Нужно ли учить читать детей 5 - 6 лет.
консультация (младшая группа) по теме

Муратова Ирина Александровна

Как развить в ребёнке желание читать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужно ли учить читать в 5-6 лет?

http://ya-camaya.ru/images/articles/152x114_4311426431636.jpg

Как известно, большинство детей с радостью идут в школу, уверяя, что они хотят научиться читать, писать, считать. Но проходит совсем немного времени и интерес к обучению в школе быстро угасает. Почему? У этого феномена может быть много причин: несовершенство программ, учебников, недостаточное использование наглядного материала и игр в учебном процессе. Но главная причина, на наш взгляд, в перегрузке первоклассников. У детей, которые пришли учиться в первый класс, одновременно возникает очень много проблем. Необходимо установить контакт с новыми взрослыми - учителями. Возникают проблемы взаимоотношений с детьми в новом коллективе первоклассников. Но наибольшие трудности возникают при обучении считать, читать и писать. При этом «помощь» родителей часто принимает такие формы давления, которые иногда ускоряют формирование негативного отношения к процессу обучения в целом.

 

Дети не всегда могут справиться с нарастающим валом проблем и нередко это приводит к такому тяжелому последствию, как школьный невроз. Как помочь малышам избежать сложностей адаптации к школе? Как облегчить им этот процесс? Одним из путей решения этой проблемы является уменьшение нагрузки первоклассников. И прежде всего за счет предварительного обучения ребенка чтению и подготовки ее к письму.

А можно научить читати5-6-летних детей?

 

Психологи, занимающиеся исследованием проблемы особенностей восприятия дошкольников, отвечают на этот вопрос утвердительно. Дети из пяти, а тем более с шести лет, способны овладеть чтением.

 

По себе скажу, что заботливым родителям по силам научить читать ребенка 3-4 лет, конечно, делать это нужно с помощью игр. Научившись читать в 5-6 лет, малыш имеет возможность, не спеша, совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями и возможностями.

 

Как заинтересовать?

 

Перед тем как начинать учить ребенка читать, необходимо, чтобы у нее появился к этому хоть какой-то интерес. Без наличия такого интереса обучение или удастся, или станет для малыша настоящей мукой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию для чтения.

Каким образом это следует делать?

 

Есть только два способа:

 

1) как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи;

 

2) рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.

 

Перед тем как начинать учить читать, очень важно определить, какие мотивы уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно поставить малышу несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем ребенку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если читать какую-то книгу?», «А ты бы хотел (-а) научиться читать?», «А для чего тебе это нужно? »и др.. Следует стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

 

1. Познавательный мотив - желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового интересного об окружающем мире (например, о животных и птиц, динозавров, космонавтов, о растений и т.п.)

 

2. Перспективный мотив - стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.

 

3. Мотив личностного роста - желание научиться читать, чтобы стать таким (-ой), как взрослые, чтобы мама, папа, бабушка, дедушка удивились и сказали:

 

«Какой молодец наш Дима, уже умеет читать. Вскоре он сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили ».

 

4. Деятельностный мотив - желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т.п.

 

5. Мотив общения со сверстниками - стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

 

Когда Вы увидите, что у малыша хорошо сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать учить его читать.

С чего начать?

 

Обучать детей 5-6 лет наиболее эффективно во время игры, с использованием необычных, веселых упражнений. Включаясь в забавные игры со словесным материалом, малыш не замечает, как у него формируется целый ряд очень важных операций, которые лежат в основе чтения. Овладев ими, ребенок незаметно для себя, легко и быстро учится читать. Наряду с этим взрослый, который собирается учить малыша читать, должен четко представить себе, что делать это нужно по строго определенной последовательностью. Итак, на первом этапе ребенка нужно научить делать звуковой анализ слов, которые она произносит. Малыш должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

 

Второй этап обучения - это знакомство с буквами (проведите в виде игры).

 

Третий этап - выделение слогов в словах и чтения слогов.

 

И, наконец, четвертый этап направлен на то, чтобы научить детей читать слова разной длины, а также закрепить этот навык. Начинать лучше со слов, состоящих из 2-З-х букв, затем постепенно переходить к словам из 6-8 букв. А когда Вы почувствуете, что малыш легко справляется с длинными словами (не боится их читать), можно переходить к чтению текстов.

 

С этого момента начинается период совершенствования навыков чтения, который длится, как правило, много лет. Теперь захватывающим должен стать сам процесс чтения. Хотим обратить Ваше внимание лишь на следующее:

 

Тексты, которые Вы будете предлагать ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно легкий шрифт (размер должен быть несколько больше, чем в учебниках для первого класса).

 

Начинать самостоятельное чтение следует из коротких, но обязательно интересных, веселых рассказов и сказок. От того, насколько они будут вызывать у ребенка положительные эмоции, во многом зависит эффективность формирования у нее интереса к чтению вообще.

 

Дозируйте нагрузки ребенку, не заставляйте его читать тексты большего объема, чем она того хочет.

 

Важно, чтобы ребенок понимал и запоминала то, что читает. Для этого предлагайте ему сразу после чтения рассказать, о чем она читала.

 

Итак, как же сформировать в детях уверенность в своих силах и способностях?

 

Личный пример: интересуйтесь, учитесь, развивайтесь сами, а не только развивайте и учите ребенка!

 

Хвалите малыша: занимаясь с ним практической подготовкой к школе, не пропускайте ни одной удачи и успеха, говорите ребенку о том, как Вы гордитесь ею!

 

Объясняйте причины неудач: если у ребенка возникли сложности, не уходите от проблемной темы. Объясните важность регулярных занятий, последствия лени и озорства.

 

Учитесь жить в коллективе: и таким образом прививайте этот навык ребенку. Ваше отношение к работе, к руководству, к коллегам - это его отношение к учебе, учителей, одноклассников в будущем.

 

Учитесь дружить и держать дистанцию ​​по обстоятельствам: именно этот пример поможет малышу найти друзей и убрать из круга своего общения неподходящих субъектов.

 

И - самое важное. Как бы Вы не гордились тем, что ребенок уже идет в школу, она - по-прежнему ребенок, а не только «ученик первого класса». Не упрекает ее «ты уже в школу идешь!», Когда так хочется немного позабавиться, не отвечайте на вопросы о возрасте ребенка - «в первый класс пошел». Школа, учеба - это важное, нужное дело, но никак не всю жизнь вашего ребенка, и не должны все ее мысли и стремления крутиться исключительно вокруг школьных дел. Оставьте маленькому человеку пространство для маневра: она на самом деле ваша любимое дитя, а не только школьник и учащийся. Чувствуя, что кроме школьной жизни у нее остается и ее собственное, личная жизнь, Ваш ребенок будет уверенно и спокойно чувствовать себя в новой для себя роли.



Предварительный просмотр:

Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет


Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.
Кратковременная память - это хранилище для небольших порций информации. Если она не имеет большого значения, то соответственно быстро забывается. Благодаря, именно кратковременной памяти, мы строим мыслительные процессы.
Долговременная память – хранилище важной информации (все, что вы знаете о мире). Специалисты утверждают, что она безгранична, и, чем шире кругозор человека, тем легче он запоминает новые данные.
Существует несколько видов памяти, в зависимости от того, как легче человеку воспринимать информацию: моторная, слуховая, зрительная, вербальная (словесная), логическая.
Очень часто виды памяти выступают в определенных сочетаниях:
Зрительно – моторная необходима для выполнения работы по образцу: списывание с доски, работа в тетради;
Вербально – моторная – работа по словесной инструкции с указанием порядка заданий, написание под диктовку;
Словесно - логическая память – позволяет запоминать последовательность слов, действий в рассказах, своих мыслей в процессе, а затем воспроизводить их . Данному виду памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.
Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить:
- лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал;
- хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре;
- цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление.
К семи годам начинает формироваться произвольная память (т.е ребенок начинает запоминать сознательно), это связано с физиологией.
Полезно знать:
- разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»;
- для лучшего запоминания - лучше учить на ночь;
- для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?»
Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем словесно - логической памяти, а так же сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку позволяет обеспечивать запоминание.
Предлагаем Вам несколько игр для развития словесно – логической памяти
«Парочки» 
Взрослый записывает на листке пары слов (начать можно с 5 пар), связанных между собой по смыслу (вилка - ложка, дуб – дерево). После чего нужно их прочитать ребенку 3 раза: с интонацией, не торопливо. Через небольшой отрезок времени взрослый называет ребенку первое слово из пары, а тот в свою очередь называет второе слово из пары. Таким образом формируется кратковременная память. Для развития долговременной памяти следует выполнить то же упражнение, но уже через более длительный отрезок времени (например, 30 минут)

«Со словами я играю, их запоминаю»
1. Я назову слова, а ты запомни: жираф, кровать, кошка, собака, кресло (постепенно увеличиваем до 10 слов). Повтори!
2. На какие группы можно разделить эти слова? (Чем больше назовет, тем лучше мыслит ребенок. Но, мы постепенно подводим к мысли о 2 группах слов) Теперь вспомни только животных, а потом назови мебель.
3. Повтори все слова еще раз.

«Перепутались»
Взрослый выставляет 5 – 6 игрушек перед ребенком, и рассказывает: «На пароход стояла очередь: первым стоял слон, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, медведь, а за ним котенок. Вскоре пришел мороженщик, и все побежали к нему. А когда вернулись, то не могли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам найти свое место»

«Запомни – повтори»
Взрослый произносит несколько чисел (от 3 до 10, усложняется постепенно) и просит ребенка повторить. То же самое можно проводить с названием птиц, животных, месяцев, дней недели, словами с автоматизируемым звуком (миШка, ШиШка, Шапка, уШи, Шаль) и т.д . Важно, что бы ребенок соблюдал предложенную последовательность.

«Сравнилки»
Предлагаем ребенку сравнить 2 предмета (муха и бабочка, дерево и куст, волк и собака), и, рассказать чем похожи, и чем отличаются. Ребенок 6 - 7 лет должен выделять главные признаки предметов.

«Я начну, вы продолжайте»
Игра начинается с фразы: «Я начну, вы – продолжайте. Слова быстро называйте!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т.п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.

«4 лишний»
В предложенной серии картинок,где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух – птица.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

С приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 31»

Асбестовского городского округа

 

                           Программа кружка

           для детей от 3 до 4 лет

       http://optomamarf.ru/files/970/970ff1198cc144284ec091c76f0bdfc0.png

 

          «Пальчиковые сказки»

(Развитие мелкой моторики через нетрадиционные мет оды и формы)

Срок реализации:

01.09.2017 – 31.05.2018

                                                                       Составитель: воспитатель

                                                                       Муратова И.А., высшая категория

                             

                               

                       

                            Асбестовский городской округ.

Пояснительная записка:

Влияние мануальных (ручных) действий на мозг человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки – белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Программа «Пальчиковые сказки» помогает ребёнку получить разнообразные сенсорные впечатления, развивать память, внимание, усидчивость, воображение и способность сосредотачиваться, формировать добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста . Она позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, позволяет поддерживать инициативу детей и  формировать познавательные интересы. Особенность подачи материала – использование нетрадиционных приёмов и методов.

Цель:

Развивать мелкую моторику пальцев рук средствами нетрадиционных приёмов и методов, способствовать формированию познавательных интересов.

Задачи:

- Способствовать развитию речи, познавательного интереса и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

- Развивать сенсорные эталоны.

- Воспитывать усидчивость, способность сосредотачиваться.

- Развивать воображение.

Предполагаемый результат:

- Мелкая моторика развита на достаточно высоком уровне.

- Уровень речевого развития 60%.

- С учётом индивидуальных возможностей более развиты конструктивные способности, познавательный интерес и воображение.

- У детей воспитаны усидчивость и умение сосредоточиться.

- Сенсорные эталоны усвоены у 60% детей на высоком уровне.

Требования к уровню усвоения программы кружка «Пальчиковые сказки»:

К концу года дети должны самостоятельно выполнять фигурки из пальцев, сопровождая их стихами и маленькими сказками, выкладывать изображения простейших предметов из счётных палочек, геометрических фигур и мозаики, иметь устойчивый интерес к дополнительному занятию.

Содержание дополнительной образовательной программы:

Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть предполагает рассматривание  иллюстраций  с изображением обыгрываемого предмета. Практическая часть предполагает разучивание и обыгрывание определённого текста с помощью пальцев рук и выкладывание изображения предмета из счётных палочек, геометрических фигур и мозаики.

Методическое обеспечение программы: Занятия проводятся в специально организованной деятельности продолжительностью 15 минут со сменой разных видов деятельности, включая физкультурную паузу. В процессе деятельности используются игровые методы, наглядность, художественная литература.

Приёмы и методы: игровые, наглядные, игры на развитие воображения.

Дидактический материал:

Стихи, загадки, сказки, иллюстрации, счётные палочки, наборы геометрических фигур, мозаика, дидактические игры нового поколения.

Представление результатов реализации Программы

  1. Презентация для родителей.
  2. Фотоотчёты на сайте.

                               Учебно – тематический план.

№ п/п

                                        Тема

Количество занятий

теория

практика

1

Пять пальцев – учим названия пальцев.

0,5

0,5

2

Капуста.  

1

3

Корзинка с грибами.

1

4

Лодка. Пароход.

1

5

Зайка.

1

6

Пироги, оладушки.

0,5

0,5

7

Жук.

1

8

Мы на праздник идем с шариком и флажком.

1

9

Стол. Стул.

1

10

Ладушки – ладошки.

1

11

Зоопарк: слон и крокодил.

1

12

Червячки.

1

13

 Домик.

1

14

Змейка.

1

15

В гости.

1

16

Наша семья.

1

17

Шла кукушка.

1

18

Мышка и кошка.

0,5

0,5

19

Зимняя пргулка.

1

20

Паучок.

1

21

Табунок.

0,5

0,5

22

Птичий двор.

0,5

0,5

23

Морские жители.

1

24

Домашние животные.

1

25

Летела сова.

1

26

Волк и лиса.

1

27

Птичка с птенчиками в гнёздышке.

1

28

Оса, пчёлка и комар.

1

29

Мальчики.

0,5

0,5

30

Мышка в норку пробралась.

1

31

Мы делили апельсин.

1

32

Я хочу построить дом.

1

33

Рыбки.

1

34

Берёза.

1

35

На постой.

1

36

Сказка для мамы и папы.

1

всего

3

33

Всего:

36 занятий

Литература:

И. П. Деткова «Пальчиковые игры» 2011 год.

Т. Н. Щербакова «Игры с пальчиками» 2007 год.

А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

Сведения об авторе: Муратова Ирина Александровна воспитатель высшей квалификационной категории. Педагогический стаж 20 лет. В данное время работаю с детьми 3 -4  лет. По этой программе работаю первый год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли дошкольника учить читать?

Почему дошкольника желательно учить читать?...

Учим читать детей вместе.

Памятка для родителей....

О том, как учить читать детей!

В статье обощен опыт автора по обучению чтению детей дошкольного возраста, в том числе, с ОВЗ....

Консультация для родителей "Нужно ли учить ребенка читать до школы?"

Задача родителей заключается в поддержании и удовлетворении интереса ребенка старшего дошкольного возраста к буквам, к процессу чтения и письма....

Консультация для родителей «Нужно ли учить ребенка читать до школы?»

Консультация предназначена для родителей старших дошкольников....

Нужно ли учить детей читать,считать и писать в детском саду?

Статьи для родителей и воспитателей дошкольных учереждений....