Сборник консультаций - Такие разные наши дети
консультация по теме

Скоробогатова Елена Александровна

Конфликтные и замкнутые, агрессивные и застенчивые дети. Проблемы с которыми сталкиваются родителями при воспитании ребенка и советы как их преодолеть...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _takie_raznye_nashi_deti.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Замкнутый ребенок

           В чем разница между застенчивостью и замкнутостью?

Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания.

Замкнутый же ребенок не хочет и не знает,  как общаться. В этом различии психологических особенностей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.

Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет предпосылки в раннем возрасте, такие как, беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка (поездка в гости и т.д.) Для этих детей характерен страх перед чужими людьми, скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

   При общении с таким ребенком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения. При этом нужно создавать условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.

    В процессе постепенного приобщения ребенка к обществу у него формируется спокойное и адекватное отношение к общению, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху волшебной палочки. Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе.

                      Советы родителям замкнутых детей.

- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.

- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.

- Если положение не улучшается, обратитесь за консультацией к психологу.

Застенчивый ребенок.

     Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих детей и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать  наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела.  Ее последствия могут быть удручающими:

- Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения.

- Она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав.

- Застенчивость не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека.

- Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении.

- Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться.

- Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

    Быть застенчивым, значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза. Ощущение собственной несостоятельности связанное с общением, может привести к самоунижению («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный»). Очень часто эти дети считают себя некрасивыми, менее умными и т.д. Они лишь ощущают себя такими, потому что не умеют себя преподнести.

                     Стиль поведения с застенчивыми детьми.

- Расширяйте круг     знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите ребенка в гости, расширяйте маршрут прогулок.

- Не стоит постоянно беспокоиться за своего ребенка и стремиться полностью, оберегать его от всевозможных опасностей, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения.

- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

- Привлекайте к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в контакт с «чужим « взрослым.

    Иногда застенчивость с возрастом проходит. А большинству детей необходима помощь со стороны взрослых.

   

   

Конфликтный ребенок.

   

      Наверное, с детскими ссорами встречается каждая мама. Но у одних дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, а у других, же ребенок более конфликтен, ссоры и драки сопровождают его постоянно. Такой ребенок не может найти выход даже из самых простых ситуаций.

     Существует много факторов, вызывающих вечные ссоры и способствующие развитию конфликтности. Если в семье растет задира, то он постоянно задирается с сестрой, братом, со сверстниками, если знает, что ему не дадут сдачи.

     Возможно, такому ребенку не хватает в семье внимания и заботы, и он стремится оказаться в центре внимания, а драка – хороший способ не только оказаться в центре, но и показать свое превосходство над другими.

     Иная ситуация, когда ребенок постоянно «ищет» неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге сам оказывается жертвой конфликта. Такой ребенок нуждается в родительской помощи даже больше, чем задира, т.к. его поведение «с возрастом» не проходит.

     Б.Спок пишет, что для общения с такими детьми очень важно, насколько родители последовательны в своем желании добиться прекращения нескончаемых ссор. Некоторые из них, прося ребенка прекратить ссору, не показывают должной уверенности. Одни родители постоянно нервничают, т.к. ждут ссор от своих детей, жалуются другим, нередко в присутствии ребенка, у других появляется какое-то скрытое смирение перед этой чертой характера ребенка. Они принимают его конфликтное  общение как неизбежность. Однако с таким поведением можно и нужно бороться. Но вначале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если дома он безусловный центр всеобщего внимания, и малейшее его желание сражу же выполняется, то разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других людей. И получает его тогда, когда провоцирует конфликты. В этом случае родителям необходимо  не только изменить свое отношение к ребенку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.

    Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся в его душе чувства в ссоре, или просто подражает поведению родителей. В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и у родителей что-то не так. Поэтому вам придется изменить и свое поведение.

Агрессивный ребенок.

     Часто приходится слышать от родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас драчун!» К сожалению, такие превращения из «хорошего доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются довольно часто. В каждой группе детского сада есть несколько таких детей.

     Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа …  и разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого же ребенка и взрослого. В остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка. И вот появляется реальная возможность для появления конфликта  между  ребенком и взрослым.

    Как правильно вести себя в этой ситуации?

Необходимо перевести активность ребенка в другое русло. Предложить ему какую-нибудь игру или отвлечь внимание от предмета желания. Часто агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо.

    Большое значение для появления агрессивности  в дошкольном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремиться занять лидерство в группе детей. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный

уровень, развитие речи, физическое развитие, степень овладения разными видами деятельности. Среди дошкольников ценятся и внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладел навыками игры, как он умеет ее организовать, придумать сюжет, распределить роли и т.п.

    Агрессивность может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Безусловно, если вы замечаете у своего ребенка проявление агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выделять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.

               Принципы общения с агрессивными детьми.

- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет врага,  и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизится.

- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываниях о своих друзьях или коллегах.

- Пусть ваш ребенок чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Ребенок с нарушением самооценки

     Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого  сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается ваша самооценка. Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кто из нас не произносил: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя. А что у тебя опять получилось?» и т.д. Много подобных высказываний можно услышать от родителей, которые не задумываются над тем, что именно из этих оценок оказывает на мнение  ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

      Наша самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями. Хотите проверить какая самооценка у вашего ребенка? Это можно сделать с помощью теста. Необходимо нарисовать на листе бумаги лестницу из 10 ступеней и показать ребенку.

 Объясните, что на нижней стоят самые плохие (злые и т.п.) мальчики и девочки, на второй чуть лучше, а на верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки.  Важно, чтобы ребенок понял, на какой ступеньке стоят какие дети, поэтому можно переспросить его об этом. А теперь спросите вашего ребенка, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке. По мнению психологов, если ребенок ставит себя на 1, 2 , 3 ступень, то он обладает заниженной самооценкой, если на 4 – 7, то средней (адекватной), а если на 8 – 10, то самооценка слишком высока

    Как же это проявляется в поведении. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими. Пассивность, медлительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям  с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют, то обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от таких детей можно услышать: «Я самый лучший. Вы все должны слушать меня». Такой ребенок порой бывает агрессивным по отношению к другим, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

           Советы по формированию адекватной самооценки.

-  Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может достичь тоже этого.

- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой.

  Крикуны и  «вопилки»

     

Привычка кричать, доказывая свою правоту, вырабатывается у детей постепенно. Изо дня в день, из месяца в месяц у них складывается убеждение, что если они будут просто просить, спокойно излагать свои требования и пожелания, то это не приведет к желаемому результату.

     Возможно, это убеждение возникает потому, что взрослые слишком долго навязывали ребенку свою волю. Иногда это возникает, когда сам родитель пользуется данным приемом при разговоре, не слишком сдержан в выражении эмоций. Ребенок как искривленное зеркало отражает происходящее  в преувеличенном виде. Ребенок часто натыкается на эту форму поведения случайно, но раз попробовав, находит ее вполне эффективной. Ведь оказывается, взрослые гораздо быстрее реагируют на вопли, нежели на слова. Просьбы или требования будут выполнены не потому, что они разумны, а чтобы поскорее отвязаться, прекратить, не слушать больше крик.

     Какой бы ни была причина детской крикливости, появившись, она причиняет много беспокойства окружающим. Родителя часто беспокоятся, что с психикой ребенка что-то не в порядке. Их заботит еще и общественное мнение, кому хочется встречать осуждающие взгляды соседей или знакомых.

    Чем выше степень беспокойства родителей, тем чаще и охотнее дети будут прибегать к такому средству воздействия, как крик и вопли. Дети приходят к выводу о высокой эффективности и надежности крика. Раз таким путем можно добиться быстро желаемого, то следует прибегать к нему снова и снова. Родительская покорность, исполнительность и озабоченность служат лишь подкреплением негативного поведения детей.

     Родителям следует выбирать линию поведения, которая препятствовала бы укоренению этой привычки, превращения

крикливости в одну из ведущих черт характера.  Можно просто не связываться с «вопилками», закрыть глаза на этот недостаток и постараться не провоцировать их лишний раз. Однако такая тактика может привести лишь к учащению провокаций в любых случаях. Необходимо быть твердыми в своих намерениях покончить с этой формой проявления детских капризов. Не следует поддаваться его провокациям, не выходить из себя. Свои требования нужно излагать спокойно и твердо, не забывая об обосновании и аргументации.

     Предложите своим детям изложить свои просьбы в другой форме, без выкриков и эмоций. Не перебивайте и не возмущайтесь, если с первого раза у них это не получится. Пусть пробуют еще и еще. Может тогда сдержанная манера общаться начнет доставлять удовольствие.

     В разговорах с детьми откажитесь от угроз и запугивания. Будьте тверды в своих намерениях, и не путайте твердость с жестокостью и непреклонностью. Крик это сигнал эмоционального неблагополучия и собственной беспомощности маленького человека. Поэтому нужно выяснить причину крика и оказать помощь.

Манипуляторы.

        Притворство есть не что иное, как своеобразная форма манипуляции. Дети осваивают лицедейство в играх и подражании нам. Когда ребенок осознает личную выгоду притворства, то стремится к нему ради собственного удовольствия.  Мы сами подаем детям пример того, как можно использовать обещания, уговоры или страхи, чтобы добиться желаемого. Чтобы ребенок поел, мы обещаем ему, почитать сказку, чтобы ребенок погрелся  при простуде – купить новую игрушку.  Все это на первый взгляд безобидные вещи. Ложь во спасение, ложь во благо. Как управлять ребенком, если он ничего не боится, ни на что не покупается?

    И приемы манипуляции могут быть безобидными, если они               используются наряду с такими приемами,  как убеждение, личный пример, объяснение, поощрение или наказание. Но все меняется, если человек не заботится о благе других, а стремиться удовлетворить, лишь свои эгоистические желания. Следовательно, прежде чем стать манипулятором, ребенок уже должен быть эгоистом.

    Эгоизм формируется в 3 – 3,5 года. Условием его возникновения можно считать полную центрированность семьи на ребенке, готовность пожертвовать всем, ради удовлетворения его малейших желаний, любых прихотей. Второе условие – гиперопека.  К этому возрасту дети способны обслуживать  себя и других, пусть даже лишь частично. Но навязчивое внимание взрослых, сметает с дороги детей все препятствия, не позволяет им остаться и на миг без помощи и поддержки.  Сочетание этого и ведет к появлению черт эгоистической личности.

     Возникновению привычки манипуляции предшествует длительный процесс развития. К тому же первые попытки манипуляции выглядят достаточно безобидно. Кому же не будет приятна детская ласка, кто не откликнется на призыв: «Подуй, горячо!» - или не бросится поднимать карапуза, если тот упал.

     Противостоять манипуляциям трудно, бороться разумными средствами невозможно.  В борьбе «кто кого» верх обычно одерживает ребенок. Если мы начинаем включать себя в торг, то мы проиграли. Уход от манипуляций не предполагает прерывание контакта с ребенком. Важно четко объяснить свои действия. Необходимо переводить обещания на  рельсы делового партнерского сотрудничества. Ведь партнеры уважают друг друга, рассчитывают на ответную помощь и понимание.

 

Вредины.

 

   Вредными можно считать детей, у которых вырабатывается привычка действовать наперекор другим. Казалось бы это неразумный стиль поведения, но дети действуют под влиянием сильных эмоций.

     Их поступками движет злорадство, чувство собственного превосходства, стремление победы над другими.

     Поводом для возникновения  могут   ситуации «свержения с престола», когда всеми любимы ребенок переживает временную утрату собственного могущества (в связи с приездом в дом гостей, появлением братьев и сестер) Но это лишь повод, а причина кроется в чрезмерной избалованности детей, их уверенности в безнаказанности.

     Вредины встречаются среди мальчиков и девочек. НО между ними есть различия. Мальчики действуют более скрытно. Их протест принимает форму упрямства. Они действуют из принципа и никогда не признаются в совершении своих поступков. Девочки чаще вредничают публично, напоказ.

    На вредин не действуют упреки, даже наказание способно добавить к их поступкам изощренности. Действуя наперекор,  они вступают в борьбу с взрослыми. Чтобы не дать укорениться в детях вредной привычке,  поступать назло другим, нужно запастись терпением. Азарт добавляет сил для борьбы. Необходимо просьбу сопровождать разъяснениями, предлагать возможность выбора. Не следует отказываться от общения с такими детьми, боясь их провоцировать. Мстить детям, даже самым вредным – недопустимо. От капризов они могут перейти к агрессии. Вредин можно перевоспитать только любовью и терпением.

   Плаксы.

     Среди детей встречаются дети с эмоциональной нестабильностью. Они не просто переживают сильнее других, не могут сдержать свое волнение, у них возникает привычка реагировать тихим плачем или бурными рыданиями. Поводов для плача они находят большое множество. Это еще один тип каприза, ставший отличительной чертой личности.

   Родители при виде слез стараются утешить     детей. Слезы вызывают реакцию поддержки.  Желание лицезреть, сочувствие, прибегать к бескорыстной помощи, постепенно входит в привычку в любой затруднительной ситуации.

    Плаксам   и ревам мало, чтобы их любили, им нужно убеждаться в боевой готовности родных. Дети быстро понимают, что взрослые при первом хлюпанье носом стремятся к ним на помощь. Чаще всего причиной слез является неуверенность в себе. А неверие в себя порождается гиперопекой или чрезмерной требовательностью. Этот тип капризов порождается неадекватными воспитательными воздействиями. Может существовать целая цепочка причин. Сначала, требования не соответствовали возрасту и индивидуальным возможностям ребенка, затем неуверенность ребенка в себе, что порождает потребность в поддержке, сочувствии. А слезы – простое средство добиться этого от взрослого.

     Отучить ребенка плакать по поводу и без повода -  задача трудная. Родителя должны научить ребенка регулировать свое эмоциональное состояние. Разговоры по душам, успокоительные средства, насмешки не изменят личности. Справиться с плаксивостью может сам ребенок. Эти черты отражают душевную неуравновешенность, неблагоприятное эмоциональное состояние.

    Привычку к истерикам и слезам нельзя путать с эмоциональной нестабильностью.

Упрямцы.

     Упрямство один из самых распространенных видов детских капризов, спутник возрастных кризисов, а так же своеобразный способ самоутверждения ребят в глазах взрослых и сверстников.

    Упрямцы обладают уникальным упорством, но не потому что у них сильная воля, а потому что они не могут перестроиться. Побуждающая же их действия потребность очень сильна и не позволяет думать ни о чем другом.

     Упрямец хочет быть самым-самым: сильным, умным, ловким, умелым. Ему кажется, что другие люди, которые предлагают другие варианты поведения, способы выхода из сложившейся ситуации, посягают на его позитивное представление о себе. А так же  не считают его мнение авторитетным и тем самым угрожают его «Я».

     Неотъемлемыми чертами личности детей, чье упрямство стало отличительной особенностью их натуры, являются высокое самомнение, недоверие к окружающим, завышенный уровень притязаний, неспособность замечать свои ошибки, перестраиваться, искать обходные пути к достижению поставленной  цели. Природными предпосылками упрямства можно считать высокую тревожность, а социальными – избалованность, авторитетность родителей, оппозиционность семейных отношений.

     В общении с упрямцами взрослым нужно отказаться от противостояния. Нельзя превращать спор в «перетягивание» каната, нельзя признавать свой авторитет и попирать чужой. Если вы хотите помочь своим упрямым детям, то позаботьтесь об их эмоциональном благополучии, признайте за ними право на ошибку. Совершение ошибок и их исправление не худший путь личностного взросления. Когда мы пытаемся навязать им свое мнение, решение, точку зрения, то невольно указываем ребятам на их место. Мол, твой номер шестой, вот и помалкивай в тряпочку. Уже после  4 – 5  лет дети хотят быть взрослыми, а значит иметь свой собственный взгляд на мир и происходящее в нем. Родителям нужно научиться признавать и уважать право детей.

     Возможно, упрямство является реакцией на чрезмерный авторитаризм взрослых.  Значит, демократический стиль детско-родительских отношений может стать благоприятным для постепенного устранения этой негативной особенности.  Помогать детям нужно, но следует предлагать, а не навязывать.

    Дети во многом наше отражение и повторение.

          Кривляки.

     Кривляние – отнюдь не игра. Кривляющийся ребенок привлекает к себе внимание окружающих из эгоистического желания быть в центре внимания.  Кривляка стремится заставить всех смотреть и слушать только его одного, заниматься только его персоной, а значит это очередной его каприз.  Таким детям кажется, что кому-то достается больше внимания, ситуация изменилась не в их пользу. Если родители не замечают ревнивых выпадов детей или не придают им значения, то дефицит внимания становится хроническим, а кривляние выбирается ребенком в качестве наиболее эффективного средства его восполнения.  

      Привычка посредством кривляния удовлетворить потребность в любви, внимании и заботе окружающих подкрепляется злорадным чувством превосходства, которое испытывает ребенок, нарушая общественные нормы, причиняя боль близким людям, заставляя экстремально обратить внимание на свою  персону.

     Чтобы помочь детям избавиться от столь вредной привычки, следует позаботиться об их эмоциональном благополучии.  Пусть ревность и беспокойство ребенка безосновательны, но они являются реальными чувствами. Они существуют в сознании маленького человека, руководят его действиями. Их обязательно нужно устранить. Избрать нужную тактику поведения, поможет знание особенностей своего ребенка и анализ сложившейся ситуации.  

     Следующим шагом к устранению этой привычки будет установление тесных доверительных отношений.  К детям – кривлякам бесполезно применять наказание. В сознании ребенка оно служит еще одним доказательством нашего несправедливого отношения к ним. А значит, протест только усилится, усилится и гадкое обезьянничанье. Не лучшим средством воспитательного воздействия является и упрек. Если и прибегать к ним, то только с глазу на глаз, ни в коем случае не публично.  Христианская заповедь, что врачевать зло можно только добром, целиком применима к кривлякам.

Психические особенности детей.

                   Уравновешенные, подвижные дети.

    Живые и эмоциональные дети почти всегда находятся в хорошем настроении. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, которые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь их живая, быстрая, интонационно выразительная; движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются веселыми и бодрыми.

     Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пугают: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации проходит легко. Навыки у таких детей формируются быстро, изменение навыков происходит легко.

      У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если работа однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания очень быстро меняются. При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов могут привести к отсутствию настойчивости и усидчивости. В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидерами, но сверстники обычно называют их хитрыми.

               Подвижным и уравновешенным детям свойственна завышенная самооценка, которая часто формируется в семье.

                    Возбудимые, неуравновешенные дети.

     Такие дети очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ложатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает беспокойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая,

выразительная, движения резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны. В присутствии незнакомых людей они могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. Период адаптации проходит достаточно легко. Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками. Они энергичны, способны выполнить большой объем работы. Увлеченность помогает им преодолевать значительные  трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, возбудимые дети внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанавливаются быстро, и они включаются в другую деятельность. Неуравновешенность детей часто приводить к таким чертам характера, как упрямство, вспыльчивость.

                                    Медлительные дети.

    Такие дети внешне малоэмоциональны. Они спокойны, уравновешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут испытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительности имеют близких людей, расставание с которыми долго переживают. Перед сном ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихонько лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными.

     Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание детей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устойчивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в его деятельности. Какое-либо дело он может выполнять,  не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требующую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, постоянно проверяя  правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными способами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявляют высокую активность, способны преодолевать препятствия.

     На медленных детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодушием, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитательных воздействиях у них могут развиться пассивность, узость интересов, слабость чувств.

                          Чувствительные, ранимые дети.

     Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. Настроение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (изменившийся тон голоса) они очень быстро реагируют. Сильное воздействие взрослого вызывает у них или состояние запредельного торможения, или истерику.

    Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться  по-разному, в зависимости от  внешних обстоятельств. В привычной обстановке, они долго, неторопливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо и неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке проявляют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к мелочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.

     Навыки, привычные формы поведения у таких детей  возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних обстоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает правильно и тщательно. В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх, поэтому проявляют работоспособность ниже своих возможностей. Адаптируются достаточно долго. У  детей этого типа есть важная положительная особенность – высокая чувствительность, которая необходима при    воспитании таких качеств характера, как доброта и отзывчивость.

     При неправильных воспитательных воздействиях высокая впечатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, излишнюю склонность кК внутренним переживаниям незначительных событий.

   

Как преодолеть рассеянность

у ребенка?

       Рассеянность  - это психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенного внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное в деятельности при наблюдении, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.

     Обычно рассеянность – результат неправильного воспитания. Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость, расцениваются как мелочи, то незаметно  в поведении дошкольника появляется неорганизованность  и рассеянность.

    Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснение учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешное и досадное положение.

     Для воспитания у ребенка  внимания, сосредоточенности преодоления его рассеянности, прежде всего не следует упрекать его  и наказывать за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать собственные недостатки. В этих целях должен соблюдать четкий режим, которые не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют  его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.

    Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать определенные внешние условия и устранить отвлекающие моменты. Родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто  отвлекается от занятий, и в то же время в соседней комнате включен магнитофон, что мешает ребенку сосредоточиться. Важно  не отрывать детей от дела, уважать их работу. Иногда бывает невозможно устранить помехи, к ним приходится приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях так называемую помехоустойчивость, т.е. приучать их сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.

 

   Проявить сосредоточенность, внимание, ребенок   может только в том случае, если занятие его захватило, увлекло. Он любит мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными и т.д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что без ухода они могут погибнуть. Так у ребенка формируется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела одинаково приятны и увлекательны, что необходимо заниматься и тем, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, для достижения поставленной цели нужно приложить усилия. Однако нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями.

    Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше тренируются в игре. Например, можно взять много разных предметов и предложить ребенку их запомнить. Закрыть все предметы и пусть он попробует их назвать. Игра будет интересней, если к ней подключатся сестренка или брат, мама и папа.

    Можно предложить и другие игры, которые не требует много времени, но полезны для преодоления рассеянности и воспитания внимательности.

    Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В этом случае нужно укрепить здоровье, наладить питание и правильный отдых. Рассеянность может быть вызвана подавленностью, плохим настроением, что зависит от семейной обстановки, взаимоотношений между родителями.

     Если  состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера, проявляясь вместе с другими его недостатками. Так рассеянность в учении часто связана с леностью,  рассеянность в общении с людьми – с нетактичностью, эгоизмом, рассеянность в быту – с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы эти черты характера не закрепились, родителям следует внимательно относиться к психическому состоянию своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок недолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его следует  отвлечь на что-нибудь другое. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители корректируют направленность этих черт характера.

     Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Такие разные наши дети"

В помощь родителям...

Родительское собрание «Такие разные наши мальчики и девочки»

Родительское собрание«Такие разные наши мальчики и девочки»Цель: расширить представление родителей о гендерном подходе в воспитании детей.Задачи:1. Сформировать у родителей представление о работе...

Развлечение "Все мы такие разные" для детей подготовительной группы

Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей...

Творческий мини-проект «Вода такая разная» для детей второй младшей группы

Мини-проект позволит дать первичные представления о свойствах воды, воспитать культурное отношение к природе и её сбережению....

Консультация "Такие разные девочки и мальчик"

Консультация "Такие разные девочки и мальчик"...

Родительское собрание "Такие разные наши дети"

Повышение психологической и педагогической компетентности родителей в области воспитания детей и взаимодействия с ними....

Консультация "Такая разная энтеровирусная инфекция"

Консультация для родителей о признаках и симптомах, профилактики лечения энтеровирусной инфекции у детей....