Адаптация детей 1-3 лет в условиях ДОУ.
статья (младшая группа) на тему

Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.

Почему дети по - разному адаптируются к детскому саду.

Как помочь ребенку адаптироваться.

Вопросы для родителей, которые помогут ответить на вопрос, психологически готов ли ваш ребенок к детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_v_usloviyah_dou.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка 1-3 лет к детскому учреждению

 Адаптация бывает разная

 Одно из основных правил педиатрии гласит, что для нормального развития ребенок до 6 лет должен быть только с близкими людьми, т.е. не воспитываться в детских учреждениях. К сожалению, обстоятельства не всегда позволяют это правило соблюсти.

 Скоро ваш малыш пойдет в ясли. Это вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного миpа в мир широких социальных контактов.

 Если 3-летний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, способен общаться с широким кругом взрослых, то ребенок младенческою и раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и раним.

 Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Ребенок в раннем детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и даже срывам.

 Изменение образа жизни приводит в первую очередь к изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность.

 Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.

 Разлука с отцом или матерью протекает подчас очень бурно, экзальтированно, ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Общее подавленное состояние нарушает реактивность организма ребенка, резко снижается сопротивляемость различным инфекциям. И малыш начинает часто болеть.

 Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: легкую, среднюю и тяжелую. Основные показатели степени ее тяжести — сроки нормализации поведения, частота и длительность заболеваний, проявления невротических реакций.

 При легкой адаптации у ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем основным показателям, он спокойно и радостно отправляется в ясли. Аппетит у малыша снижается, но ненамного, и к концу 1-й недели становится прежним. Сон налаживается и течет к-1 2 недель.

 К концу месяца у него восстанавливается речь, он снова с удовольствием играет, интересуется окружающим миром. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Как видите, страх неизбежной тяжелой адаптации далеко не всегда бывает оправдан. Есть дети, которые достаточно легко и быстро привыкают к яслям.

 Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца. Значительно снижается активность малыша: он становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи.

 Такие изменения сохраняются до полутора месяцев. Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной нервной системы: может нарушиться стул, родители обращают внимание на бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки малыша, нередко усиливаются проявления аллергодерматоза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

 Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. В одних случаях дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль — не предохраняют ребенка от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.

 При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, ребенок упорно отказывается от еды. При попытке его накормить начинается невротическая рвота. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, спит чутко и недолго, просыпается со слезами. Во время бодрствования он подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним.

 Постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек — нам, взрослым, трудно осознать меру его страданий.

 Ребенок, бурно выражающим свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий на пол в слезах, неудобен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему — к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду.

 Апатия малыша — типичное проявление детской депрессии. Страдает общее состояние организма: ребенок теряет в массе тела, становится беззащитным перед инфекциями, возникают признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, ребенок начинает отставать в речи, развитии игры и общении на 1-2 квартала. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.

 Понятно, это очень высокая цена за привыкание к яслям.

Почему дети по-разному адаптируются к детским яслям

 Установлен ряд фактором, по которым можно определить, насколько успешно ребенок справится с предстоящими ему изменениями в образе жизни. Прежде всего большое значение имеет состояние его здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш лучше адаптируется к яслям.

 Другим фактором является возраст малыша, в котором он поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к родным. Можно предполагать, что ребенок легче привыкает к условиям детских яслей в возрасте до 9-10 месяцев и после полугора лет, в интервале же между этими сроками разлука с матерью переносится особенно болезненно.

 Немаловажную роль в привыкании ребенка к яслям играют и особенности его врожденного темперамента. Это общий уровень активности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде — активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздействие. Реакция на приближение и удаление, определяющая отношение ребенка к появлению новых (посторонних взрослых, необычных игрушек, непривычной еды) и исчезновению знакомых объектов.

 Приспособляемость — скорость и легкость, с которыми ребенок изменяет свое поведение при перемене окружающей обстановки. Выраженность эмоций и настроения. Настроение, которое отражает общее отношение ребенка к миру (хорошо известно, что есть дети по природе жизнерадостные, веселые, открытые, а есть — крикливые, капризные, всем недовольные и недружелюбные).

 Перечисленные особенности во многом определяют, трудным или легким будет привыкание малыша к яслям. Очевидно, что пассивный, боязливый, нерасположенный к миру ребенок будет испытывать большие трудности в адаптации, чем его веселый, любознательный, активный и доброжелательный сверстник.

 Вместе с тем сказанное вовсе не означает, что описанные особенности темперамента фатальны для таких детей. Любящие, внимательные и терпеливые родители могут во многом скорректировать сложности их вхождения в новую обстановку.

 На адаптацию ребенка к яслям влияет также сформированность у него предметной деятельности и общения с окружающими. Об этой проблеме мы подробно писали выше, но сейчас обсудим еще один ее аспект.

 Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушкой. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются па предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это привычное занятие. У таких малышей хорошо сформировано и общение с разными взрослыми.

 Если возникает затруднение, малыши упорно ищут выход из сложной ситуации и, не стесняясь, обращаются за помощью к воспитателю или няне. Они любят вместе со взрослыми решать предметные задачки: собирать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

 И напротив, дети, которые плохо привыкают к детскому учреждению, чаще всего общаются дома со взрослыми на эмоциональном уровне. Близкие с такими детьми играют мало, а если и играют, то не слишком поощряют их инициативу. Этим малышам трудно сосредоточиться на игре, любая трудность расстраивает их деятельность, вы-зывает капризы и слезы. Они редко обращаются к взрослым, предпочитая проводить время у них на коленях.

 В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, дети чувствуют себя неуютно и одиноко. Они способны в основном к манипуляциям иг-рушками, предпочитают играть одни, малоинициативны и не любознательны. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными людьми. В результате малыш накапливает опыт неудач и становится робким, неуверенным в себе.

 Таким образом, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослыми.

 Большое влияние на адаптацию оказывает и отношение детей к ровесникам. Одни дети сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием наблюдают за ними, играют рядом, обмениваются игрушками. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода

 Чтобы избежать неприятностей, ребенка нужно готовить к яслям задолго до поступления в них. И здесь неважно, будете ли вы отдавать его в детское учреждение. Все его воспитание должно таким, чтобы возможный переход к новым условиям жизни впоследствии протекал естественно.

Как помочь ребенку адаптироваться к яслям

 Как бы хорошо ни был подготовлен ребенок к яслям, первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу.

 Хорошо, если вы заранее познакомитесь с будущим воспитателем ребенка, поговорите с ним о своем малыше. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателем семьи ребенка, знакомство с ним в привычных для него условиях.

 Если такое посещение по каким-либо причинам невозможно, родители сами могут прийти с ребенком в ясли, побывать с ним в группе, на детской площадке. И не раз! Тогда ребенок будет меньше пугаться непривычной обстановки.

 Желательно, чтобы в первые дни малыш брал с собой в ясли любимую игрушку. Время, проводимое в группе, следует увеличивать постепенно, в течение 1-й недели это не более .4 часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с вами, то, если это возможно, побудьте первые дни в группе вместе с ним. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитателю погулять с детьми, покормить их. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребенка, что скоро вернетесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от вашего постоянного присутствия.

 Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка. Целесообразно сохранить в период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, даже сел и они противоречат установкам воспитателя: убедите его покачать малыша перед сном, дать пустышку, если ребенок к этому привык.

 Требования дисциплины не должны противоречить индивидуальному подходу к каждому ребенку. Воспитатель ни в коем случае не должен насильно заставлять детей делать что-то не так, как они привыкли, поскольку страх, возникающий у них в такой си-туации, значительно осложнит их привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро нуждаются в чувстве защищенности, эмоциональном комфорте.

 В первые дни после поступления ребенка в ясли не следует проводить неприятных для него процедур. Если он не любит, когда его стригут, сделайте это заранее или подождите, пока он придет в уравновешенное состояние.

Особое внимание нужно уделить здоровью малыша.

Как правило, дети, впервые поступающие в ясли, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Это расплата за стресс, который испытывает малыш. Дело в том, что психогенный фактор — один из ведущих факторов развития иммунопатологий. Под влиянием стресса стремительно развиваются нарушения защитных сил организма, и организм только что здорового ребенка уже не в состоянии противостоять инфекциям. В медицине давно известно правило: «Если хотите иметь здорового ребенка, никогда его не обижайте». Это правило должны знать и твердо помнить все родители.

 Желательно, чтобы с 4-го по 10-й день родители оставляли ребенка дома. Лучше предупредить заболевание — прогнозировать его тяжесть и возможные последствия трудно. Легкое покраснение зева, небольшой насморк являются противопоказанием к посещению яслей.

 Подержите ребенка дома 3-4 дня на щадящем режиме. Дети, у которых наблюдаются проявления эмоционального стресса, нуждаются в консультации психоневролога. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домом, принимать у себя друзей. Малыш в этом период чересчур перегружен впечатлениями, нужно щадить его нервную систему.

А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы.

1. Какой тип общения со взрослыми предпочитает ваш ребенок? Умеет ли он устанавливать с нами предметное взаимодействие, инициативен ли в общении, ищет ли вашей помощи и поощрения своим успехам?

2. Умеет ли ребенок самостоятельно и разнообразно играть? Развита ли у него любознательность? Как долго и насколько увлеченно он играет?

3. Стремится ли ребенок к самостоятельности? Владеет ли он необходимыми для его возраста навыками самообслуживания, старается ли сам одеваться, есть, умываться? Умеет ли он убирать на место игрушки, книжки?

4. Как малыш относится к посторонним взрослым? Пугается ли их, плачет или с удовольствием вступает с ними в контакт?

5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к другим детям, и в какой форме этот интерес выражается? Умеет ли малыш играть рядом или вместе с ними, делится ли игрушками?

 Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть, стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он психологически готов к поступлению в ясли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИВ УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ  «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприи...

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...