"Азбука нравственности"
консультация (младшая группа) на тему

Данилюк Раиса Петровна

           Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Нравственное воспитание проходит красной чертой через все формы и методы дошкольного воспитания. Вот почему надо с самого раннего детства прививать детям нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_nravstvennosti1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

О речевом этикете написано  немало  научных трудов. Состояние современной социальной  культуры во многом определяется уровнем коммуникативно - нравственного развития личности. Отношение людей в обществе должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

            На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у детей дошкольного возраста развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения.

 Важнейшим аспектом этой проблемы является вопрос воспитания культуры общения подростающего поколения.

 Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на умственное, физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание детей, развитие дошкольников  в соответствии с их возрастными и индивидуальными   психофизиологическими особенностями.                      

 Наиболее эффективно воспитательно – образовательная  работа осуществляется  в процессе обучения на занятиях, начиная с младшего дошкольного возраста,  на которых  воспитатели последовательно и в системе дают соответствующие возрасту ребенка  знания и представления.  И не только на занятиях,  но и в режимных моментах,  в трудовой и игровой деятельности.

Большое внимание мы уделяем  развитию устной речи детей. Начиная с младшего дошкольного возраста мы  вместе с детьми заучиваем наизусть потешки, стихотворения пословицы и поговорки о дружбе, о правилах поведения  в быту, о взаимоотношениях между людьми, животными и т.д.

 С какого же возраста нужно воспитывать у  ребенка понимание того, что слово – это не только средство общения? Словарная работа - это планомерное расширение, углубление и обогащение  знаний детей.  Для каждой возрастной группы детей определен уровень речевого развития.

 С раннего возраста  посредством занятий, дидактических игр, бесед, просмотров мультфильмов, наблюдений, праздников, развлечений, игры-драматизации  мы воспитываем у детей уважение к взрослым, прививаем навыки культурного поведения, нравственные привычки, формируем умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Большое внимание уделяем чтению художественной литературы, из которой дети узнают о добре и зле, формируем у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: о доброжелательности, честности, справедливости, толерантности,  отзывчивости.

 На занятиях, а так же во всех режимных моментах используем пальчиковые игры, которые развивают речь детей, мелкую моторику пальцев рук,  внимание, память, помогают в  формировании элементарных математических представлений.                                                            

Дети  с удовольствием выполняют несложные поручения: помочь накрыть на стол, выучить стихотворение, положить на место игрушки и т.д. Мы целенаправленно обучаем дошкольников вежливому выражению своих желаний, просьб, поправляем их, напоминая о силе всем известного «волшебного слова».

 

Происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и активное использование в речи. Так же, как и в дошкольных учреждениях,  родители почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной  образной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых  этикетных  нормах.

Воспитание питает душу, сердце ребенка, его сознание, способствуя росту его человеческих качеств,  формируя  внутренний мир ребенка. Человек,  не воспитанный с  раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, в будущем будет лишён возможности проявить свои лучшие качества в общении с окружающим миром.

 На всестороннее развитие личности огромную роль оказывает развивающая среда.        

В детском саду  в каждой  возрастной группе давно присутствуют  зоны развивающей  предметной среды , в которых силами воспитателей и родителей  создаются  условия для определенного вида деятельности детей. Любому, бывающему у нас в гостях, достаточно одного взгляда, чтобы понять, что при оформлении помещений учитывались требования, возрастные особенности детей и современный дизайн. В « Зоне речевого развития» помещены детская литература, разнообразные сюжетные картинки, альбомы.

Характерным для малышей является подражание взрослым. Эти потребности они могут удовлетворить в «Уголке ряженья», где  размещено большое зеркало, разные головные уборы, сумки, фартуки и т.д. .  

«Уголок свободной самостоятельной деятельности» содержит  материалы по изодеятельности, где ребенок может заняться любимым делом.

Для формирования речи, развития воображения, творческой активности  в группах ДОУ сформированы «Театрализованные зоны», где размещаются атрибуты театров разного вида (настольный, пальчиковый, платочковый, теневой, плоскостной и т.д.).

Также выделили место для  «Уголка движения», где размещается физкультурное оборудование для активизации двигательной деятельности детей в группе.

Все материалы располагаются в доступном для детей месте.

Знания, полученные детьми на занятиях, интерпретируются в игровой деятельности. Здесь происходит формирование коммуникативных навыков, закрепление знаний  о профессиях, об обществе и человеке в целом.

 Для формирования разнообразных интересов детей, познавательного развития очень важна организация  экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.Объектами для экспериментирования: сосуды с водой, песком, камешки плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, пластиковые   различные формочки, мерные стаканы, ветряные мельницы, сосуды разной формы, компас, лупа  и т.п.

Здесь дети проводят эксперименты, наблюдают за жизнью растений, делают выводы об условиях их развития, учатся устанавливать различного рода отношения, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Сухомлинский писал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».

Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание  на то,    «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыши поступают пока должным образом, еще не осознавая  этических норм.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх.

 Игра – драматизация  часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей. Дети стараются глубже передать образ героя, выражая мимикой, жестами, голосом. Имеется большое разнообразие оборудования для организации дидактических игр с сенсорными материалами, сюжетно-ролевых игр («Семья», «Магазин», «Больница», «Гараж» и др.).

 Становление морального сознания личности – процесс длительный.  Между тем в нашем социуме становится все более актуальной  проблема утраты «хороших манер».

Воспитание  -  это дело дошкольное, и, подняв его на более высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы компенсировать и заполнить этот пробел.

 В связи с этим важно,  с одной стороны, чтобы ребенок с раннего возраста усваивал общепринятые нормы употребления обращений. С другой стороны – необходимо, чтобы обращение взрослого к ребенку было корректным, доброжелательным, не причиняющим психологического дискомфорта, не унижающим достоинства, не нарушающим гармонию общения в детском коллективе или дома.

Именно  в сфере социально – личностного развития  детей  происходит  развитие положительного отношения ребенка  к себе, другим людям, окружающему миру – развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.

В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие  детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде: семья – педагог – ребенок.

Дошкольники воспринимают взрослого как образец, эталон, подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы, воспитатели, можем догадаться, как общаются ребенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в домашнем общении особенно обострены, они испытывают потребность в уважительном отношении к себе со стороны взрослых.

Повседневное поведение окружающих как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы и какими средствами он будет их использовать.

Поэтому  перед нами, взрослыми, стоит задача -  сохранить в наших воспитанниках стремление не говорить дурно, не совершать дурных поступков.

Итак, чем раньше мы будем приобщать ребенка к миру Слова, к нравственной стороне общения,  тем успешнее будут результаты, ведь мы являемся эталоном для детей, для нашего

« счастливого будущего».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Азбука нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо ».

Заседание клуба проходило накануне "Дня матери", поэтому на празднике мы поздравляли мам. Материал для праздника был взят из глубин интернета, но он немного переработан под наш случай. Праздник прошёл...

Азбука нравственности. Правила поведения на улице и дома.

На  занятиях воспитатель должен познакомить с основными правилами поведения на улице и дома.    Поддерживай чистоту и порядок, которые наводят взрослые возле дома и во дворе. Не па...

Азбука нравственности. Правила поведения в гостях.

Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребёнок может оказаться.   ...

Презентация к родительскому собранию "Азбука нравственности"

Дается определение понятия "нравственность", раскрываются цели и задачи нравственного воспитания....

Родительское собрание "Азбука нравственности".

Создавая атмосферу радости, тепла, взаимопонимания поможет обеспечить ребенку условия для полноценного развития, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками. Как сказал древний фило...

Статья " Азбука нравственности"

Статья " Азбука нравственности"Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве.........

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ«АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»...