Решаем проблемы легко и весело!
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Николаева Елена Алексеевна

Данный материал отражает алгоритм решения проблемы с помощью технологии ТРИЗ, а также включает авторские методические приемы. Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problema.docx169.37 КБ

Предварительный просмотр:

Решаем проблемы легко и весело!

Что такое творчески мыслящий человек? В первую очередь, это тот, кто умеет мыслить нестандартно, чье мышление выходит за рамки обусловленных внешними факторами обстоятельств. Однако в большинстве случаев образовательный процесс сводится к тому, чтобы передать воспитанникам строго обозначенный набор имеющихся в арсенале педагога знаний. Можно ли утверждать, что данная система образования может помочь взрослеющему ребенку решать жизненные задачи, которые очень часто требуют нестандартного подхода? Как показывает практика, именно стереотипность мышления, заложенная в детстве, становится краеугольным камнем в решении различного рода проблем и творческих задач.

На мой взгляд, разработанный Генрихом Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных методик по формированию творческого мышления, которое способно успешно решать проблемы и противоречия современных реалий. Мой двухлетний опыт работы в данном направлении с детьми старшего дошкольного возраста – тому подтверждение.

На первом этапе достаточно много времени мы уделили работе с противоречиями, так как именно противоречие лежит в основе любой проблемы. В ходе выполнения различных творческих заданий дети учились находить объект, к которому предъявляется претензия, выявлять противоречивые свойства у этого объекта, а также формулировать противоречие. Для достижения этих целей были использованы различные игры и тренинги: «Найди противоположное слово», «Перевертыши», «Маятник», «Хорошо-плохо», «Волшебник «Наоборот» и т.д.

На следующем, втором этапе, дошколята приступили к поиску способов решения проблемы и лежащего в ее основе противоречия. Для облегчения этой работы вместе с детьми мы придумали 5 «ключей» для решения проблемы:

  1. Ключ «Я сам» - в решении проблемы дети используют имеющийся на текущий момент собственный опыт и знания, не подключая дополнительные внешние ресурсы (пример: дети самостоятельно убираются в группе в пределах своих возможностей).
  2. Ключ «Помощь взрослых» - дети обращаются за помощью к родителям или сотрудникам детского сада (пример: дети просят родителей изготовить кормушки для птиц, воспитателей – повесить на деревья, чтобы подкармливать пернатых в течение зимы).
  3. Ключ «Научный» - поиск способов решения проблемы с помощью научно-технических изобретений, либо получение информации из доступных источников – Интернета или книг (пример: чтобы почистить палас, можно применить пылесос; в Интернете можно узнать, как решают проблему засухи жители жарких стран).
  4. Ключ «Волшебники» - помогает использовать функции преобразования (прием «Волшебники-преобразователи» по технологии ТРИЗ) для решения проблемы (пример: Волшебник «Машина времени» позволяет перенестись в прошлое и позаимствовать какие-либо идеи у первобытных людей).
  5. Ключ «Эврика!» - это неисчерпаемый ресурс для поиска творческих решений, которых пока еще не существует в природе.

Необходимо уточнить, что последние два ключа активизируют мыслительную деятельность, направленную на развитие творческого воображения, и поэтому очень часто выходят за рамки существующей реальности. Однако педагогу не следует ограничивать полет детской фантазии, а наоборот – поощрять ее, ведь очень многие идеи, поначалу казавшиеся абсурдными (летательные аппараты, мобильные телефоны и т.д.), воплотились в жизнь.

ФОТО «Ключи»

решений и выбор лучшего из них для конкретной ситуации, иначе говоря -  выведение идеального конечного результата (ИКР).

В помощь детям на данном этапе был разработан метод «Волшебный цветок», который включает 4 аспекта идеального решения: дешево (минимальные денежные затраты), быстро (минимальные затраты по времени), просто (минимальные затраты человеческой энергии и сил), экологично (в мире и согласии с  окружающим пространством). В ходе совместного обсуждения различных идей через призму этих аспектов, дети последовательно собирают «цветок» и  приходят к идеальному конечному результату.

ФОТО «Волшебный цветок»

На последнем, четвертом этапе, проводится рефлексия проведенной работы, в ходе которой дошкольники обучаются умению выводить правила и закономерности, а также уроки, которые были получены благодаря возникшей проблеме. Дети учатся воспринимать любую проблему как импульс для своего роста и развития, как возможность узнать много нового и интересного.

В заключение хочется выразить уверенность, что систематическая работа с проблемами в соответствии  с вышеприведенным алгоритмом позволит старшим дошкольникам сформировать ярко выраженное творческое мышление и высокую познавательную активность, которые позволят им успешно адаптироваться к школе вне зависимости от системы обучения.  

Автор:  воспитатель МБДОУ «Детский сад № 130» г. Чебоксары

Николаева Елена Алексеевна.

Литература:

  1. Сидорчук Т.А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста./ В сб. «Дошкольник. Образование. Инновации»: методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской обрасти в 2008 – 2009 учебном году. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008.
  2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – М.: Альпина Паблишер, 2015. - 14 с.
  3.  Корзун, А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] / А.В. Корзун. – Мн.: Университетское, 2010. – 87 с.
  4. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.И. Гин. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 56 с.
  5. Прохорова, Л.Н. Педагогические условия развития креативности старших дошкольников [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: защита 04.09.2000 / Л.Н. Прохорова. – Владимир: ВГПУ, 2000. – 19 с.
  6. Скворцова, В.О. Интеллект + креатив: развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / В.О. Скворцова. – М.: Феникс, 2012. – 219 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Садик в радость! Решаем проблемы адаптации.

Когда приходит время отдавать ребенка в детский сад, родители беспокоятся за него. С этим сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей связано много переживаний и вопросов. Как дол...

"Как мы учим дошкольников решать проблемы"

Для успешной адаптации и самореализации ребёнка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приёмов воспитания. Основная наша задача ...

Консультация для родителей «Всегда ли родители должны решать проблемы детей в саду»?

Дети в саду разные. Есть такие, которые не всегда могут дать отпор или делают это нерешительно. А есть наоборот такие, которые кидаются на всех с кулаками. Их очень быстро начинают считать хулиганами ...

Решаем проблемы, играя с детьми.

 От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребёнка в детском коллективе, и успешность/не успешность его социализации и др....

«Как решается проблема повышения двигательной активности детей в группе»

Игрой надо руководить так, чтобы детям доставляло удовольствие от ее процесса. Дать возможность участникам проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Воспитатель должен заинтересо...