детям не особенно хочется за парту.

    Что делать, если ребёнку не хочется в школу?

    Самый простой, казалось бы, способ – заставить! Ограничить игры, твердить «ты должен», «так надо»… Но тогда занятия будут представляться как тяжкий труд – что в этом привлекательного? Работа из-под палки не принесет удовольствия, не доставит радости.

    Как же воспитать у ребёнка интерес к учению, желание учиться и при этом не отрывать его от чудесного мира детской игры, ведь детство проходит так быстро и  уже не повторяется в будущем…

    Позволим себе несколько советов:

    • Прежде всего, как это  покажется банально, любите ребёнка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание заниматься с ребёнком должно быть совершенно искренним – вы с удовольствием с ним общаетесь, а не повинность отбываете.
    • Вы должны быть по – настоящему заинтересованы занятиями, ребёнок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа или бабушка с дедушкой) – это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама так радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!
    • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. «Вот Андрей прекрасно читает, а ты…», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т.д. Такие сравнения обижают и  отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребёнка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».
    • Отмечайте небольшие достижения ребёнка, как громадные победы. Похвалить за дело – не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше всё получится.
    • Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идёт постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые. Новые знания базируются на уже усвоенных.
    • Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребёнку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений.

    Теперь попробуем определить, есть ли у вашего ребёнка желание учиться – хочет ли он в школу?

    Попробуйте задать сыну или дочери следующие вопросы, а ответы, которые получите, запишите:

    1. Ты хочешь учиться в школе?
    2. Почему ты хочешь поступить в школу?
    3. Может быть, ты хочешь ещё год ходить в детский сад (оставаться дома)?
    4. Тебе очень нравится в детском саду (дома)?
    5. Что тебе больше всего нравиться делать в детском саду (дома)?
    6. Ты часто просишь маму почитать тебе?
    7. Какие книжки твои любимые?
    8. Если я тебе предложу сейчас поиграть в школу, ты будешь учеником или учителем?
    9. Если будем играть в школу, что у нас будет длиннее – урок или переменка?
    10. Тебе хочется пользоваться пеналом, ручкой, тетрадками?
    11. Хотел бы ты учиться дома?
    12. Если у тебя не получается выполнить какое-то задание, ты будешь пытаться справиться или прекратишь попытки?

    Обратите внимание на ответы на вопросы № 1,3,5,6,8,9,11. Если будущий ученик действительно хочет в школу и это желание осознанно, то есть имеется положительный мотив, ответы будут примерно такими:

    1. Я хочу учиться в школе.

    3.     Я не хочу ещё год ходить в садик (оставаться дома).

    5.     Мне нравится, когда мы в садике рисуем, считаем, учим  

            буквы, делаем поделки.

    6.     Я прошу маму почитать, потому что мне интересно  

            слушать, когда мама мне читает.

    8.      Я буду учеником.

    9.     Лучше пусть урок будет длиннее.

    11.    Я хочу учиться в школе, а не дома.

    Конечно, ответы на вопросы теста могут не полностью совпадать с ключевыми. Но вам станет известно отношение будущего первоклассника к предстоящей учёбе в школе.

       

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "В школу - с радостью"

    Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

    Консультация для родителей "В школу - через год!"

    Консультация для родителей "В школу- через год!"...

    консультация для родителей "В школу с радостью"

    -Когда надо начинать готовить будущего первоклассника, учитывая сегодняшний темп жизни, постоянно усложняющиеся и разнообразные программы...

    Консультация для родителей: "В школу - не страшно!"

    . Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, счи...

    Консультация для воспитателей «В школу - с радостью»

    Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единс...

    Консультация для родителей «В школу собираемся!»

    Поступление в школу – это вхождение ребёнка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдёт ребёнок в новую жизнь, как сложится ...

    Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

    Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...