"Как мы учим дошкольников решать проблемы"
консультация (старшая группа) по теме

БАТИНОВА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА

 

 

    Для успешной адаптации и самореализации ребёнка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приёмов воспитания. Основная наша задача подготовить ребёнка в завтрашний день.

    Именно они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе, из множества (потока) проблем. Это потребует от них умение правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а, значит, строить свою жизнь более организованно, разумно интересно.

Задачи:

1. Расширять представление детей об объектах окружающего мира.

2.Продолжать развивать речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос.

3.Учить находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах.

4.Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формировать противоречие на полуактивном этапе и решать его, побуждать к выбору лучшего решения.

      С самого раннего детства ребёнок наблюдает за случаями, которые происходят у него на глазах. Иногда он сам становится участником каких-либо событий. Выводы, сделанные вследствие пережитого, являются постепенным накоплением жизненного опыта. Именно поэтому дети ещё в дошкольном возрасте должны адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, делать обобщение. Всё это поможет им в дальнейшем адаптировать к разным ситуациям.

 

    За основу построения работы с творческой задачей мы взяли алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук.

 

 Шаг №1 – обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг №2 – формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг№3 – формулировка противоречия.

Шаг №4 – ИКР (идеально конечный результат) – сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг №5 – обследование ресурсов объектов для решения противоречий.

Шаг №6 – формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг №7 – рефлексия: Что делали? Как ? Зачем?

 

    Проблемные ситуации подбирали таким образом, что они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года: «Как полить цветы без лейки», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки», «Надо расчистить дорожку от снега А лопатки нет», «Как играть в песок без совка?»,

   

    Сказочные ситуации брали из знакомым ребятам сказок «Как козлятам не пустить волка в дом?» «Как Маше не заблудиться в лесу?», а так же из стихотворений А. Барто любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождём?», «Как девочке быстро найти козлёнка в лесу?»

 

    В самом начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведение предварительной работы, «введение детей в проблему» с целью выявления закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решение проблемы. В предварительную работу мы включали чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдение, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепка, конструирование, подвижные игры, и т. д.

 

    Так, например, перед решением проблемной ситуации «Будем рисовать красками, а кисточек нет» проводится предварительная работа – рисование разными способами. Перед  решением проблемной ситуации «Нужно слепить снеговика, а снега мало», мы с детьми лепили разные снежные фигуры разной величины, на занятии по изобразительной деятельности знакомились со способом налепа («Вазочка»); перед решением творческих задач «Как Маше не заблудиться в лесу?» проводилась игра с лабиринтами и т. д.

 

    Мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте ещё не устойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется схема положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребёнка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т. п.).

 

    Сам объект ситуация схематизируется на доске (или листе ватмана). Все схемы зарисовки проблемных ситуаций мы складываем в файловую папку и предоставляем в свободное пользование детям.

 

    Определив вместе с детьми решение проблемной ситуации, каждому ребёнку мы предлагаем почувствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козлёнка, нарисовать иголки для ёжика, «спрятать» зайку под листок. Это способствует осознанию ребёнка своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решать проблему!»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

"Как мы учим дошкольников решать проблемы"

 

    Для успешной адаптации и самореализации ребёнка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приёмов воспитания. Основная наша задача подготовить ребёнка в завтрашний день.http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/p86_061.jpg

    Именно они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе, из множества (потока) проблем. Это потребует от них умение правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а, значит, строить свою жизнь более организованно, разумно интересно. 

Задачи:

1. Расширять представление детей об объектах окружающего мира.

2.Продолжать развивать речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос.

3.Учить находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах.

4.Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формировать противоречие на полуактивном этапе и решать его, побуждать к выбору лучшего решения.

      С самого раннего детства ребёнок наблюдает за случаями, которые происходят у него на глазах. Иногда он сам становится участником каких-либо событий. Выводы, сделанные вследствие пережитого, являются постепенным накоплением жизненного опыта. Именно поэтому дети ещё в дошкольном возрасте должны адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, делать обобщение. Всё это поможет им в дальнейшем адаптировать к разным ситуациям.

 

    За основу построения работы с творческой задачей мы взяли алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук.

 

 Шаг №1 – обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг №2 – формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг№3 – формулировка противоречия.

Шаг №4 – ИКР (идеально конечный результат) – сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг №5 – обследование ресурсов объектов для решения противоречий.

Шаг №6 – формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг №7 – рефлексия: Что делали? Как ? Зачем?

 

    Проблемные ситуации подбирали таким образом, что они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года: «Как полить цветы без лейки», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки», «Надо расчистить дорожку от снега А лопатки нет», «Как играть в песок без совка?»,

   

    Сказочные ситуации брали из знакомым ребятам сказок «Как козлятам не пустить волка в дом?» «Как Маше не заблудиться в лесу?», а так же из стихотворений А. Барто любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождём?», «Как девочке быстро найти козлёнка в лесу?»http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/repka6.jpg

 

    В самом начале работы по решению творческих заданий возникла необходимость проведение предварительной работы, «введение детей в проблему» с целью выявления закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решение проблемы. В предварительную работу мы включали чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдение, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепка, конструирование, подвижные игры, и т. д.

 

    Так, например, перед решением проблемной ситуации «Будем рисовать красками, а кисточек нет» проводится предварительная работа – рисование разными способами. Перед  решением проблемной ситуации «Нужно слепить снеговика, а снега мало», мы с детьми лепили разные снежные фигуры разной величины, на занятии по изобразительной деятельности знакомились со способом налепа («Вазочка»); перед решением творческих задач «Как Маше не заблудиться в лесу?» проводилась игра с лабиринтами и т. д.http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/p86_j04097131.jpg

 

    Мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте ещё не устойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется схема положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребёнка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т. п.).

 

    Сам объект ситуация схематизируется на доске (или листе ватмана). Все схемы зарисовки проблемных ситуаций мы складываем в файловую папку и предоставляем в свободное пользование детям.

 

    Определив вместе с детьми решение проблемной ситуации, каждому ребёнку мы предлагаем почувствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козлёнка, нарисовать иголки для ёжика, «спрятать» зайку под листок. Это способствует осознанию ребёнка своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решать проблему!»).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок для детей подготовительной к школе группе: "Учим дошкольников решать задачи"

Среди причин возникновения трудностей при обучении грамоте в школе выделяются и такие, как:  1. Функциональное несовершенство руки ребёнка дошкольного возраста. Не закончено окостенени...

Садик в радость! Решаем проблемы адаптации.

Когда приходит время отдавать ребенка в детский сад, родители беспокоятся за него. С этим сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей связано много переживаний и вопросов. Как дол...

Консультация для родителей «Всегда ли родители должны решать проблемы детей в саду»?

Дети в саду разные. Есть такие, которые не всегда могут дать отпор или делают это нерешительно. А есть наоборот такие, которые кидаются на всех с кулаками. Их очень быстро начинают считать хулиганами ...

Решаем проблемы легко и весело!

Данный материал отражает алгоритм решения проблемы с помощью технологии ТРИЗ, а также включает авторские методические приемы. Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста....

Решаем проблемы, играя с детьми.

 От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребёнка в детском коллективе, и успешность/не успешность его социализации и др....

«Как решается проблема повышения двигательной активности детей в группе»

Игрой надо руководить так, чтобы детям доставляло удовольствие от ее процесса. Дать возможность участникам проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Воспитатель должен заинтересо...