Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольника
статья (старшая группа) по теме

Петрова Светлана Тадеушевна

Советы как развивать ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль развивающих игр в умственном развитии детей дошкольного возраста

Петрова Светлана

Тадеушевна

Воспитатель ГБДОУ

Детский сад №104

Невского района г.Санкт-Петербурга

     Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки его к школе и к будущей его жизни. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка.

     В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами (А. В. Запорожец , Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.). Какие-либо дефекты воспитания и развития, допущенные в период дошкольного детства, фактически, труднопреодолимы в старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

     Под содержанием умственного воспитания в дошкольной педагогике понимается формирование у детей определенного объема знаний об окружающих предметах и явлениях (общественной жизни, живой и неживой природы и т.п.) и способов мыслительной деятельности – умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать простые обобщения. Объем и характер содержания умственного развития определены программами воспитания и обучения.

    Успешность умственного развития детей зависит от характера усеваемых знаний, а также от методов обучения. Обучение должно не только сообщать знания, но и воспитывать и развивать личность. Сообщая знания, важно следить, чтобы развивалась мысль ребенка, чтобы у него формировался интерес к знаниям, чтобы развивалась умственная активность детей.

     Нередко и родители и педагоги считают, что сам факт приобретения знаний развивает ум ребенка. Однако такой взгляд ошибочен. Ведь нередко случается, что дети запоминают сообщаемые знания, не осмыслив их, не умея использовать их в иных условиях. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований, её решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики…». В основе успешного освоения учебной программы лежат такие психические функции как восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Используя новые методы и формы работы, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка.

Многие психологи (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.И. Непомнящая, П. Я. Гальперин и др.) отмечают, что успешное обучение в школе зависит от умственных способностей – это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность использовать их для решения разнообразных задач.

      Конечно же, в возрасте от 3 до 7 лет основным и самым эффективным способом заниматься с ребенком, обучать его чему-либо и продолжать развитие тех или иных качеств, влияющих на психологическое и общее развитие, является игра. Главную роль в развитии психики ребенка дошкольного возраста выполняют те или иные занятия, построенные на основе игры. Именно игровая форма обучения – это кратчайший путь к достижению поставленных целей и задач! Родители и педагоги должны стремиться построить игровой процесс таким образом, чтобы он охватывал самые разнообразные области и сферы деятельности. Только такой подход может обеспечить наиболее эффективную и качественную подготовку малышей к следующему важному этапу в своей жизни – переходу в школу.

     Темп жизни людей настолько велик, что родителям порой не хватает времени заняться со своими детьми, просто сесть и поиграть с ними. И уж тем более целенаправленно, систематически развивать их. Поэтому одной из задач педагога состоит в том, чтобы не упустить возможности развивать в ребенке заложенные способности, помочь ему раскрыться, чтобы он мог познавать мир легко и самостоятельно. Один из способов развития интеллектуального развития ребенка  это развивающие игры. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному, и очень важный принцип творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Постепенное возрастание трудностей в играх, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения. Многие педагоги в своей работе  используют известные развивающие игры:

- игры Никитина Б.П. («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Уникуб», «Кирпичики», «Точечки», «Внимание», «Угадайка»)

- блоки Дьенеша

- вкладыши Мантессори

- цветные палочки Кюизенера

- «Геоконт», «Веселый квадрат» В.В.Воскобовича и др.

     Познание  окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень  их развития, тем богаче возможности  познания окружающей действительности. Чем больше разнообразной информации поступает  в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), а это, конечно же, сказывается на уровне его интеллекта. А если во время занятий активизировать сразу несколько сенсорных систем, между соответствующими центрами в мозге будут интенсивно формироваться нервные связи, координироваться работа различных отделов мозга. Поэтому в детском саду большое  внимание уделяется сенсорному развитию. Используются такие игры как:

  • Геометрическое лото
  • Назови, какого цвета, формы, размера
  • Найди такую же картинку
  • Подбери одинаковые
  • Определи на ощупь
  • Найди клад
  • Построй как я
  • На что похоже
  • Угадай-ка
  • Чудесный мешочек
  • Домино
  • Мозаики
  • Вкладыши
  • Собери так же
  • Обведи по контору
  • Распредели по домикам

     Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Проявляясь как бы внутри познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) внимание способствует повышению их эффективности. Здесь можно предложить таки игры как:

  • Найди все круглое, квадратное, желтое, зеленое, большое и т.д.
  • Что изменилось
  • Повтори
  • Найди сходство, различие
  • Найди ошибку
  • Будь внимателен
  • Выложи такой же узор
  • Построй так же
  • Сделай такую же фигуру
  • Цепочки
  • Повтори за мной
  • Обезьянки
  • Разноцветные цепочки
  • Что в коробочке лежит

     В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы обогащать ее полезными знаниями, упражнять произвольную память.

  • Что пропало
  • Что изменилось
  • Выложи узор как я!
  • Выложи по памяти
  • Фотография
  • Придумай цепочку
  • Внимание
  • Запомни и повтори
  • Запомни место
  • На что похоже
  • Что я видел
  • Делай что скажу, а не то, что покажу
  • Сколько покажу кружков, столько сделаем прыжков
  • Расскажи на ощупь

Большое внимание уделяется развитию воображения (оно необходимо для всякой творческой деятельности). В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением  жизненного опыта и развитием  мышления формируется творческое воображение. А помогут в это такие игры как:

  • На что это похоже
  • Дорисуй предмет
  • Кляксы
  • Тактильная память
  • Придумай свой узор
  • Хорошо - плохо
  • Придумай свою сказку
  • Что общего
  • Что можно построить
  • Для чего это пригодиться
  • Угадай предмет
  • Отгадай, что я показываю
  • Бывает – не бывает
  • Построй из палочек, чтобы было похоже на …
  • Чудесные превращения
  • Чего на свете не бывает

      Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между предметами и явлениями. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает, отношения между окружающими явлениями.  Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается  словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей  аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность  глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны. Значительную роль в умственном развитии играют логические (занимательные) игры  и упражнения,  задачи-смекалки, решение которых воспитывает наблюдательность, пытливость, находчивость, гибкость ума. Развивать мышление можно с помощью следующих игровых упражнений:

  • Что лишнее
  • Что сначала, что потом
  • Продолжи ряд
  • Составь узор
  • Собери картинку
  • Сложи квадрат
  • Собери цепочку
  • Игры с обручем
  • Найди клад
  • Кто в домике живет
  • Уникуб
  • Геоконт
  • Кубики для всех
  • Волшебный квадрат
  • Головоломки (пифогор, танграм, волшебный круг, монгольская игра и т.п.)
  • Счетные палочки
  • Логический ряд
  • Найди закономерность

     А по сколько родители, порой, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, способов его развития, то еще одной из задач педагога является педагогическая информированность родителей. С этой целью в детском саду необходимо использовать  активные формы и методы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, папок передвижек, привлечение к создание предметно-развивающей среды, к совместной деятельности с участием родителей, оформление фотоальбомов, семинаров-практикумов, мастер классов.

  Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что “знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество”.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Экспериментирование  детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной  деятельности дошкольников....

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...

Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников

Из опыта работы "Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников"...

Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников"

Выступление "Роль развивающих игр в познавательном развитии дошкольников" (с показом презентации)...