Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»
опыты и эксперименты по теме

Яковлева Ирина Александровна

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Необходимость утверждения исследовательского подхода в образовании наиболее четко выразил русский педагог – исследователь К.Вентцель (1857 - 1947), говоривший, что «ребенок по натуре своей утилитарист и практик» и утверждавший, что обучение и познание должны быть максимально близки. Поэтому необходимо включать самого ребенка в поиск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_master-klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».

Самое лучшее открытие - то,

которое ребёнок делает сам.

Ральф Уолдо Эмерсон

Теоретическое обоснование.

 Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Необходимость утверждения исследовательского подхода в образовании наиболее четко выразил русский педагог – исследователь К.Вентцель (1857 - 1947), говоривший, что «ребенок по натуре своей утилитарист и практик» и утверждавший, что обучение и познание должны быть максимально близки. Поэтому необходимо включать самого ребенка в поиск.

 Это утверждение не потеряло актуальность и в наше время, так как окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным и требующим от детей поисковой активности. Известно, что любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.

Исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

Это подтверждают и результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, В.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.И.Савенков, Г.И. Щукина), которые показывают, что возможности умственного развития ребёнка дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.

Это проявляется у детей, на мой взгляд, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: Почему? Зачем? Как устроен мир? По мнению академика Н.Н.Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения. 

Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель:

практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

 Исходя из цели, поставила задачи:

 развивать мыслительные процессы, операции, освоение методов познания, причинно-следственные связи и отношения, умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, навыки и умения экспериментирования.

воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

  В процессе экспериментирования дети учатся:

v          Видеть и выделять проблему.

v          Принимать и ставить цель.

v          Анализировать объект или явление.

v          Выделять существенные признаки, связи.

v          Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения.

v          Отбирать материал для самостоятельной деятельности.

v          Делать выводы.

Эксперименты я подбираю  самые разнообразные, но самое главное, они должны быть интересны и привлекательны для детей, а также соответствовать их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые  требуют от меня определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Я провожу опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй, снегом, льдом);

Знакомлю с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

Развиваю географические представления – знакомство с глобусом, солнечной системой, космическими явлениями.

При проведении опытов знакомлю детей с правилами техники безопасности.

Учитывая силу воздействия образа природы на эмоциональное состояние и настроение ребёнка ввожу «Минутки открытий», которые проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети замечают, удивительное в простом («Каменные секреты», «Любопытные листочки»). Особое внимание обращается на форму, цвет, необычность строения, сочетание линий, смену колорита. Детям предлагается поделиться впечатлениями о возникающих при созерцании образах.

Таким образом, проводимая мною работа с детьми по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. Дети активно проявляют познавательный интерес, который заметно возрастает с каждым днем, что, в свою очередь, помогает детям усвоить весь материал. Перед вами диаграмма повышения познавательного развития детей в результате экспериментальной деятельности.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».Сухомлинский В.А.

Просмотр видеофрагмента по теме.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, давайте вспомним, что такое эксперимент?

Дословно в переводе с греческого – это опыт, проба.

Я хочу сегодня в форме сказки провести с вами эксперименты с  разными материалами, так как считаю, что это эффективный метод, ведь детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки. Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой клюв. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Утёнок так близко подошёл к воде, что не удержался и бултыхнулся в воду.

Опыт №3

- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?

   -Возможно ли это, давайте выясним.    

- Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.

- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.

- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.

- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).

- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

- Давайте попробуем.

- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).

Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

Опыт № 4

Налейте в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

 Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт № 5

Песок в ёмкости смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке пальцами. Сначала сделать  отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы. Что можно делать с мокрым песком? (рисовать)

Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие разноцветные бабочки.

Опыт № 6

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки бабочки приклеить с обратной стороны магнит. Что наблюдаем?

 Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

 1. Почему же распускаются кувшинки?

 2. Почему плавают рыбки?

 3. - Что означает «выйти сухим из воды»?

4. Почему идет дождь?

 5. Почему остались следы на песке?

 6. Почему бабочки летят на цветы?

Рефлексия.

Закончить нашу встречу я хочу обменом мнениями с помощью цветов. На поляне растут цветы: красного цвета (было интересно, понравилось мероприятие), синего цвета (было интересно, но кое-что непонятно), жёлтого (было не интересно, многое осталось непонятным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Экспериментирование  детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной  деятельности дошкольников....

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

Статья «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»

Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий ...

«Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника»

Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании р...