Консультация для родителей "Скоро в школу"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Андреева Татьяна Владимировна

Еще несколько лет назад у родителей, которые выбирали школу для своего ребенка, не было никаких проблем. На вопрос: «Какую школу выбрать?» — большинство родителей отвечали: «Ту, которая ближе к дому». Конечно, в этом не было ничего плохого. Ведь очень часто в ту же школу ходили и мама с папой. А это означало, что они знали учителей, а учителя с удовольствием учили детей своих бывших учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_skoro_v_shkolu.docx270.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Скоро в школу»

Еще несколько лет назад у родителей, которые выбирали школу для своего ребенка, не было никаких проблем. На вопрос: «Какую школу выбрать?» — большинство родителей отвечали: «Ту, которая ближе к дому». Конечно, в этом не было ничего плохого. Ведь очень часто в ту же школу ходили и мама с папой. А это означало, что они знали учителей, а учителя с удовольствием учили детей своих бывших учеников.

Лучшая школа для лучшего ребенка

Как сделать правильный выбор и не ошибиться

http://loschinskaya.ru/upload/1409299588school.jpgШкола во дворе позволяет не тратить драгоценное время на дорогу. Окончились уроки, и уже через 10-15 минут ребенок может быть дома, отдохнуть и заняться выполнением домашних заданий. В настоящее время родители первоклассника в основном не рассматривают вариант «школа во дворе», а стараются выбрать для своего чада лучшую школу из лучших. Конечно, речь не идет о том, что все районные школы стали вдруг плохими, а учителя в них — непрофессиональными. Но вместе с изменениями, которые произошли в нашей жизни, изменились и родители, их запросы и ожидания от школы, их требования к учебному процессу. Сегодня, когда многие школы стали называться лицеями, гимназиями, школами с углубленным изучением отдельных предметов, родители теряются, выбирая для ребенка учебное заведение. Итак, попытаемся разобраться в современной ситуации и помочь родителям сделать правильный выбор.

Лицеи

Лицеи — это название некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в странах СНГ, которые работают по собственным учебным программам. Такие школы также могут называться авторскими.

Гимназии

Гимназии — такое название с конца 1980-х годов в странах бывшего СНГ принимают некоторые школы с углубленным изучением ряда предметов.

Школы с углубленным изучением отдельных предметов

Иногда школы с углубленным изучением отдельных предметов не называются гимназиями. В названии так и звучит: «Школа с углубленным изучением математики». Физматшколы, как их называли раньше, и сегодня пользуются огромной популярностью среди родителей. Именно в этих школах готовят кадры для «утечки мозгов», ведь ни для кого не секрет, что выпускники математических факультетов легко находят себе работу за рубежом. Поступление в такие школы происходит обычно не в начальной школе, а с пятого класса. Уровень подготовки в математических школах дает возможность сдачи экзаменов в вуз без проблем по тем дисциплинам, которые являются базовыми в такой школе. Химико-биологические и гуманитарные школы дают ту же возможность углубиться в изучение отдельных предметов. Экономические и юридические школы — явление относительно новое и модное. Такие школы появились совсем недавно. Экономические и юридические дисциплины в них часто преподают специалисты-практики или преподаватели вузов. Однако в этих учебных заведениях учеников часто нагружают дисциплинами, которые еще не совсем понятны детям.

Языковые школы

Как правило, это обычные школы, в которых, однако, больше учебного времени уделяется изучению одного или нескольких языков. И если раньше учиться в английской (французской или немецкой) школе было просто престижно, то теперь без знания иностранного языка на высокооплачиваемую работу устроиться практически невозможно.

В каждом большом или маленьком городе обязательно найдется хотя бы несколько подобных школ, обещающих «свободный разговорный английский», «стажировку в Англии» и преподавателей — «носителей языка». На что же следует обратить внимание родителям, если они твердо решили отдать ребенка в школу с «английским уклоном»?

Обратить внимание необходимо, прежде всего, на следующее:

  • Программы и учебники, по которым проходит обучение.
  • Уровень педагогического состава (навести справки вовсе не так сложно, как кажется на первый взгляд. Если преподаватели высокого уровня, то их обязательно знают в городе, ведь их реклама — это их ученики).
  • Международные контакты школы. (Выбирая языковую школу, лучше отдавать предпочтение школам с наработанными связями со школами за рубежом. Тогда у вашего ребенка точно появится возможность поехать стажироваться за границу.)
  • Отзывы учеников и родителей, которые вы сможете услышать лично, если проведете какое-то время в коридорах школы или зайдете на любой городской форум. Ведь часто родители и дети обсуждают учебные проблемы именно онлайн.

Школы художественно-эстетической направленности

Балетные, художественные, хореографические школы всегда пользовались большой популярностью среди родителей. Ведь мамам и папам свойственно видеть в своих детях выдающихся художников, балерин или скульпторов.

Иногда родители отдают своего ребенка в подобную школу, преследуя цель параллельно с образованием еще и творчески развивать и направлять ребенка.

В подобных школах весьма неплохо преподают специальные дисциплины и дисциплины гуманитарной направленности, в то время как точные и естественные науки из-за перегруженности расписания изучаются очень поверхностно.

Школы при вузах

Эти школы выбирают родители, которые изначально обеспокоены поступлением ребенка в высшее учебное заведение, даже если это поступление предстоит только через десять или более лет. Школ, у которых существуют какие-то взаимоотношения хотя бы с одним из вузов, сегодня немало. Однако существовавшие ранее договоренности о поступлении на льготных условиях сегодня практически не работают.

Но бесспорным плюсом является то, что ученики школ при вузах могут пользоваться вузовской библиотекой, хорошими лабораториями. Нередко в такой школе преподают специалисты из дружеского вуза, что позволяет детям неплохо выучить предмет и познакомиться с наукой гораздо раньше, чем их сверстники.

Частные школы

Читая словосочетание «частные школы», нужно подразумевать «платные школы». Стоимость обучения в подобных заведениях по Украине может колебаться в довольно больших пределах и доступна далеко не всем родителям. Государственных школ намного больше, чем частных, и это объясняется тем, что только некоторые родители в состоянии постоянно платить за обучение ребенка.

Преимущество частных школ заключается в небольшом количестве детей в классах. Кроме того, практически весь день дети могут проводить в школе. После уроков они обедают, гуляют, занимаются спортом, ездят на экскурсии, выполняют домашние задания и только после шести-семи часов вечера попадают домой. Небольшой минус подобных школ — в их удаленности от дома. Кроме того, в некоторых частных школах, которые не чувствуют себя еще слишком уверенно, существует «заигрывание» с детьми из-за страха потерять «клиента». Учителя могут завышать отметки, закрывать глаза на плохое поведение учеников, чтобы не лишиться оплаты за школу. Однако частные школы, которые уверенно стоят на ногах, наоборот, идут по пути высокой требовательности и строгой дисциплины. Это и помогает дать детям прочные знания и привить стремление быть лучшими.

Если вы решили отдать предпочтение частной школе, то постарайтесь получить как можно больше информации о ней. Лучше, если это будет школа, в которой учится не меньше 200 учеников. В противном случае классы могут оказаться слишком маленькими (что неправильно с точки зрения социального окружения ребенка). Ищите школу с традициями, хорошим педагогическим составом и обязательно обратите внимание на то, как складывается жизнь у выпускников этого учебного заведения.

Школа-пансион

Такая школа предполагает проживание ребенка на территории школы, при этом школа может находиться как в городе, так и за городом либо вообще в другом городе или стране. Такие школы существуют на средства, которые родители вносят за обучение детей, а также на деньги меценатов. Школа-пансион, как правило, предлагает индивидуальный подход к каждому ребенку и углубленное изучение тех предметов, которые выбирает родитель или ребенок. Иногда такую школу выбирают родители «трудных» детей. Логика проста в школе-пансионе есть взрослые, которые постоянно следят за детьми, могут корректировать их поведение. У ребенка меньше «городских» соблазнов, да и вся обстановка школы располагает к обучению. Школы Англии и Швейцарии с удовольствием принимают детей из стран СНГ и в большинстве случаев успешно справляются с задачей перевоспитания непростых детишек. А вот в Украине таких школ пока единицы, и стоимость обучения в них почти соответствует заграничным.


Все дело в учителе

Выбрать школу — это только половина дела или даже его четвертая часть. Потому что самое главное — это выбрать учителя. Ведь ближайшие четыре года ребенок будет не просто ходить в начальную школу. Он будет общаться с тем человеком, который станет для него одним из самых главных людей в жизни. Ведь недаром мы, взрослые, уже повзрослев и обзаведясь своими собственными детьми, все еще помним свою первую учительницу. И очень хорошо, если эти воспоминания теплые и добрые. А если нет? Что, если кто-то из нас вспоминает кричащую, вечно раздраженную «училку», которая была постоянно чем-то недовольна и называла детей только по фамилии?

Сегодня, когда уже нет необходимости отдавать ребенка только в школу по месту жительства, родители просто обязаны серьезно отнестись к выбору первой учительницы для своего ребенка.

Как это делается?

  • Во-первых, делать выбор нужно не в августе месяце, а как минимум, в марте-апреле. Так вы сможете спокойно навести справки об интересующем вас педагоге (или нескольких учителях), посетить уроки, пообщаться с родителями, дети которых уже отучились в классе у этой учительницы.
  • Отправляйтесь на уроки к той учительнице, которую вы решили выбрать. На что нужно обращать внимание на уроках? В первую очередь на взаимоотношения детей и учительницы. Если дети боятся педагога, стесняются отвечать, если вы чувствуете, что за четыре года у них не сложились доверительные отношения, значит, учитель не может или не умеет строить с детьми гармоничные отношения. Обратите также внимание и на то, насколько доступно учитель излагает учебный материал. Он должен быть понятен и детям, и вам — постороннему слушателю.
  • Общаясь с родителями детей, которые учатся в классе выбранной вами учительницы, поинтересуйтесь, нравится ли их детям ходить в школу, какие интересные события были за время обучения в классе, как они могут охарактеризовать учительницу, какие ее положительные качества хотели бы отметить. Как правило, родители искренне делятся своими впечатлениями.
  • Поговорите с детьми. Не стоит задавать прямые вопросы: «Нравится ли тебе твоя учительница?» или «Бывает ли Мария Ивановна злой?». Поинтересуйтесь, какие интересные события происходят в классе, дружат ли дети между собой, какой урок у ребенка самый любимый, бывает ли ему скучно на каких-то уроках.
  • Пообщайтесь с самой учительницей, послушайте, что она вам расскажет. Не стесняйтесь задавать побольше вопросов. Кстати, немало-важно знать и о личной жизни учительницы, ведь известно, что домашние проблемы всегда накладывают сильный отпечаток на работу и взаимоотношения с детьми. Спросите, какой предмет ей самой больше всего нравится преподавать, чем она увлекается в свободное от работы время, почему выбрала свою профессию.
  • Благодаря такой «следственной» работе у вас обязательно сложится целостная картина, и вы сможете оценить, подходит ли эта учительница именно вашему ребенку.

Итак, определимся, какие же учительницы бывают?

Учительница с «большим опытом»

Многие родители стараются выбрать для своего ребенка учительницу с большим стажем. Логика их очень проста: раз она долго работает, значит, у нее много опыта, выпустила уже не один класс. Тут уж не ошибешься. Все это чаще всего бывает справедливо, за исключением тех случаев, когда учитель слишком равнодушно относится к своей работе, проходя одно и то же уже в который раз. Поэтому, выбирая для ребенка опытного учителя, обязательно выясните, насколько с душой и интересом относится он к своему делу и к детям.

«Слишком молодая» учительница

Таких учительниц родители обычно побаиваются. Полагают, что молодые педагоги не в состоянии удержать внимание класса, качественно изложить материал и вообще научить детей чему-нибудь путному. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что именно молодым учителям удается лучше всего устанавливать взаимоотношения с маленькими детьми. Такие педагоги активны, постоянно стремятся научиться чему-то новому, и поэтому детям с ними очень интересно. Так что неопытность с лихвой восполняется желанием работать и хорошим отношением к детям. Вот и решайте сами, что вам ближе — спокойная зрелость или молодой задор.

Образцово-показательная учительница

Практически в каждой школе есть учителя, которых администрация демонстрирует во время всевозможных проверок, семинаров и педагогических слетов. А поскольку для того, чтобы продемонстрировать свое педагогическое мастерство, учителю все-таки нужны дети, то приготовьтесь к тому, что ваш ребенок должен будет все время находиться в ситуации «открытого урока». Успокаивать себя тем, что «плохих» учителей не показывают, будет неправильно. Учитель, может быть, и не плох, но вот озабочен он прежде всего тем, как не ударить в грязь лицом, а не тем, что чувствует ребенок.

Слишком строгая учительница

«Замечательно! Именно такая учительница нашему сорвиголове и нужна!» — радостно восклицают родители, узнав, что попали в класс к самой строгой учительнице в параллели. Но давайте подумаем, для чего мы приводим своего ребенка в школу? Конечно, для того, чтобы учиться, и с этим никто спорить не станет. Но психологи подсчитали, что количество детей, которые не хотят учиться, в классах, где учителя слишком строгие, гораздо выше, чем в классах, где учителя не очень строгие. То есть строгий учитель может сформировать у ребенка негативное отношение к учебе. Вот и взвесьте все за и против, остановившись на кандидатуре строгого учите¬ля. Особенно не рекомендуется отдавать в «самые строгие руки» гиперактивных детей. На первых порах их, конечно, «прижмут», но рано или поздно «джин» все-таки вырвется из бутылки.

Добрая учительница

Некоторые родители, дети которых слишком тревожны, плохо адаптируются к новой обстановке, наоборот, стремятся остановить свой выбор на добрых учителях. Они рассуждают примерно так: чтобы ребенок хотел ходить в школу и ему там было хорошо, нужно найти добрую, мягкую учительницу. И они правы. Однако нужно иметь в виду, что мягкость и доброта учителя не должны исключать профессионализма, требовательности и умения устанавливать границы, что особо важно для первоклассников.

Так что же, скажете вы, и так плохо, и так нехорошо. Добрую нельзя, слишком строгую тоже нельзя. Какую же можно? Попробуем сформулировать основные признаки «очень хорошей учительницы»:

  • Хорошо знает программу и может донести ее до детей.
  • Не кричит на детей, но и не заискивает перед ними, общается спокойно, эмоционально и тепло.
  • Много и охотно общается с родителями, с удовольствием отвечает на их вопросы, советуется, если у самой возникают вопросы по поводу ребенка.
  • Не критикует детей, а наоборот, хвалит и поддерживает их.
  • Постоянно придумывает что-то новое.
  • Не оставляет без внимания конфликтные ситуации между детьми, не принимает сторону одного ребенка, старается разобраться в каждой ситуации до конца.
  • Не жалуется на детей, не пишет бесконечные замечания в дневнике, старается сама решить возникающие проблемы.

Ребенок — тоже человек!

А еще очень важно, чтобы учительница понравилась вашему ребенку. Поэтому знакомить их нужно, естественно, не первого сентября, а гораздо раньше. И если вы видите, что ребенку учительница не понравилась, расспросите его, постарайтесь выяснить, что именно его тревожит. Наши дети — очень чуткие существа с прекрасно развитой интуицией, и иногда они понимают гораздо больше, чем взрослые, поэтому не пренебрегайте детским мнением в решении такого важного вопроса. Не нужно думать, что «привыкнет и успокоится». А если не привыкнет? Познакомьте ребенка с несколькими учителями и предоставьте ему возможность сделать выбор и поучаствовать в принятии решения.

А еще важно, чтобы педагогическая позиция учителя совпадала с педагогической позицией вашей семьи. Звучит немного пафосно, но от этого зависит душевное здоровье вашего ребенка. Ведь если учительница говорит одно, а родители — совершенно противоположное, то в голове у ребенка возникает конфликт. Потому что значимые для него взрослые требуют от него совершенно разные вещи.

Уважаемые мамы и папы!

Вам предстоит сделать серьезный выбор школы и учителя. Не стоит жалеть своего свободного времени и сил сегодня. Это позволит вам избежать множества проблем в будущем.

Источник: 
Анна Гресь. Идем в школу // Растем вместе. -2010. -Пилотный выпуск.- С.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В школу - с радостью"

Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьно...

Консультация "Подготовка детей к школе"

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"...

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Готовность детей к школе.

Уважаемые родители, предлагаю вам тесты готовности ребенка к школе. Попробуйте их провести с ребенком в домашней обстановке в виде забавной игры.  Статья и тесты взяты из интернета.Когда говорят ...

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Консультация для родителей: До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?         Воспитание детей – сложный процесс. Прояви...

Консультация: подготовка детей к школе «Скоро в школу».

Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу» (игровые приемы в работе с детьми)...

Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга

Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...