Как решать проблемы поведения с помощью сказок: инструкция от сказкотерапевтов
консультация

Леонтьева Дарья Олеговна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_reshat_problemy_povedeniya_s_pomoshchyu_skazok.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как решать проблемы поведения с помощью сказок: Оригинал - Схема вышивки «Сказочный гном» - Автор «irenidanna» - Авторы -  Вышивка крестом

инструкция от сказкотерапевтов

На терапевтическом потенциале сказок основан метод сказкотерапии. В сказочных образах спрятаны ситуации, с которыми сталкивается каждый: выбор пути, преодоление своих страстей. Отождествляя себя с героями, ребёнок учится понимать себя и других людей.

Сказкотерапия может быть гораздо эффективнее нотаций: сказки помогают взглянуть на проблему отстранённо, ведь это история не про ребёнка, а про зайчика или мишку. Не травмируя ребёнка, взрослый может узнать, что волнует малыша, найти подход к его проблеме и вместе поработать над решением.

Правила сказкотерапии

Пространство должно быть безопасным, а ваш тон – ровным и доброжелательным. Даже если вам не нравятся ответы или реакция детей, попробуйте найти игровой момент.

Избегайте назидательного тона, порицательных и гневных высказываний относительно поступков сказочных героев и их прямых проекций на малыша.

Постарайтесь проследить зависимость поступков и последствий. Плохо поступил – результат был печальным. Изменил своё поведение – и сказка закончилась хорошо.

Прочитайте сказку заранее, продумайте реплики, вопросы. Помните «золотое правило сказки»: сюжет призван не уличить маленького хулигана, а показать альтернативу. Почему сказочный персонаж совершал плохие поступки и к чему это привело? Что заставило его измениться и как изменилась ситуация?

Когда поможет сказкотерапия

Детский психолог-сказкотерапевт Ирина Терентьева, основатель портала «Детология», о зонах применения сказок:

  • работа с детскими страхами – темноты, смерти, одиночества;
  • проживание стресса и негативных эмоций;
  • помощь в подготовке к новым событиям – когда ребёнок идёт в садик, школу, в семье появляется младенец;
  • коррекция коммуникативных проблем – конфликты с родителями и сверстниками;
  • самообслуживание: гигиена, чистка зубов, умение убираться, одеваться, помогать по дому;
  • мотивация к учёбе;
  • расслабление, настрой на спокойный сон;
  • изучение основ безопасности: вместо нотации о том, как опасно убегать от мамы на улице, рассказываем про это сказку.

Если ребёнок кусается

Пригласите послушать сказку вместе с ребёнком его любимые игрушки.

Прочитайте этой компании сказку Григория Остера «Когда начинают кусаться». Рассмотрите иллюстрации Леонида Шварцмана.

Порассуждайте вместе: когда хочется кусаться? Когда обижены и злы или когда грустно?

Поспрашивайте у игрушек, что они думают по этому поводу. Пусть их мнение озвучит ребёнок, или разыграйте сценку сами. Дети охотно включаются в игру и даже в пассивной роли слушателя оказываются под большим впечатлением.

В сюжет можно ввести «пострадавшего»: пусть ребёнок расскажет от его имени, как было больно и обидно.

Если трудно признать вину и сложно просить прощения                     Расскажите ребёнку сказку Софьи Прокофьевой «Не буду просить прощения» про мальчика Васю и Великие Холода, которые наступают, когда кто-то поссорился с мамой и не извинился.

Рассмотрите эмоции мамы и Васи на иллюстрациях из «Любимой книги сказок с подсказками».

Сказка длинная, чтение можно разделить на 5–6 сеансов, рассуждая после каждого фрагмента.

Обсудите с ребёнком причины ссоры Васи с мамой. Почему ему так трудно было попросить прощения? Вспомните, был ли у ребёнка успешный опыт извинений. Что он чувствовал в тот момент? Расскажите о своём опыте тоже.

Проиграйте несколько вариантов развития событий после наиболее ярких фрагментов. Проиграть можно с помощью игрушек, рисунков, пальчикового театра.

Если ребёнок часто обижается

Прочитайте сказку Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Рассмотрите иллюстрации Владимира Сутеева.

Понаблюдайте вместе с ребёнком за храбрым енотиком. Как вёл себя «тот, кто сидел в пруду», когда енотик грозил ему палкой, и что произошло, когда енотик улыбнулся.

Послушайте песенку про улыбку. Поиграйте с зеркалом: понаблюдайте за реакцией на доброжелательное, улыбчивое выражение лица и на хмурое, сердитое.

Если ребёнок боится

Боятся многие дети, это возрастная норма: до семи лет активно развивается воображение и мышление. Дети придумывают чудовищ и сами их пугаются. Ни в коем случае нельзя обесценивать эмоции ребёнка. Отличный способ справиться с монстром – смех: нарисуйте и рассмешите свой страх.

Сказки для борьбы со страхами:

  • «Чудище-горынище». Русская народная сказка в пересказе Георгия Науменко;
  • «Трусливый Ваня», Константин Ушинский;
  • «Прожорливый башмак», Алексей Толстой;
  • «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», Самуил Маршак;
  • «Приключения муравьишки», Виталий Бианки.

Помогите ребёнку представить себя в образе героя и пройти вместе с ним все испытания. Ребёнок должен увидеть ситуацию страха извне, понять её несостоятельность. Не торопитесь, задавайте вопросы по ходу рассказа.

В минуту сильного страха Вани или Муравьишки попробуйте задуматься от их лица, осмотреться, проанализировать происходящее. Такое поведение со временем станет для ребёнка привычкой и позволит справиться со страхами.

Сегодня издатели выпускают сборники сказок с заранее подготовленными подсказками и вопросами для обсуждения с ребёнком.

Если ребёнок хочет всё знать

Книги серии «Энциклопедия в сказках» от кандидата педагогических наук и мамы троих детей Наталии Немцовой совмещают сказку и энциклопедию. С помощью сказочных образов книги рассказывают о явлениях физики, географии, истории, биологии.

Где находится край света? Почему падают звёзды? Куда уходит лето? Факты представлены в форме волшебной истории, но без потери научной достоверности.

Сказки Натальи Немцовой рассказывают о правилах безопасности, этикете и основах заботы о своем здоровье: почему важно мыть руки, зачем уступать место старшим, как быть, если потерялся.

Наталия Немцова: «Быть хорошим родителем значит не лениться. Надо находиться в постоянном контакте с ребёнком, здесь и сейчас реагировать на потребности малыша. При совместном чтении сказок важно умение не только задавать вопросы, но и слушать ответы, не давить авторитетом, а делиться эмоциями, не требовать правильный ответ, а интересоваться мнением.

Сказки могут рассказать о мире вокруг, научить сопереживанию. В сказках разговаривают существа, которые не могут говорить в жизни – это прекрасная возможность развить у ребёнка чувство сопереживания и уважения ко всему живому. Думаю, ребёнок, который переживает за судьбу муравьишки или ландыша, не будет рвать цветы, мучить насекомых. Сказки делают добрее».

Информацию подготовил: педагог-психолог Леонтьева Д.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Садик в радость! Решаем проблемы адаптации.

Когда приходит время отдавать ребенка в детский сад, родители беспокоятся за него. С этим сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей связано много переживаний и вопросов. Как дол...

"Как мы учим дошкольников решать проблемы"

Для успешной адаптации и самореализации ребёнка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приёмов воспитания. Основная наша задача ...

Консультация для родителей «Всегда ли родители должны решать проблемы детей в саду»?

Дети в саду разные. Есть такие, которые не всегда могут дать отпор или делают это нерешительно. А есть наоборот такие, которые кидаются на всех с кулаками. Их очень быстро начинают считать хулиганами ...

Решаем проблемы легко и весело!

Данный материал отражает алгоритм решения проблемы с помощью технологии ТРИЗ, а также включает авторские методические приемы. Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста....

Решаем проблемы, играя с детьми.

 От того, как будут складываться дружеские взаимоотношения между детьми, во многом зависят и положение ребёнка в детском коллективе, и успешность/не успешность его социализации и др....

«Как решается проблема повышения двигательной активности детей в группе»

Игрой надо руководить так, чтобы детям доставляло удовольствие от ее процесса. Дать возможность участникам проявить активность, творческую инициативу и самостоятельность. Воспитатель должен заинтересо...