развивающие игры для детей 3-4 лет
консультация (младшая группа) на тему

Северина Наталья Валентиновна

консультация для родителей в как интересно провести время с ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_dlya_detey_3-4_let.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возьмите ребенка с собой на кухню и, пока готовится вкусный обед, поиграйте вместе, ведь предметы для игр находятся там же. Вы даже и не подозреваете, сколько интересных и поучительных игр можно придумать с крупами, тестом, водой, овощами и прочими предметами, которые для нас, взрослых, столь обыденны.

Макароны-бусинки

Игра на развитие мелкой моторики, на счёт

Необходимый инвентарь: леска, толстые нитки, макароны разной формы и длины.

Как играем: предложите ребенку сделать бусы в подарок маме, бабушке или сестре, отметьте при этом, что бусы будут непростые — из макарон. Придумайте какой-нибудь несложный алгоритм чередования бусинок, например: две короткие, затем одна длинная, две круглые, две узорные.

Закрепляем: нанизывать в следующий раз можно разноцветные макароны, чередуя их сразу по двум признакам: по цвету и длине. Можно попутно выучить стихотворение:

Мастерили бусы сами.

Маме подарили.

Только не хотели бы,

Чтобы их... сварили.

Золушкина кладовая

Игра на разбитие мелкой моторики и творческого воображения

Необходимый инвентарь: макароны 3-4 сортов, перемешанные в одной чашке, 3-4 пустых чашки.

Как играем: вспомните сказку «Золушка», возьмите миску с перемешанными макаронами и предложите маленькой Золушке разложить макароны в разные миски, например: «колечки» в одну миску, «рожки» — в другую, «спиральки» — в третью. А тем временем вы можете заниматься своими делами. Похвалите Золушку, когда она справится с заданием.

Усложните задачу: добавьте несколько фасолинок в макароны и спросите, куда же их деть, в какую миску положить?

Закрепляем: во время приготовления пищи спросите у ребенка, что можно приготовить из макарон (молочную лапшу, суп, сделать запеканку, салат). Можно предложить украсить отварные макароны разноцветными дорожками из кетчупа и майонеза, нарисовать цветочки и пр.

Вкусные буквы

Игра на развитие мелкой моторики; формирование целостного восприятия; закрепление знание букв

Необходимый инвентарь: макароны, стол.

Как играем: предложите ребенку поиграть — выложите из отварных макарон те буквы, которые он уже выучил. Сделать это можно на тарелке, на противне. Если ребенок затрудняется — помогите ему.

Можно выложить короткие слова, такие как АУ, ЕМ, БАК, ЛАК, ЕЛЬ и пр. После того как ребенок выложит знакомые слова, их можно будет... скушать!

Закрепляем: буквы можно выкладывать из фасоли, гороха. Если есть тесто, можно вылепить «сдобные» буквы вместе с ребенком, а потом угостить домашних.

В свободное время поиграйте в слова — называйте слова сначала на букву «А»: автобус, апельсин и т. д.

Кругольная страна

Игра развивает творческое воображение; закрепляет знание свойств геометрических фигур.

Необходимый инвентарь: различные крупы и бобовые, стол и немного фантазии; цветная бумага или картон, ножницы.

Как играем: предложите ребенку выкладывать из макарон, гороха, фасоли различные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник и пр.). Поиграйте в ассоциации, например, круг похож на яблоко, мяч, шарик; квадрат — на куб, тумбочку и т. д.

Закрепляем: в свободное время можно вырезать вместе с ребенком геометрические фигуры из цветной бумаги или картона и выкладывать на полу фигуры из них. Например, дом — он состоит из квадрата (сам дом), прямоугольника (это окно) и треугольника (это крыша). Предметы должны состоять не более чем из 4-5 деталей.

Необычные рисунки

Продолжаем учиться рисовать, развиваем творческое воображение

Необходимый инвентарь: манка, противень, кисть художественная или палочка, соломинка (все, чем можно рисовать), сито.

Как играем: играем в «художников» — высыпаем манку на противень ровным слоем (можно просеять через сито), затем предлагаем нарисовать любой рисунок, который придет ребенку в голову, и рисовать, чем он захочет. Попросите малыша рассказать о своем «шедевре», описать его. Похвалите ребенка. Покажите рисунок домочадцам.

Закрепляем: в подобной технике можно выполнить замечательную новогоднюю открытку — красками нарисовать елку, дать картинке подсохнуть, покрыть ее ровным слоем клея и присыпать манкой, как будто припорошить снежком.

Тарелочная галерея

Учимся расписывать блюдо, тарелку; развиваем творческое воображение

Необходимый инвентарь: блюдо, гуашь, кисть.

Как играем: вам нечем занять ребенка на кухне? Дайте ему блюдо или поднос, пусть он его разрисует. Это занятие нравится детям — им доверили домашние ценные предметы! Тем более что дети любят рисовать. Поэтому ребенок будет занят долго. Не смывайте сразу получившийся «шедевр», пусть повисит или полежит на видном месте.

"Эй, пузатый кабачок"

Игра на закрепление понятий «овощи» и «фрукты»; способствует развитию речи.

Необходимый инвентарь: вымытые овощи, фрукты, ваза и корзинка.

Как играем: предложите ребенку помочь вам разложить овощи в корзинку, а фрукты в вазу. Пусть при этом он называет их и описывает, например: помидор — овощ, круглый, красный, растет на грядке; апельсин — фрукт, оранжевый, растет на деревьях.

Можно сыграть с ребенком в игру «Угадай на вкус» — дать ему попробовать фрукт, небольшой кусочек, а он пусть угадает по вкусу, что это такое.

Закрепляем: играем в «Чудесный мешочек» — предложите попробовать ребенку угадать на ощупь, что за фрукт или овощ он достал.

Вспомните стихи, загадки про овощи и фрукты, например: сорок одежек, и все без застежек (капуста), когда его раздевают, то слезы проливают (лук). Можно заучить стихотворение:

В огороде много гряд!

Мы сажаем здесь рассаду,

И морковь, и салат,

Каждый вечер прибегаем,

Наши грядки поливаем.

Овощей теперь, ребята,

Урожай соберем богатый.

Глубокий - мелкий

Игра знакомит с такими характеристиками величины, как глубоко-мелко.

Необходимый инвентарь: посуда.

Как играем: вы разливаете суп? Обратите внимание ребенка на то, что папина тарелка глубокая — в нее войдет больше поварешек супа, а тарелка ребенка мелкая, в нее войдет меньше. Посчитайте вместе с ребенком поварешки. Среди салатников тоже есть и глубокие, и мелкие. Спросите, в какой из них салата войдет больше. Пусть ребенок проверит — сам выложит салат в салатник.

Закрепляем: а сковорода? В глубокой мы жарим картошку, в мелкой печем блины.

На прогулке мерьте лужи палочкой — какая окажется глубже всего. А может, мерить их сапогами? Решать вам. А ямы? Какая из них глубже, мельче, через какую прыгать труднее?

Вспомните сказку «Три медведя». У кого была самая глубокая тарелка, ложка, у кого самая мелкая?

Усложняем: можно взять несколько предметов любой посуды или кастрюльки и сравнить их по глубине. Предложите ребенку нарисовать чашки трех медведей, а вам можно в это время спокойно готовить ужин.

Толстый - тонкий

Игра знакомит ребенка с понятием «толщина» («объем»)

Необходимый инвентарь: посуда, овощи, бутерброды.

Как играем: вы моете посуду? Покажите ребенку толстый и тонкий стакан, бокал. А как же измерить их толщину? Обхватить бокал рукой! А может, ее измерить ниточкой и сравнить, какая из ниточек окажется длиннее? Можно сравнивать вазы, кастрюли и т. д.

Закрепляем: «Эй, пузатый кабачок, отлежал себе бочок!» Сравните по толщине два кабачка: можно на глаз, можно мерой — ниточкой. Как еще можно назвать толстый кабачок? (Пузатый.)

Усложняем: вспомните строчку из стихотворения «Мойдодыр»: «...а за ним и бутерброд подскочил — и прямо в рот». Предложите ребенку помочь вам сделать толстый и тонкий бутерброды. А что на них положить, решайте сами.

Поиграйте в игру «Сказочные толстяки». Кто из вас сможет больше назвать толстых и тонких героев сказок — тот и победил (толстые: Винни-Пух, Робин-Бобин-Бара- бек (который «скушал сорок человек»), сеньор Помидор-, тонкие: Дуремар, Пьеро).

Картофельный ряд

Игра на закрепление понятия «объем» Необходимый инвентарь: картофель.

Как играем: вы жарите картофель — разрежьте его на кружочки и предложите ребенку разложить их по порядку: от самого маленького до самого большого или наоборот. Давайте не более 10 кружочков. А если какой-нибудь кружочек займет не свое место, не спешите поправлять, может, ребенок сам исправит ошибку.

Закрепляем: разрежьте кабачок, положите кружочки друг на друга — получится кабачковая пирамида. А если сделать морковную пирамиду? Придумывайте варианты вместе с ребенком.

Кухонная школа

Игра учит группировать предметы, сделанные из разных материалов

Необходимый инвентарь: кухонная посуда.

Как играем: во время приготовления пищи на кухонном столе часто скапливается множество различных предметов. Предложите ребенку разложить их по группам, например, деревянные ложка, доска; металлические ложка, поварешка; стеклянные стакан, кувшин; пластмассовые ложка, чашка и т. д.

Закрепляем: поиграйте в игру «Из чего сделано» (скамейка — из дерева, мяч — из резины и т. д.). А может ли быть ложка бумажной или стеклянной или кастрюля бумажной? Посмейтесь вместе с ребенком.

Умные магнитики

Игра учит группировать предметы сразу по нескольким признакам

Необходимый инвентарь: магнитные картинки.

Как играем: у многих дома есть магнитные картинки, и пока вы заняты, пусть ребенок прикрепит на дверь холодильника справа, например, картинки с изображением зимней обуви, слева — летней, вверху — картинки с изображением овощей, внизу — фруктов. Вариантов игры много.

Вкусные части

Учимся делить целое на части

Необходимый инвентарь: торт, пирог, апельсин и т. п.

Как играем: вы разрезаете пирог или торт? Комментируйте каждое свое действие: «Я разделила торт на четыре части, одна часть — тебе, вторая четвертинка — папе, третья четвертинка — бабушке, четвертая — дедушке. Торт был целый, теперь разделен на четыре части. Каждая часть называется "четвертинка"».

Закрепляем: обыграйте эту ситуацию в кукольном уголке: «У нас есть одно яблоко, как угостить им и Зайку, и Мишку?» (Нужно разделить яблоко на две половинки.) Вспомните стихотворение:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька для ежа...

Эта долька для стрижа.

Эта долька для утят.

Эта долька для котят.

Эта долька для бобра.

Ну а волку — кожура.

Рассердился волк — беда!

Разбегайтесь кто куда!

А если нужно угостить троих детей, а яблоко одно, как разделить его поровну?

Математика в пакетах

Игра помогает закрепить умение различать предметы по величине (больше — меньше)

Необходимый инвентарь: пустая тара из-под продуктов.

Как играем: после обеда у вас остаются пустые коробки из-под сока, молочных продуктов? Сколько полезных игр можно придумать с ними! Составлять их, как матрешки, одна в одну. Считать, каких коробок больше, меньше, на сколько. Строить из губок пирамидку. В большие коробки складывать фасоль, в маленькие — горох и т. д. Ну а вы в это время можете заняться делами на кухне.

Полезные стихи

Много нужно овощей, чтоб сварить кастрюлю щей.

Капусту, лук, морковку нашинкуем ловко.

Потом картошку тоже, почистив, в суп положим.

Помидоры, перец красный вкус и цвет дадут прекрасный.

Петрушку, зубчик чеснока, укроп не будем класть пока,

А в конце мы их добавим, потому что суп заправим.

Огурцы, салат, редиску мы помоем, сложим в миску.

Их сырыми есть мы можем, сладкий перец, репку тоже.

Кабачки и баклажаны мы потушим со сметаной.

Свекла красная вкусна, если сварена она.

Кушать овощи, друзья, любит вся моя семья.

* * *

Чудак-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот —

Вот так человек изобрел бутерброд.

Развивающие игры

Каждый родитель знает, что игры для детей помогают знаниям усваиваться в голове ребенка гораздо быстрее. Развивающие игры для детей помогают обучаться вашему ребенку в легкой игровой форме, отчего процесс обучения становится наиболее эффективным.

Согласитесь, всегда приятно видеть ребенка здоровым, умным и активным. Этого хотят все уважающие себя родители. Ну что ж, дерзайте! Только вы способны помочь ребенку развить умения и способности в играх и познакомить его, таким образом, с окружающим миром. Давайте же скорее узнаем, в какие игры стоит поиграть малышу, когда ему скучно и нечем заняться.

Игры для детей 3 лет с мячом

В 3 года малыш становится подвижным и веселым, нельзя упускать это время, нужно научить ребенка самостоятельно играть с мячом.

Такие игры разовьют у ребенка ловкость, меткость, скорость, координацию движений, умение концентрировать внимание и наблюдательность. С мячом можно играть как на воде, так и на суше, как одному, так и в команде. Вы можете сами придумать несколько игр для ребенка с мячом, а также попросите придумать игру малыша. Давайте узнаем правила основных игр с мячом на развитие.

Игры с мячом:

Съедобное - несъедобное

Здесь нужна команда игроков как минимум из 3 человек и ведущий. Тот, кто водит, кидает мяч кому-то из игроков, называя при этом какую-нибудь еду или неживой предмет. Игрок, которому бросается мяч, должен поймать его только тогда, когда слово обозначает еду и отбросить, если был назван предмет. В эту игру можно играть с трех лет.

Игра «Моя семья»

Эта игра учит малышей разбираться в родственных отношениях и вырабатывать реакцию. Ведущий должен бросить игроку мяч, задавая вопрос о родственниках. Ребенок должен поймать мяч, как можно быстрее ответить на вопрос и вернуть его ведущему. В игре должны участвовать как минимум два человека, игра подходит для детей от 3 лет и старше.

Салки

Эта игра подходит для детей постарше, в возрасте 4 года. Чем больше будет игроков, тем веселее играть. Для игры участники должны разбежаться по игровому полю, при этом ведущий должен задеть кого-то мячом, кого он задел, тот и водит, и так по кругу. Большинство детей 3 лет схватывают на лету эту игру.

Вышибалы

Эта игра подходит для детей с трех лет. В ней должны принять участие как минимум три человека. Здесь нужны два ведущих, они становятся на противоположных сторонах поля на расстоянии друг от друга в 7 метров, остальные участники стоят в центре. Ведущие-вышибалы кидают друг другу мяч, стараясь попасть при этом в игроков. Если в игрока попали, то он переходит на сторону вышибалы и помогает выбивать других игроков. Если ведущий поймает мяч, то считается, что он поймал жизнь или свечку. Игра будет продолжаться до тех пор, пока вышибалы не выбьют всех игроков.

Я знаю

Здесь нужны два участника в возрасте 4-5 лет. Один игрок, бросая мяч, другому говорит: «Я знаю имена девочек», при этом он должен ответить сам, назвав три имени девочек. Если он правильно ответил, то другой участник должен поймать мяч, если не правильно, мяч нужно отбить. Эта игра поможет расширить детям собственный словарный запас и поможет развиться быстрой реакции.

Мяч никогда не даст заскучать малышу, даже если на улочке дождик или он единственный ребенок в семье. Родители обязательно должны составить ребенку компанию и поиграть с ним в мяч, если нет компании.

Легкие игры для детей в 3 года:

Бегаем с яйцом. Возьмите шарик от пинг-понга, положите на чайную ложку и начните бегать по всей квартире, стараясь удержать шарик. Поверьте, малыш ни за что не останется безучастным, он заберет у вас ложку и будет резвиться. Данная игра предназначена для развития моторики детей с трех лет.

Болтаем без умолку. В этой игре нужно постоянно что-то говорить, причем все участники игры должны разговаривать одновременно. Кто дольше продержится, то и победил. Игра подходит для детей 3 лет и старше.

Соображалочка. Здесь нужно быстро соображать. Один игрок должен называть какое-то слово, другой должен сказать что-то связанное по смыслу с этим словом очень быстро. Затем нужно поменяться ролями. Эта игра предназначена для детей от 3,5 лет.

Ветеринарная клиника. Ребенок должен уложить в постель мягкие игрушки и лечить их по очереди: перевязывать, давать лекарства, мерять температуру, ставить компрессы, делать уколы. Для этой игры приобретите заранее детский набор медицинских инструментов. Игра подходит для детей от 3 лет.

Грим. Здесь ребенок должен разукрасить ваше или свое лицо акварельными красками. Эта игра подходит для детей в возрасте 3,5-4 года.

Имена для пальчиков. Придумайте вместе с малышом имена для его и своих пальчиков, причем они не должны повторяться. Затем придумайте сказку для пальчиков. Эта игра подходит для детей от 2 лет.

Удержи равновесие. Ребенок должен пройти по самому краю ковра в комнате так, как-будто он идет по тонкому канату над пропастью, то есть, широко расставив руки в стороны. Но для начала вам нужно показать, как это делается. Игра для детей от 3 лет.

Забейте гол. Обозначьте на ковре веревкой края ворот, как в футболе. Ребенок должен немного отойти назад и бросать в ворота шарики от пинг-понга. За каждое попадание ребенок получает очко. Игра подходит детям в 3 года.

Про людей. Посмотрите с малышом в окно и придумайте про людей, которые ходят по улицам, разные истории. Эта игра подходит для детей от 4 лет.

Ведьмочка. Выложите на полу круг из веревки, он будет обозначать дом ведьмы. Один из игроков будет ведьмой, он должен сидеть в домике и подстерегать добычу. Остальные должны ползать возле дома. Когда ведьма начнет выходиться наружу, все разбегаются, она же должна поймать кого-то. Кого поймала ведьма, тот и будет следующим ведущим. Эта игра подойдет для детей в возрасте с двух лет.

Привидение. Все игроки должны закутаться в платки белого цвета и бегать по квартире с ужасающими звуками. Игра для детей от 3,5-4 лет.

Разбойники. Спрячьте в комнате несколько предметов, дети в это время должны быть в другой комнате. Вернувшись оттуда, ребенок должен найти пропажу. Эта игра подойдет для детей от 4 лет.

Игрушечные денежки. Кладите монеты под бумагу, берите карандаш и трите им поверх монеты на бумаге. Убираем монету и вырезаем бумажную денежку. Эта игра подойдет для более старших детей в возрасте 5-6 лет.

Змейка. Здесь чем больше будет игроков, тем будет веселее. Нужен один направляющий, он будет головой змеи. Направляющий должен говорить игрокам, что нужно делать и первый делает это действие, например, ползет, прыгает, поворачивает. Остальные должны повторять все его движения так, как-будто они неразрывный хвост змеи. Обязательно снимите эту игру на видео, получится довольно забавно. Игра предназначена для детей с 3 лет.

Развивающие игры для детей 3-4 лет. Образное мышление

Очень важно, чтобы малыши в этом возрасте развивали не только моторику, развивающие игры этого направления описаны в статье «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Моторика» и логику, о чем говорит статья «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Логика», необходимо развивать и образное мышление – таковы полезные советы и рекомендации специалистов по детской психологии от «Дома Советов».

Рисунки-меры длины.

В этой игре дети учатся различать меры длины. Для этого взрослый берет лист бумаги, на одном конце которой рисует один домик, около него рисует фигуру шагающего человека, рядом – жука, на другом конце листа пусть будет другой домик. Спросите у малыша, как он думает, кто шире шагает, кто быстрее доберется до другого домика и почему. Объясните, что, чтобы понять, какое расстояние от одного домика до другого (нужно нарисовать стрелки и провести линию от одного домика до другого), нужно измерить это расстояние или шагами человека (прочертите линию, обозначающую шаг нарисованного человека), или шагами жука (тоже нужна линия, обозначающая шаг жука). Спросите ребенка, как он думает, чем можно еще померить расстояние между нарисованными домиками (ветки, ботинки и т. д. – например, вспомнить мультфильм «38 попугаев»). Объясните ребенку, что существуют линейки с делениями, приведите пример, что шаг жука, муравья или другого мелкого насекомого равняется одному делению линейки, а шаг человека может составлять много таких делений.

Рисунок дождя.

Эта игра развивает воображение ребенка и дает ему возможность выразить свое представление о дожде на бумаге. Пусть взрослый нарисует тучку. Потом можно спросить ребенка, какие дожди он знает. Можно помочь малышу, подсказав, что дождь бывает «слепым», «грибным», ливневым, мелким и т. д. Спросите, как ребенок понимает эти названия, объясните, что они означают. Можно нарисовать вместе с ребенком на тучке очки («слепой» дождик), грибы, которые падают из тучки («грибной» дождик), крупные капли, которые падают из тучи, мелкие штрихи – мелкий дождик. Расскажите, что на самом деле означают эти названия, когда какой дождик называют тем или иным названием – «слепой» дождь означает, что дождик «не видит», что на улице солнышко и идет; «грибной» дождик – мелкий, теплый и после него очень быстро растут грибы и так далее. Можно поиграть в игру: скажите «дождик грибной», и начинайте «собирать грибы» и т.п.

Рисование разными способами.

Эти игры расширят кругозор малыша, дадут ему новые интересные знания.

Малышам часто надоедает рисовать красками или карандашами, поэтому можно рисовать и водой. Для этого нужны брызгалки, - наполните их водой, разбавьте в ней чернила. Очень интересно играть на улице зимой – раскрашивать снежных баб и другие снеговые фигуры. Можно слепить обыкновенные снежки и полить их сверху разноцветной водой. Если разрезать потом снежок, то будет видно, как краска проникает в толщу снега. Покажите малышу, что густая краска не так глубоко проникает в снежок, как краска разбавленная. А кроме того, можно понаблюдать вместе с малышом, как краски или чернила растворяются в бутылочке с водой.

Еще одно наблюдение, которое может быть интересным ребенку – размешивание красок, смешение красок между собой. Можно показать, что синий и желтый вместе дают зеленый, красный и синий дают в смешении коричневый. Если ребенок заинтересовался, можно рассказать также, что основных цветов только три – красный, синий и желтый, а остальные цвета получаются, если смешивать их между собой. Расскажите также и о белом цвете, и о черном: что черный цвет получается тогда, когда нет никаких цветов – приведите пример: черная ночь, когда нет света; а белый цвет, наоборот, получится, если он «съест» все цвета в одинаковых количествах. Не менее интересно будет ребенку порисовать ладошкой, пальчиком, делать отпечатки листиков, цветов и другими предметами.

Дорисовка по сюжету.

Эта игра развивает воображение малыша. Придумайте сказку: например, как спрятать мышку от кошки. Нарисуйте мышонка, может быть, это будет стилизованный мышонок – из мультфильма, или только его контуры, главное – озвучить, что это - маленький мышонок. Неподалеку от мышонка нарисуйте сыр. Нарисуйте на другом конце листа кошку – для этого необязательно иметь художественные способности, важно сказать малышу, что это - кошка. Расскажите, что кошки охотятся за мышами и хотят их съесть, поэтому мышку нужно спрятать. Спросите, что нужно мышке, чтобы ее не съела кошка. Например, можно между кошкой и мышкой нарисовать стенку – заштриховать свободное на листе пространство, или над мышкой и сыром нарисовать домик. Если же в вашем доме есть мыши, а кошки их ловят, то можно создать другой сюжет: барашек, трава и волк и т. п.

Плачущие сосульки.

Для этой игры нужно взять чистый лист бумаги, вырезать из цветной бумаги сосульки и наклеить их сверху чистого листа. Нарисуйте сбоку солнышко и спросите у ребенка, что случится с сосульками, когда будет греть солнышко. Если малыш затрудняется сказать, то напомните ему, что сосульки начинают таять, и вода капает на землю. Предложите ему нарисовать, как «плачут» сосульки. Обратите внимание ребенка, что сосульки «плачут» тем же цветом, что и они сами, помогите подобрать краски под каждую сосульку. Капли можно рисовать простым приложением кисточки к бумаге. Покажите, как это выглядит на примере одной сосульки. Или поиграйте с малышом в соревнование – у кого больше капель получится.

Играющий котенок.

Нарисуйте котенка (или вырежьте и наклейте на лист бумаги готовую картинку из открытки или журнала). Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята: с нитками, клубками – со всем, что двигается, катается, летает и прыгает. Можно заготовить детали: мячики, бабочек, клубки с нитками, кузнечиков и т. п. Их можно нарисовать и вырезать или использовать готовые картинки. Пусть малыш сам подберет из набора деталей игрушки для котенка. Покажите ребенку, как работать с пальчиковым клеем, как наклеивать детали на бумагу. Если у вас нет каких-то деталей, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе с ним: например, телевизор, который привлекает котят двигающимися фигурами, нитка с бантиком, воздушные шарики, мухи, шторы, на которые они любят забираться, и т.п. Получится настоящая забавная картинка. Можно найти стихи про котят и прочитать ребенку.

Развивающие игры для детей 3-4 лет. Логика

Возраст 3-х – 4-х лет – это возраст познания, когда у ребенка вырабатывается своеобразное собственное логическое мышление, которое необходимо поддерживать и

 развивать. Поэтому кроме игр, описанных в статьях «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Образное мышление» и «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Моторика» специалисты «Дома Советов» дают советы и рекомендации, как именно развить детскую логику.

Собрать правильно.

Это очень простая игра, которая у взрослого не отнимет много времени, так как ее можно проводить параллельно с работой на кухне. Достаньте и поставьте на детский низкий стол или на пол кастрюли и положите рядом с ними вперемежку крышки. Попросите ребенка подобрать к каждой кастрюльке свою собственную крышку, чтобы она подошла по размеру и цвету. Можно кроме кастрюль поставить небьющиеся пластиковые или металлические банки, и тогда игра удлинится.

Игра с воздушными шариками.

Покажите ребенку, что, если надуть шарик, и его не завязать, то он выпустит весь воздух и сдуется. Спросите у малыша, как он думает, почему это произошло. Если он выдвигает какие-то версии, внимательно выслушайте его и поправьте, если он не прав, и постарайтесь похвалить, если в его рассуждениях есть определенная логика (пусть даже и неверная). Расскажите истинную причину (доступную детскому пониманию), почему шарик сдувается, и почему его нужно завязать ниткой, чтобы надутый воздух остался внутри. Чтобы закрепить знания, нарисуйте на бумаге шарики, вместе с ребенком изобразите, как выходит воздух из незавязанного шарика – в виде тонких штрихов, клубочков и т.п. Подрисуйте к нарисованным шарикам ниточки. А потом можно поиграть с настоящим шариком, показывая, какой он легкий, и как красиво летает.

Обрисовка контура.

Нарисуйте на листе контуры листьев разных деревьев и попросите малыша указать контур, который принадлежит определенному листку. Для этого возьмите несколько листков с разных деревьев, как с характерным профилем – дуб, рябина, так и со схожими листками – липа, береза и т.д., положите их рядом с нарисованными контурами. Если ребенок затрудняется выбрать, подскажите ему, как можно точно подобрать – приложить листик к нарисованному контуру и посмотреть, совпадают ли все линии. Потом можно порисовать листья от руки, глядя на них, или обвести их контуры. Потом можно обвести контур руки ребенка, контур карандаша, чашки, других фигурных предметов.

Подбери подходящую вещь.

В эту игру можно играть дома, она не отнимет время у взрослого, зато даст возможность ребенку научиться сопоставлять предметы и требования к ним. Например, попросите малыша найти среди кастрюль на кухне такую, которая была бы больше какого-то предмета (покажите этот предмет), но меньше другого предмета (покажите этот предмет). Задайте дополнительные условия: например, чтобы эта кастрюля не имела зеленых рисунков, но имела красные. Это задание может касаться чашек, различных банок или других предметов, - тут главное, чтобы были похожие вещи, но отличающиеся тем или иным свойством – размером, цветом, формой и т.п. Можно попросить по такому же принципу подобрать книгу на полке – чтобы она была меньше такой-то книги, но больше такой-то, тоньше этого размера, но толще вот этого, чтобы на обложке были нарисованы звери, но не было людей и так далее.

Сколько по сколько.

Задайте ребенку задачу – как разделить на всех членов семьи имеющиеся фрукты или конфеты. Если в семье много людей, или должны прийти гости, можно расставить стулья по количеству гостей и сказать: тут будет сидеть тот-то, тут – тот-то. Предложите отложить в тарелку столько конфет или других угощений, сколько будет гостей. Когда ребенок будет откладывать угощение на тарелку, предложите ему называть по имени каждого гостя, а сами добавляйте цифры по порядку: бабушка – один, папа – два, дедушка - три, сестренка – четыре, братик - пять и так далее. Не страшно, если число гостей будет больше десяти, цифры называть можно, тем более, что их можно часто повторять и по другому поводу – например, считать кошек во дворе или голубей на крыше.

Спросите, как думает малыш, как распределить между всеми одну луковицу или одну морковку, похвалите за остроумный ответ, а если малыш затруднится ответить, подскажите ему сами и посмейтесь вместе с ним.

Овощная геометрия.

Понаблюдайте вместе с ребенком за формой овощей и фруктов, а также разных продуктов: например, арбуз, дыня похожи на шар, морковка на конус, буханка хлеба похожа на призму, баклажан – на большую каплю, кабачок напоминает цилиндр. Покажите ребенку срез каждого продукта и объясните, что в срезе шара будет круг, в срезе призмы – прямоугольник или квадрат, срез кабачка тоже даст круг, так же как и срез морковки.

Пусть он попробует с зарытыми глазами на ощупь определить, какой продукт он держит.

Покажите также продольный разрез продукта, укажите, что срез поперек отличается от продольного среза. Если ребенок попросит нарезать овощи под углом, покажите ему, что будет в срезе в этом случае. Вкусные фрукты дайте ребенку съесть, чтобы он получил удовольствие от занимательной «фруктометрии».

Интересно будет ребенку составление из нарезанных или же целых овощей и фруктов каких-то фигур. Например, пока вы нарезаете продукты, малышу можно предложить составит из них домик – взять куски хлеба и сложить из них стены, а сверху их накрыть корочкой от арбуза. Из начищенной картошки и луковицы он может сделать «снеговиков». Скреплять между собой фигурки можно при помощи зубочисток. Предложите ребенку нарезать формочками фигурки, которые потом будут запечены или пожарены. Можно также поставить нарезанные кусочки овощей таким образом, чтобы создать «эффект домино».

Сок от почищенной свеклы можно использовать как краску. Постелите чистый лист бумаги на кухонный стол, поставьте рядом с малышом мисочку со слившимся при очистке овоща соком, дайте ребенку также несколько нарезанных плоских кусочков, например, картофеля. Предложите малышу класть кусочки картофеля в сок, а потом прикладывать их к бумаге, чтобы получился отпечаток. Можно разрешить порисовать на бумаге пальчиком, который малыш будет окунать в сок. Конечно, нужно объяснить, что краска пачкает не только бумагу, но и одежду, и если малыш не хочет испортить ее, то руками, выпачканными в соке, стоит водить только по бумаге.

Развивающие игры для детей 3-4 лет. Моторика

Этот возраст является возрастом движения, поэтому рекомендации и советы специалистов от «Дома Советов» гласят, что чем больше развита моторика рук, тем большей степени развития может достигнуть ребенок в процессе своего взросления. Игры по моторике лучше всего сочетать с играми на развитие других психических процессов ребёнка, которые приведены в статьях «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Образное мышление» и «Развивающие игры для детей 3-4 лет. Логика». В этой же статье вы познакомитесь с развивающими играми, которые улучшат моторику рук у малышей.

Лепка.

Для лепки подойдет мягкий пластилин, мокрая глина, кусочек теста. Для начала можно показать малышу, как можно слепить из пластилина колобок, кулич, разные другие фигурки: грибы, деревья, овощи. Если работа пойдет легко, и ребенку понравится, сделайте вместе с ним более сложные предметы, которые бы состояли из нескольких деталей – например, машинку, самолетик и так далее. Интересно будет малышу, если он вылепит из теста маленькие фигурки, особенно эта игра развлекает детей, если взрослые что-то готовят на кухне. Тогда малыш будет приобщаться к домашней работе и с удовольствием готовить вместе с другими членами семьи.

Можно взять в равных пропорциях соль и муку, смешать их вместе и добавить несколько капель воды, чтобы получилось тугое тесто, и из него вылепить забавную мордочку или фигурку животного, например, бегемотика. Потом фигурку запекают в духовке. После того, как она остынет, ее красят красками – так может получиться забавная настольная статуэтка. Сделайте вместе с ребенком, и он будет очень гордиться своей работой.

Цветы.

Скрутите тонкие палочки из бумаги. Достаньте немного ваты и нарвите из нее несколько маленьких комков. Предложите малышу сделать заснеженное дерево. Для этого нужно воткнуть палочку в поролон, а на нее наклеить пальчиковым клеем кусочки ваты. Сделайте вместе с ребенком одно дерево, а другие предложите сделать самому.

Массаж рук.

Если в доме есть орехи со скорлупой, положите их на стол или пол и предложите ребенку покатать их ладошкой все вместе. Потом можно положить один орех на одну ладонь, а другую положить сверху и покатать орех на ладошке. Можно предложить спрятать орех в руке, а потом «найти». Можно покатать орешек по наружной стороне кисти, положив одну руку на стол, а другой сверху покатать орешком. Дети любят играть с мелкими деталями – поэтому спрячьте орешек среди гороха в миске, и пусть ребенок его найдет.

Рисование на песке.

Насыпьте на плотный лист бумаги, на грифельную плоскую доску или на стекло горстку муки, песка или манки – то есть любой мелкодисперсный (не строительный) материал. Ладонью выровняйте его в плоскость тонким слоем. Предложите ребенку порисовать пальцем на нем. Покажите пример, затем снова засыпьте это место. Также можно использовать готовые специальные двойные доски с сыпучим материалом между ними и экраном. Но там рисовать гораздо сложнее, чем просто пальцем.

Работа, как игра.

Моторика детей может развиваться и в процессе помощи по хозяйству. А чтобы малышу не было скучно, превратите уборку в игру.

1. Например, часто во время домашних работ появляются лужицы от воды – во время готовки пищи, полива цветов, уборки и так далее. Научите ребенка пользовать губкой. Сначала налейте немножко воды в одну тарелку, предложите опустить в нее сухую губку и посмотреть, что из этого получится. Когда губка впитает воду, попросите ребенка аккуратно, не выжимая, перенести ее в другую тарелку и потом уже выжать воду. Когда у него будет хорошо получаться, предложите малышу следить, не появилась ли вода на полу или столе, предложите ему побыть главным над лужицами, и пусть у вас под рукой будет сухая губка, которой мог бы воспользоваться малыш, чтобы убрать воду.

2. Малыш может поиграть и в другую игру – собрать мелкие предметы на совок щеткой. Для этого понадобится маленькая щетка с недлинной рукояткой, чтобы ребенку было удобно ее держать, и небольшой совок, в который он мог бы сметать мелкий мусор. Нужно показать малышу, как лучше это делать, и несколько раз попробовать собрать мусор вместе с ним.

3. Некоторые дети любят играть с маленькими предметами. Попросите малыша выбрать из крупы черные камешки и зернышки. Насыпайте горки маленькими, чтобы ребенку с самого начала не стало скучно. А потом, по мере того, как будет заканчиваться «объем работ», добавляйте понемногу еще крупы. Если у ребенка пропал интерес, не настаивайте, а предложите ему поиграть в другой раз.

4. Поручите малышу быть главным по вытиранию посуды. Для начала поручите ему вытирать пластмассовые тарелки, ложки и другую не опасную посуду.

5. Можно объяснить ребенку, особенно мальчику, что можно накачать силу и при помощи обыкновенной мясорубки (если вы пользуетесь ручной), он может немного покрутить рукоятку, когда вы перекручиваете маленькие куски мяса, картофеля, помидоры и другие не очень плотные продукты.

6. Поручите ребенку пересыпать крупу из одной посуды в другую. Для начала возьмите пустую чистую сухую чашку, поставьте ее рядом с чашкой, наполненной крупой. Покажите малышу, как можно пользоваться ложкой, чтобы постепенно пересыпать крупу в пустую чашку. Постарайтесь подобрать удобную, нетяжелую, но достаточно глубокую ложку, которой было бы удобно набирать крупу. Также нужно показать, как набрать крупу, когда ее остается мало, и она на дне посуды – наклоните чашку, и покажите, как зачерпнуть оставшуюся крупу.

Разложи по формочкам.

Дайте ребенку миску с фасолью, пластиковые формы для яиц и плоский пинцет с округлым краем. Предложите ему брать пинцетом из миски фасоль и складывать ее в формочки. Малышу также интересно будет поиграть с пипеткой. Он может набирать пипеткой из стакана воду и капать в разные формочки. Хорошо, если формочки будут разного цвета, тогда можно обратить внимание ребенка, что вода кажется такого же цвета, что и формочка, объяснить, почему нам так кажется: вода прозрачная, и через нее мы видим стенки формочки, а саму воду почти не видим.

Развивающие игры для детей 3-4 года

День и ночь

        Игра развивает воображение детей, творческое мышление. Вместе с тем учит выполнять правила, тем самым дисциплинируя ребенка.

 Играть можно как в помещении, так и на свежем воздухе, как с одним малышом, так и с большим количеством детей.

Дети стоят произвольно, на достаточном  расстоянии друг от друга. Взрослый произносит «День!» Дети начинают активно двигаться: танцуют, прыгают, бегают.

 Ведущий может добавить еще одно слово, например, «бабочки», «лягушки», «медвежата», «летчики»,   «пловцы».  Тогда  дети изображают того, кого назвал ведущий.

По команде «Ночь!» дети приседают на месте и не шевелятся, «засыпают». «Ночь» длится не более тридцати секунд. Всех, кто за это время пошевелился, взрослый выводит из игры. В следующих «раундах» они не участвуют.

 Игру можно повторить до пяти раз. Те дети, которые «продержались» до конца игры, считаются самыми ловкими.

Поезд

Трудно увести разгулявшегося малыша с улицы? Попробуйте поехать домой на «поезде». Возьмитесь один за другого («вагончики зацепились») и в путь!

Если вы играете в эту игру дома, пригласите сесть в «вагончики» ваших близких или детей, пришедших в гости. Все участники встают друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впереди стоящего. Двигаются топающим шагом, то ускоряя, то замедляя движение в соответствии с текстом. Игра учит четко взаимодействовать всех ее участников, меняя темп от медленного к быстрому и обратно.

В поезд сели мы с тобой

И поехали домой.

Мы проехали чуть-чуть,

Не спешили, чу-чу-чу.

После поезд разогнался

И быстрей, быстрей помчался.

А как стали подъезжать,

Он замедлил ход опять.

Стоп!

 (М. Грузова)

Игру повторяют два-четыре раза.

Бери цветок!

Игра развивает реакцию и ловкость малышей.

 Играют взрослый и ребенок. Они стоят напротив друг друга. Между ними лежит цветок.

Если детей несколько, они стоят, располагаясь по кругу, а взрослый находится внутри круга. Перед каждым ребенком на полу или на земле лежит цветочек или листочек. Лучше, если они искусственные или вырезанные из бумаги, — учите детей беречь природу! Взрослый прохаживается мимо ребенка и говорит:

Похожу, похожу,

На цветочек (цветочки, листочки) погляжу!

Не зевай, дружочек,

А бери цветочек!

После чего взрослый пытается забрать цветок, а ребенок старается поднять его первым, то есть не отдать.

 ВНИМАНИЕ! Взрослый должен быть осторожен, чтобы в этот момент не столкнуться с малышом.

зонтики

Эта игра на внимание и знание цветов. Если у вас найдется 3-4 зонтика разного цвета (например, синий, красный и зеленый), используйте их. В противном случае сделайте заменители — конусы из цветного картона.

 Участвуют в игре взрослый и ребенок, несколько детей. Играть можно в помещении и на улице.

Перед игрой попросите игроков назвать вам цвет каждого зонтика. Раскрытые зонтики разложите в разных углах комнаты или площадки.

ВЗРОСЛЫЙ:

Светит солнышко опять,

Приглашает погулять.

Дети «гуляют» — ходят в разных направлениях. Можно включить веселую детскую песенку (на улице — на мобильном телефоне), тогда «гулять» станет веселее. Дети смогут скакать или приплясывать под нее.

ВЗРОСЛЫЙ:

Солнце светит ярко,

И (Алеше, Наташе) ребятам жарко.

Дети обмахиваются, показывая, как им жарко.

ВЗРОСЛЫЙ:

Вы под желтый (красный, синий) зонт бегите

И в тенечке отдохните.

Если ребенок один:

Под зеленый (ты под желтый) зонт иди

И в тенечке посиди.

Потом взрослый быстро произносит: «Раз-два-три!» Пока взрослый считает до трех, дети должны оказаться под названным зонтиком. Кто не успел или прибежал под зонтик другого цвета, считается проигравшим («сгорел на солнышке»). Он выбывает из игры.

 При повторах игры ведущий называет другие цвета, чтобы дети могли посидеть под каждым.

Петушок — Русская народная игра

Играющие встают в кружок вокруг ребенка — «петушка». Если нет других детей, достаточно двоих-троих взрослых. По возможности наденьте на водящего любой головной убор красного цвета. Это будет «гребешок». Он поможет войти ребенку в образ.

 Участники, держась за руки, двигаются вокруг «петушка» и приговаривают:

Петушок стоит,

На весь двор кричит.

услышит, тот бежит,

Кто услышит, тот бежит!

Водящий кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

 После чего круг размыкают и разбегаются кто куда. «Петушок» пытается всех догнать и «клюнуть» (дотронуться рукой).

 Для повторения игры «петушка» можно выбрать считалкой. Или «петушком» становится самый ловкий -тот, кого водящий вообще не поймал либо пойма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...