Значение сюжетно-ролевый игры в развитии детей 4-5 лет
консультация на тему

Значение сюжетно-ролевый игры в развитии детей 4-5 лет, консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_syuzhetno.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры в  развитии детей 4-5 лет

Игра - основной вид деятельности дошкольника, она  оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями. Только в игре осваиваются правила  человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне  игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; как игра влияет на развитие ребенка – стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии

В этом возрасте сюжетно- ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношение между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки); это выражает единство предметного и социального содержания игры  дошкольника. В играх сюжет помогает подчиниться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.

Исследователи рекомендуют для развития полноценной сюжетно-ролевой игры параллельно проводить игры с правилами, развивающие познавательную активность детей, регулирующие отношения между играющими, побуждающие их к самостоятельным действиям.

Игры с правилами учат детей придумывать новые игры, воспитывают творческое отношение к игре в целом. Такой подход к детской игре избавляет ее от примитивизма, оснащает ребят способами игровых действий, позволяет варьировать игру. Например, в подвижных музыкальных играх «Кот и мыши», «Займи домик» и др. дети учатся ловко выполнять движения, соблюдать правила (идти тихо, крадучись; не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать образы). В играх «Горячий конь», «Машины и пешеходы» дети учатся выполнять команды, действовать согласованно, вместе начинать и заканчивать действие; в играх «Лиса и зайцы», «Магазин игрушек» их внимание обращают на выразительность и оригинальность в передаче образа. По мнению А.П. Усовой, игра должным образом организует всю жизнь ребенка, которая из стихийной превращается в организованное явление.         

В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети по ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий характер.

Творческий характер  сюжетно-ролевой игры  определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой, умением отображать свои впечатления об окружающем мире.

Ребенок, находясь в детском сообществе, не столько пользуется его преимуществами, сколько удовлетворяется самим фактором принадлежности к нему, учится строить взаимоотношения в игре. Дети выбирают самые разные роли, изображая людей, находящихся в определенных социальных отношениях, а отношения этих людей-персонажей передают с помощью игрового действия.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Дети средней группы живо интересуются профессиональной деятельностью взрослых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит белье, как продавец в магазине ловко взвешивает товар. Ребенок в реальной жизни еще не готов в овладению многими деятельностями, но с увлечение может делать это в игре.

Постепенно,  с развитием игровых умений, дети подходят к созданию игрового замысла; у них формируется умение планировать игру, осуществлять ролевое взаимодействие. Мотивация игровой деятельности ребенка этого возраста направлена на совершенствование роли и игровых правил; у него развиваются волевые качества: самостоятельность, инициатива, лидерство, умение организовать сверстников в игре.

К концу года средней группы появляются небольшие компании играющих. Дети обговаривают замысел игры, распределяют роли: при этом видны лидеры и аутсайдеры.

По мнению Д.Б. Эльконина, само принятие роли – это уже творческий акт, потому что оно выступает в качестве результата символической функции воображения.        

Cюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка, так как она является формой организации жизнедеятельности ребенка.

Как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, она способствует развитию способностей,  необходимых для перехода к систематическому обучению. В игре возникает и внутри ее дифференцирует новый вид деятельности – учебная деятельность.

Успешность усвоения ребенком элементов учебной деятельности зависит от сформированности определенного уровня общения со взрослыми, которое должно быть произвольным. Формирование произвольности наиболее эффективно происходит в игре по определенному сюжету, определенной роли, т.е подчинение своей деятельности определенным  игровым правилам.

Только в игре осваиваются правила человеческого общения, и идет овладение новыми навыками и умениями.

Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста....

Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи детей

Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, расп...

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста

Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной под...

Значение сюжетно-ролевых игр для интеллектуального развития ребёнка

Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми, со сказок, рассказанных бабушкой....

Презентация «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)

Презентация «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)...

Проект «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей»(средний возраст)

Проект «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»(средний возраст)...