Консультация для родителей "Ребёнок идёт в школу".
консультация (подготовительная группа) на тему

Муковня Елена Сергеевна

Вопросы подготовки дошкольника к овладению грамотным письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vash_rebenok_idet_v_shkolu.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребенок идет в школу... Начало школьного обучения — переломный этап в жизни ребенка. Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Необходимое для школы условие — социальная зрелость — это потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму понимание школьной ситуации.

Нежелание учиться бывает в трех случаях:

1 Когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка «на отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.

2. Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх

перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).

3. Нежелание учиться возникает у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку. Не забывайте вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно получится! Да и мы рядом, поможем». Вам, родителям, необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у малыша была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера.

Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения!!!

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям.

Необходимость выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:

•        восприятие (цвета, величины, пространства, фигуры и т.д.);

•        внимание — в этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. когда интересно — ребенок внимателен, но и произвольное — когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может отсутствовать;

•        память — зрительная, слуховая, произвольное запоминание;

•        мышление — дошкольник должен уметь делать простые обобщения, классификацию, сравнения, исключения;

•        запас собственных знаний — в этом возрасте словарный запас должен достигать 4—5 тыс. слов.

Главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений.

Еще в понятие о готовности к школьному обучению входит развитие крупной и мелкой моторики. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней, «видеть клеточки» и четко вести по ним рисунок.

Следует помнить, что 6-летний ребенок не может писать непрерывно более трех минут, он устает, поэтому через 2—3 минуты нужно сделать перерыв.

Помните, родители: ребенку необходима похвала, даже за небольшие успехи в освоении  навыка письма.

Один из видов письма — штриховка. Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых, наклонных и волнистых линий, пробуют выполнить неотрывное соединение крючков, петелек, овалов.

Обращайте внимание на правильную посадку во время письма, ребенок должен правильно держать карандаш и ручку.

У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения успехов, необходимо постоянно поощрять е усилия ребенка и само его стремление узнать новое и научиться новому. Помните, что принудительное обучение бесполезно! Очень важно отвечать на все вопросы детей, помогать им при необходимости и избегать отри-цательных оценок деятельности ребенка.

Школьное обучение — это непрерывный процесс общения. Чтобы научить ребенка общаться, надо сформировать следующие навыки:  

- уметь слышать и слушать своего товарища;

- говорить самому только после того, как собеседник закончит о мысль;

-  пользоваться словами вежливого общения;

- избегать грубостей.

 Главной причиной затруднений в учебной работе является частичное отставание познавательных и моторных функций. В школьном возрасте частичные нарушения усиливаются и из-за чрезмерной нагрузки на нервную систему, что ведёт к неврозам и защитной агрессивности.

     Для овладения письменной речью необходимы два основных условия:

 - осознание своей речи (в то время как устная речь протекает неосознанно);

 - произвольное владение ею.

     Специфические нарушения письма у детей подразделяются на дисграфию и дизорфографию.

 Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия.

Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.

Дисграфия (нарушение письма, расстройство письменной речи) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, представляет собой нарушение фонематического принципа правописания.

В письме к специфическим дисграфическим ошибкам относятся следующие:

1. Ошибки фонематического восприятия — в основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Смешение букв указывает на то, что пишущий ребенок выделил в составе слова определенный звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Смешиваются обычно следующие фонемы:

парные звонкие и глухие согласные

д—т («тавно» — давно)        ж—ш («снешок» — снежок)

з—с («кослик» — козлик)        г—к («досга» — доска)

б—п («попеда» — победа)        в—ф («фьюга» — вьюга);

лабиализованные гласные фонемы

о—у («дедошка» — дедушка)                ё—ю («самолют» — самолёт)

сонорные согласные фонемы

р—л («лабота» — работа)                й—л («солька» — сойка)

свистящие и шипящие согласные

с—ш («шиски» — шишки)        з—ж («скажал» — сказал)                с—щ («сенок» — щенок)

аффрикаты

ч—щ («чепки» — щепки)        ч—ц («чапля» — цапля)                ч—т («девотька» — девочка)

ц—т («пцицы» — птицы)                ц—с («куриса» — курица)

2. Ошибки графического характера — ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Затруднение написания печатных букв из-за свойства зеркальности

Б

В

Г

Д

Е

Ё

З

И

Й

К

Л

Р

С

У

Ц

Ч

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Затруднение написания букв рукописного шрифта по оптическому и кинетическому сходству

Буквы рукописного шрифта, имеющие оптическое сходство        

    С-Е

Л-И

О-С

М-Ш

У-Д-З

В-Д

Буквы рукописного шрифта, имеющие кинетическое сходство

О-А

Х-Ж

Б-Д

Ч-Ъ,Г-Р

И-У, У-Ч

Н-Ю, И-Ш

П-Т, п-т

Л-Я, Н-К

Л-М, л-м

А-Д

3.        Ошибки при искажении слоговой структуры слов — основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыком анализа звуко-слогового состава слов и поэтому просто не представляет себе их структуры (то есть количества звуков в слове и порядка их следования друг за другом).

        пропуски гласных, согласных, целых слогов («снки» — санки, «ки-чат» — кричат, «дорве» — здоровье);

        перестановки букв и слогов («довр» — двор, «пугисла» — пустила);

        вставки букв («шекола» — школа, «девочика» — девочка, «гулямем» — гуляем).

4.        Ошибки на уровне слова

        раздельное написание частей одного слова («и дут» — идут, «на чалось» — началось, «б рат» — брат);

        слитное написание служебных слов (предлогов, союзов) с последующим или предыдущим словом («ветки елии сосны» — ветки ели и сосны, «кдому» — к дому, «надерево» — на дерево);

        контаминации слов («лептбау» — лепят бабу, «блзм» — была зима);

        морфемный аграмматизм проявляется в операции словообразования (рука — «рукища», нога — «ноги-ща»; хвост лисы — «лисичий хвост»; «пять окнов»; «красная яблоко»; «на деревьев»; «Пожарник поливает пожар» — вместо «заливает»; «Лосиха присторожилась» — вместо «насторожилась»),

5.        Ошибки на уровне словосочетания и предложения

        отсутствие обозначения границ предложения — заглавных букв и точек («гуси вышли содвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынет» — Гуси вышли со двора. Пошли на пруд. Встали на берег. Посмотрели на пруд. В пруду воды нет.);

        трудности употребления предлогов — их могут опускать, заменять, удваивать («вызвал доске», «играю из девочкой Леной», «в прохладную воду в чистой реки», «мой щенок збелом и сером пятном»);

        разнообразные аграмматизмы, то есть нарушение связи слов: согласования и управления («большая белая пятно», «ворона перезимовало», «уже зеленеет всходы», «на ветках деревьях», «упал с санкох»).

Рассмотренные выше специфические ошибки следует отграничивать от так называемой эволюционной, или ложной дисграфии, которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

Ошибки начинающих обучение школьников могут быть объяснены трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями письма.

Признаками незрелого навыка письма, могут быть:

        отсутствие обозначения границ предложений;

        слитное написание слов;

        нетвердое знание (забывание) букв, особенно прописных;

        нехарактерные смешения;

        зеркальная обращенность букв.

Наличие таких ошибок не доказывает существование дисграфии, если эти ошибки единичны и нестойки.

Если же ребенок допускает постоянно ошибки в тех словах, написание которых не расходится с произношением и они кочуют из работы в работу, — это истинная дисграфия. Диагностировать дисграфию можно только со 2-го класса.

Дизорфография — нарушение усвоения ребенком орфографических норм, проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

Эти два нарушения письменной речи тесно связаны между собой, имеют в своей основе единый механизм — несформированность языкового (речевого) развития. У детей с дисграфией выявляется большое количество стойких орфографических ошибок.

Очень часто учителя и родители считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. Заставляют ребенка больше писать диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе.

Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий, ежедневные тренировочные диктанты лишь умножают неудачи ребенка, вызывая в нем неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

Основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможной. Это достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи. В свою очередь, это помогает детям быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они не умеют применять на практике.

У детей с ОНР имеет место отставание в речевом развитии, приводящее к трудностям усвоения школьной программы по русскому языку. Дети с явными признаками отставания в речевом развитии неизбежно встречаются в школе с большими или даже непреодолимыми трудностями в усвоении и реализации на письме грамматических правил. Особенно большие сложности возникают при овладении морфологическим анализом слов и при подборе проверочных слов.

Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. К середине 2-го класса ребенок уже может стойко отставать по всем предметам. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы. А в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.

Таким образом, при недостаточно сформированной устной речи письменная речь не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находиться в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что если ребенку-дошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дошкольного возраста дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку.

Дислексия— частичное нарушение процесса чтения. При дислексии чтение носит угадывающий характер, темп его резко замедлен, одновременно нарушается и письмо В основе дислексии чаще всего лежат отклонения в развитии устной выражающиеся в ограниченном словаре, нарушении грамматического оформления речи, а также в сниженном фонематическом слухе и недостатках произношения.

Характерные стойкие, повторяющиеся ошибки при чтении:

 -   неправильное прочтение буквы;

  -    замены, смешения по оптическому сходству: шавель или цавель вместо щавель;

  -      замены акустически или артикуляторно: суба вместо шуба, сыплёнок вместо цыплёнок,

  -    непрочитывание окончаний слов, «съедание» конца слова;

  -      неправильные ударения;

  -    пропуски слов и целых строк;

   -  недостаточное или искаженное понимание прочитанного, чтение «по догадке».

У всех детей, у которых есть дислексия, есть и дисграфия. А у дисграфиков может и не быть дислексии. Сначала ребенка учат читать, а потом писать.

Родители должны помнить

        Нарушения чтения и письма не проходят сами собой, не могут быть преодолены обычными школьными методами. Они требуют специальной логопедической помощи. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем быстрее и устойчивее будет результат.

        Коррекция нарушений чтения и письма наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Срочно обратитесь к школьному логопеду! Ваш ребенок нуждается в специальных коррекционных заданиях. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладеть школьными знаниями.

Только при условии достаточной сформированности у дошкольников всех сторон устной речи можно ре-

ально рассчитывать в дальнейшем на их нормальную успеваемость по русскому языку. До тех же пор, пока большинство детей будут и дальше продолжать поступать в школу с явным недоразвитием устной речи, проблему нынешней безграмотности большинства учащихся массовых школ не решить.

Литература

1        Азова О. И Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. — М., 2013.

2        Вакуленко А. С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. — СПб., 2012.

3        Ефименхова А. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.

4        Ефименкова А. Н., Миса-ренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. — М., 1991.

5        Парамонова А. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. — СПб., 2008.

6        Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительской конференции в ДОУ «Ваш ребёнок идёт в школу»

Предлагаемый материал поможет организовать родительскую встречу по актуальным вопросам подготовки детей к школьному обучению, с участием учителей начальных классов и психолога школы, инспектора ГИБДД,...

Презентация "Ваш ребёнок идёт в школу"

В презентации рассказывается о критериях  готовности ребёнка к школе, даны рекомендации родителям будущих первоклассников, несколько тестов на готовность, разработаны памятки для родителей....

Консультация для родителей "Ваш ребёнок идёт в школу".

В материале даются рекомендации родителям о том, в чём должен ориентироваться будущий первоклассник....

Сценарий выпускного бала "Дюймовочка идёт в школу"

Сценарий выпускного бала со сказочной основой....

"Золушка идёт в школу" Сценарий выпускного утренника подготовительная к школе логопедическая группа

          «Золушка идет в школу» Сценарий  выпускного утренникаподготовительная к школе  логопедическая ...

Консультация для родителей «Ваш ребёнок идёт в школу»

                ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2101       Консул...

Консультация "Ваш ребенок идёт в школу"

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу...