Семинар-практикум для педагогов
материал по теме

Бармина Ирина Александровна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_pedagogov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»  г. Ядрин

Семинар-практикум

для воспитателей

на тему: « Ознакомление дошкольников с произведениями живописи»

                                                                                                                                               Составила:

                                                                                                                                                  воспитатель

 высшей категории

                                                                                                                                                    И.А. Бармина

2015 г

В программе детского сада важное место отведено эстетическому развитию детей, их знакомству с произведениями изобразительного искусства. Возможности изобразительного искусства огромны. Необходимо понять и отобрать те картины, которые для ребёнка наиболее эмоционально значимы, а затем определить методы и приёмы работы с ними. Если вы заметите, что у детей появился интерес к изобразительному искусству, желание знакомиться с новыми картинами, значит, вам удалось, добиться нужного результата.

Восприятие картины - это познание художественного образа, возникающего в голове зрителя, которое может приближаться к образу, созданному художником. На целостное восприятие художественного образа влияют умения детей воспринимать и оценивать действительность, понимать образ при помощи взрослых, фантазировать, рассказывать, объяснять увиденное. Приобщение ребёнка к духовным ценностям формирует уровень культуры, воспитывает нравственные качества личности. Связное и последовательное изложение тесно связано с логическим мышлением и является одним из важных показателей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Направление нашего детского сада - художественно-эстетическое воспитание. Работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду», наша задача по знакомить  с произведениями живописи, например: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), В. Васнецов («Алёнушка», «Богатыри») и др. и с художниками-иллюстраторами детской книги ( И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Коношевич, Е. Чарушин и др.). Так как искусство – не только средство познания действительности, но и источник воспитания, развития чувств, впечатлений. При восприятии художественного образа происходит его осмысление, осознание, после чего ребёнок передаёт свои впечатления в высказывании.

В нашей работе помимо основной программы я использую методическую разработку А.А. Грибовской «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», где подобраны интересные конспекты занятий по видам, жанрам, по возрастному принципу.

На основе разработки А.А. Грибовской я выделила следующие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

  • Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
  • Различать виды и жанры изобразительного искусства.
  • Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.
  • Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
  • Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

В нашем  в детском саду   недостаточно не собрано  художественный фонд – подбирали произведения изобразительного искусства: фотографии, иллюстрации, произведения графики, живописи (репродукции картин и картины), а так же дополнительный материал просмотр слайдов с применением ИКТ. На основе этих материалов по ознакомлению с живописью и иллюстраторами мы не можем создать перспективные планы, чтобы работа проводилась последовательно, постепенно усложнялась, расширяя и уточняя знания детей.

В перспективном плане на год надо учитывать разные формы работы:

- посещение мини- музея

- занятия по ознакомлению детей с искусством

- занятия по рисованию

- кружковая работа, викторины

Устраивали выставки репродукций картин и книг художников- иллюстраторов перед занятиями или после занятий, на которых знакомили детей с данным видом искусства. Выставки постепенно обновляли новыми произведениями. На выставках проводили индивидуальную работу с отдельными детьми, с небольшими подгруппами, чтобы успеть побеседовать с каждым, понять, как они воспринимают произведения искусства. Родителям можно предлагать  продолжить работу с ребёнком дома.

Выставки организовывать можно  как в группе, так и в определённом месте: приёмные групп, музыкальный зал с мини- музеем.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста проводим не менее одного раза в месяц (за счет занятий по рисованию, лепке, аппликации). Занятия проводятся в группе, в музыкальном зале, в мини-музеях. Дополнительно  можно вести кружковую работу два раза в неделю во вторую половину дня. Занятия посвящаем одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.) или на определённую тему подбираем разные виды искусства (образ детей в живописи, в изображениях художников – иллюстраторов, графике).

В первой части занятия, рассматривая произведения искусства, детей учим выделять выразительные средства, которыми пользуется автор произведения (цвет или композиция, или материалы). Например: какого цвета снег, небо и как это передаёт художник, какие цвета характерны для осени, зимы и т. д.

Во второй части занятия дети выполняют задание по рисованию на тему, которая соответствовала содержанию занятия.

Нужно  попытаться сделать каждое занятие  средством художественного развития, привлекая изобразительное искусство, а также художественное слово, которое помогает понять образ, услышать, как это событие описали поэты, писатели.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатый или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить, если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают психологи, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Восприятие картины - это познание художественного образа. И так, как это воспринимает педагог, зависит, появится ли у детей интерес к живописи. Знания и умения педагога, его личностные качества влияют на развитие у воспитанников понимания искусства.

Сегодня мы с вами вспомним об основных методах воспитания художественных качеств детей, обновим искусствоведческие знания.

Предлагаю вам разделиться на две команды.

1 задание. Предлагаю вам, назвать цитату (либо ваше определение, которая являлась бы девизом вашей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

2 задание. Написать на листе бумаги, какие виды изобразительного искусства вам знакомы.

Ответы: 1. Живопись

2. Графика

З. Скульптура

4. Архитектура

5. Декоративно – прикладное искусство

3 задание. Это задание, направлено на закрепление знаний о жанрах изобразительного искусства. На карточке написаны жанры изобразительного искусства, педагоги должны дописать, что является основополагающим при отношении картины к тому или иному жанру.

Натюрморт – объекты живой и неживой природы

Портрет – человек

Пейзаж – природа

Анималистический жанр – животные, птицы

Жанровая картина – события

Мы с вами вспомнили, какие жанры изобразительного искусства бывают.

4 задание. У вас на столе лежат цветные карточки. Вы должны рассмотреть их, и правильно выложить алгоритм «Последовательность рассматривания картины». Наклеить на лист бумаги.

Образец правильного алгоритма:

Жанры живописи; композиционный центр; дополнения, детали; цветовая гамма; настроение.

5 задание. Выбрать репродукцию картины и рассказать о ней по алгоритму.

6 задание. В своей работе мы используем различные методы и приемы. Пожалуйста, перечислите какие из них, вы используете в беседе детьми по ознакомлению с изобразительным искусством.

Ответы: пояснение, сравнение, прием акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно – чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Задание первой команде: объяснить метод вызывания адекватных эмоций, прием «вхождения в картину», пояснение.

Метод вызывания адекватных эмоций – суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Прием «вхождения в картину» - детям предлагается представить себя на месте изображенного человека. Это будит детское воображение. Используя этот прием можно побудить ребенка к рассказу о картине, как будто, он находится в ней, ребенок может описать, что его окружает, какие чувства он испытывает.

Пояснение – применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о картине.

Задание второй команде: объяснить прием акцентирование деталей, тактильно – чувственный метод, сравнение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребенка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приема заключена в том, закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Тактильно-чувственный метод – данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т. д.) . Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

7 задание. Интеграция изобразительного искусства с музыкой. Педагогам предлагается прослушать «Романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Предложить выбрать из ряда репродукций (зимние пейзажи Б. Кустодиева, А. Пластова, К. Васильева) ту, что созвучна настроению музыкального произведения.

Закончить наш семинар хотелось бы такими словами. Научите ребенка видеть и понимать красоту, размышлять о ней, наслаждаться ею и творить своими руками. Тогда малыш вырастит гармонично развитым человеком.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам памятки, в которые входит информация о методах и приемах ознакомления дошкольников с изобразительным искусством, варианты дидактических игр.

Спасибо всем за работу, желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....