Главные вкладки

    Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга
    консультация (подготовительная группа)

    Ключникова Ольга Васильевна

    Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры на знакомство, игры на сплочение, игры на стабилизации психоэмоционального состояния детей. Важно, чтобы учитель,особенно первое время, организовывал и сам принимал активное участие в этих играх на переменах, после уроков. Данные игровые технологии незаменимы в этот непростой переходный период каждого человека.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ г. Иркутска детский сад № 173

    Консультация для учителей начальной школы

    «Применение игровых технологий в начальной школе

    как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

    Педагог – психолог

    Ключникова Ольга Васильевна

    1) В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. И. Писарев

    2) Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

    3) «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным -

    вот задача первоначального обучения». К.Д. Ушинский.

    ИГРА

    И – интересно

    Г – грандиозно

    Р – результативно

    А – актуально

    В детский сад часто обращаются родители наших выпускников, сетуя, что слишком разнится отношение к детям в школе и детском саду. Хотелось бы порекомендовать использование психологических игровых технологий при организации адаптационного периода у первоклассников, для их психолого-педагогической поддержки в начале учебного года, для снятия психо–эмоционального напряжения и для развития эмоциональных процессов детей, умения дружить.

    Игры рекомендуются в следующей последовательности:

    1. игры на знакомство;  
    2. игры на сплочение;
    3. игры на контактность;
    4. игры на стабилизацию эмоционального фона.

    Данная последовательность игр способствует мягкой адаптации младших школьников. Игры на знакомство в первые дни пребывания детей в школе помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме. Затем целесообразно использование игр на сплочение детского коллектива, потом применение игр на контактность, которые помогут сплотить первоклассников, будут способствовать сотрудничеству детей, а в заключении использовать игры на стабилизацию эмоционального фона, для улучшения психологического и эмоционального благополучия детей.

    Совместные игры с детьми на переменах, до и после уроков, помогут и учителю стать любимым и авторитетным у детей, избежать многих трудностей становления нового детского коллектива и трудностей взаимоотношений с некоторыми учениками и их родителями.

    Игры на знакомство:

    Желательно с использованием интерактивного пособия «Парашют» (показ), т.к. его круглая форма, красочность задают нужное направление играм.

    «Давай-ка познакомимся!»

    Цель: объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

    Дети становятся в круг (или сидят по кругу на парашюте). Ведущий:

     «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросает мяч одному из игроков (или прокатывая по парашюту). Тот ловит мяч, называет свое имя, потом бросает мяч другому игроку, при этом произносит: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее.

    «Хоровод знакомства»

    Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать на предложенные задания.

    Все дети, взявшись за руки, водят хоровод (держась за «Парашют») со словами:

    Мы по кругу ходим, ходим,

    Познакомиться хотим,

    Стоят лишь те, кого зовут... (Маши),

    Ну, а мы с вами - сидим».

    После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается. 

    «Откроем сердце другу»

    Цель: познакомиться с детьми, познакомить их между собой.

    Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет со шляпой по кругу.  Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.

    «Воробей»

    (если с «Парашютом» или с «Каруселькой», меняются ленточками, или пробегают под парашютом, меняясь местами)

    Цель: знакомство детей друг с другом, развитие ловкости, координации движений, быстроты реакций, выносливости, гибкости, образного мышления.

    Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга — в другом направлении, и при этом приговаривает:

    Скачет, скачет воробей — бей-бей,

    Собирает всех друзей — зей-зей.

    Много, много разных нас-нас-нас,

    Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.

    Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей. 

    «Здравствуйте» (по типу нар. игры «Пустое место»)

    Цель: знакомство учащихся друг с другом. Развитие умения быстро реагировать в создавшейся ситуации, выполняя действия, помогающие достигнуть цели задания.

    Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуйте!» и называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. 

    «Это – Я!»

    Цель: знакомство первоклассников друг с другом.  Умение узнавать друг друга по голосам.

    Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно– мужское, другое– женское.

    Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это– я» – и меняются местами. Задача ведущего– занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

    Игры на сплочение

    «Лавата»

    Цель: развивать память, внимание детей, развитие чувства сплоченности.

    Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: «Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та,

    Танец весёлый наш - это Лавата".

    Останавливаются и ведущий: "Мои плечи хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за плечи и снова начинают двигаться напевая. Далее: локти, плечи, пятки, ноги и т.п., главное - снять у детей тактильное напряжение.

    «Бесконечное кольцо»

    Цель: сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления.

    В круге, за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

    Поварята

    Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

    Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо.

    «Вежливые слова»

    Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

    С мячом в кругу дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

    «Массаж чувствами»

    Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

    Дети садятся "цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

    Игры на стабилизацию эмоционального фона настроения

    «Ха-ха-ха»

    Цель: развитие внимания, памяти, умения сдерживать свои эмоции.

    Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается, когда засмеется последний участник игры.

    «Воздушный шарик»

    Цель: умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.

    Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты». Смысл упражнения. Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

    «Семь свечей»

    Цель: умение снять эмоциональное напряжение посредством дыхательных упражнений.

    «Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатенённом помещении. Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

    «Абажур»

    Цель: умение контролировать эмоциональное напряжение посредством воображения. Инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно. Но в наших силах исправить ситуацию. Представьте, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...» Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

    «Дядюшка Трифон»

    Цель: умение снимать психоэмоциональное напряжение посредством групповой игры на копирование действий. В круге, за руки, распевают:

    «Как у дядюшки Трифона было семеро детей,

    Семеро сыновей, они не пили и не ели,

    Друг на друга всё смотрели. Разом делали, как я!»

    При последних словах все начинают повторять движения водящего. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым водящим, а старый водящий превращается в обычного игрока.

    «Море волнуется»

    Цель: профилактика психоэмоционального напряжения у младших школьников

    Предлагаем детям поиграть в морские волны. По команде застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Команды: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано. 

    «Золотые ворота»

    Цель: профилактика психоэмоционального напряжения у школьников.

    Двое детей встают рядом, взявшись за руки, и поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети парами встают друг за другом и берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

    Золотые ворота пропускают не всегда!

    Первый раз прощается, второй раз запрещается,

    А на третий раз не пропустим вас!

    После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся в «воротики». Постепенно количество детей в «воротах» увеличивается, а цепочка пробегающих уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами». 

    «Обзывалки»

    Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

    Инструкция «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например, «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

    После каждой игры желательно вводить элементы рефлексии:

    Примерные вопросы: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей

    Обсуждение. Участников просят поделиться ощущениями, возникшими в процессе выполнения упражнения, и самонаблюдениями, как по его ходу менялось их состояние. Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой, приёмом саморегуляции?

    Больше игр можно посмотреть в сборнике игр Памфиловой К.А. «Успешная адаптация первоклассников», Камышлов, 2015

    https://infourok.ru/sbornik-igr-uspeshnaya-adaptaciya-pervoklassnikov-979116.html

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

    Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

    Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

    Выступление из опыта работы по преемственности детского сада"Радуга" и школы по вопросу успешной адаптации детей к школьному обучению....

    «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

    Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специ...

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.

    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотруднич...

    проек "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

    Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать дет...